План работы
Центра психолого-педагогического сопровождения
Ибресинского района на 2007-2008 год
Основная цель Центра ППС:
- Содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в обеспечении психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в создании психологических условий для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Основные задачи Центра ППС:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, помощи детям и подросткам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- координация деятельности психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях района совместно со службами правопорядка, Центра занятости, а также профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье подростков и молодежи, предупреждению возникновения проблем развития ребенка;
- повышение психологической культуры родителей и педагогов;
- коррекция нарушений звукопроизношения и устной речи.
Совместная деятельность с органами управления образованием
(семинары, совещания)
№ |
Направление деятельности |
Сроки |
Примечание |
1. |
Участие в заседаниях, совещаниях отдела образования. |
в течение года |
|
2. |
Участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних.
Рейды по семьям группы социального риска. |
в течение года |
по графику
еженедельно |
3. |
Заседания Координационного Совета психологической службы образования. |
октябрь, январь, март, июнь. |
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
|
4. |
Семинары для руководителей и специалистов образовательных учреждений. |
октябрь
ноябрь
февраль
март
в течение года |
1. Взаимодействие специалистов социально-психологической службы школы (психологи, социальные педагоги) – отв.: Л.В. Илларионова, специалист по охране прав детства - Л.А. Демидова.
2. Нарушения поведения у детей с риском наркотизации и формирования зависимости от ПАВ (в аспекте проблем современной семьи и психологии подросткового и юношеского возраста)- отв.: секретарь КДН - А.В. Петрова, нарколог ЦРБ - М.В. Матвеева, специалисты ЦППС – Л.В. Илларионова, Н.М. Шорникова, методист по воспитательной работе – С.Н. Турбина.
3. Психогигиена. Повышение психологической грамотности педагогических работников. Сохранение и укрепление их психического здоровья.
4. Системный подход к преодолению речевых нарушений у детей (взаимодействие в работе учителей нач. классов и логопеда) – отв.: Кузнецова Р.Т.
5. Комплексное взаимодействие специалистов ЦППС с педагогами ДОУ(курс лекций с практическими рекомендациями) – методист по дошкольному образованию – С.В. Викторова. |
5. |
Заседания РМО психологов, логопедов, социальных педагогов.
|
сентябрь
декабрь февраль
апрель
|
ИСШ № 1
Малокармалинская СОШ
ИСШ № 2
ИСШ № 1
|
Календарный план мероприятий с детьми
№ |
Направление деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Примечания |
1. |
Модуль
«На старте школы»
1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся первых классов. Помощь в адаптации к школе.
а) Обследования детей с целью выявления отклонений в развитии, нарушений речи;
б) Диагностика адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
в) Диагностика учебной мотивации первоклассников;
г) Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (нарушении речи);
д) Детско-родительские отношения как фактор, обуславливающий развитие ребенка;
2. Психолого-педагогическая готовность к школе.
а) Развитие эмоционально - волевой сферы развития дошкольника.
б) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
в) Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.
г) Диагностика готовности дошкольников к школе.
|
сентябрь- октябрь
сентябрь
октябрь
в течение
года
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь
апрель-май |
Илларионова Л.В.
Кузнецова Р.Т.
Психологи
Шорникова Н.М
Шорникова Н.М
Психологи
Кузнецова Р.Т.
Илларионова Л.В.
Психологи
Кузнецова Р.М.
Шорникова Н.М.
Илларионова Л.В.
Кузнецова Р.М.
Специалисты
ЦППС |
Групповая
диагностика
РМО психологов, логопедов, соц. педагогов
ООШ, СОШ,
Семинар с учителями нач. классов
РМО
с педагогами ДОУ
РМО
с педагогами ДОУ
РМО
с педагогами ДОУ
Групповая диагностика |
2. |
Модуль «Учеба»
1. Профилактика
школьной неуспеваемости.
а) Диагностика учебной мотивации учащихся;
б) Диагностика школьной тревожности;
в) Коррекционно- развивающие занятия с детьми (по результатам диагностик);
г) Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в :
Развитии речи
- развитие фонематических процессов;
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
Сенсомоторном развитии
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики;
д) Особенности методики логопедической работы по коррекции
произношения звука «л».
|
октябрь
декабрь
в течение
года
в течение
года
в течение
года
октябрь
|
Психологи
Психологи
Илларионова Л.В.
Психологи
Кузнецова Р.Т.
.
Кузнецова Р.Т.
Кузнецова Р.Т.
|
ООШ, СОШ
ООШ, СОШ
ООШ, СОШ, ДОУ
ООШ, СОШ,
ДОУ
ООШ, СОШ,
ДОУ
Семинар для учителей
нач. классов.
|
3. |
Модуль
«Учусь общаться»
1. Усвоение культуры
общения.
а) Основы конструктивного общения
б) Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста.
|
в течение
года
согласно графику ыездов
январь
|
Психологи
Шибалова В.Д.
|
СОШ, ООШ
РМО педагогов ДОУ. |
4. |
Модуль
«Профилактика девиантного поведения, вредные привычки»
1. Обеспечение профилактической, консультативной, коррекционной помощи семье, школе на различных этапах формирования девиантного поведения.
а) Мониторинг распространенности наркомании, алкоголизма, курения среди подростков;
б) Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность;
в) Выбери жизнь! (психопрофилактические беседы со старшими школьниками по проблеме СПИДа);
г) Создание информационно-консультативных пунктов (во всех школах, подростковых клубах) по вопросам воспитания детей;
2. Социологическое
исследование.
а) На что ориентирована современная семья?. |
ежеквартально
декабрь
январь
в течение
года
февраль |
Илларионова Л.В.
Шорникова Н.М.
Психологи
Соц. педагоги
Шорникова Н.М.
Соц. педагоги
Шорникова Н.М.
Психологи
КДН
Спец. по делам молодежи
Психологи
Соц. педагоги
Психологи
Соц. педагоги
Зам. по УВР |
ООШ, СОШ
ООШ, СОШ
(тренинги, беседы, круглый стол)
ООШ, СОШ
ООШ, СОШ |
5. |
Модуль
«Личностное развитие»
1. Особенности детей с различными психологическими проблемами личности.
2. Познаем себя.
а) «Кто я?»;
б) «Что я знаю о своих возможностях?»;
3. «Неделя психологии»
( уроки психологического здоровья).
4. Профориентационная
работа.
Деловая игра со старшеклассниками
«Мой выбор» |
апрель
февраль
(согласно графику выездов)
февраль
март
|
Шорникова Н.М.
Психологи
Шорникова Н.М.
Психологи
Кл. руководители
Илларионова Л.В.
|
РМО психологов, логопедов, соц. педагогов.
СОШ, ООШ
СОШ, ООШ
СОШ, ООШ
|
6. |
Модуль
«Родительский клуб»
1. Совершенствование родительско- детских отношений.
а) Организация и работа «Кабинетов для родителей»;
б) Проведение родительских собраний:
«Конфликты в семье – проблема для ребенка»;
«Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка».
|
в течение
года
в течение
года |
Шорникова Н.М.
Илларионова Л.В
Демидова Л.А.
Петрова А.В.
Турбина С.Н.
|
ООШ, СОШ, ДОУ
|
Проводится:
· Индивидуальная диагностика в рамках мониторинга психолого-педагогического статуса учащегося по любому из модулей учебного процесса с целью более глубокого изучения личности учащегося, уточнения предварительных заключений, дополнения характеристики ребенка.
· Выступление на тематических родительских собраниях и конфликтных комиссиях, в рабочем порядке, для ознакомления педагогического коллектива, администрации школы, а также родителей с результатами диагностики и комплексом работ по коррекции.
· Развивающие, психолого-просветительские занятия со школьниками.
· Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, учителей и администрации школы по персональным, личностным, учебным и производственным проблемам.
· Пополнение банка данных:
- детей «группы риска» ( ВШУ);
- состоящих на учете в КДН, ПДН;
- неблагополучных семей.