Сайт учителя русского языка и литературы "МОУ Первомайский центр образования

Романовой Людмилы Ильиничны"

Обобщение опыта работы

 

   Обобщение опыта использования игровой технологии на уроках русского языка и литературы как средство творческой активности учащихся

 

    С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше всего это получается ,играя.

                   Игра-путь детей к познанию

                                                                     мира,в котором они живут и                                                                      который призваны изменить.

А.М.Горький

   Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?  Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит.

    Удивление, азарт , окрыленность, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости сознания ,что ты такой умный , сообразительный, - вот что я хотела увидеть на своих уроках. Прежде всего изменила стиль общения, убедилась , что почти всегда можно перехитрить этих упрямцев : не строгостью, а лаской ,уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса , а переводя их шалость в нужное русло.

    Я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов

«Удобный» ребенок , воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами,- это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он свое «я» прячет под маской.

   Внимание и запоминание слабые у учащихся , если учение не захватывает. Поэтому я стала вводить в урок  игры и игровые ситуации.

  Что следует понимать под игрой?

   ---вид самостоятельной детской  деятельности, в которой есть соревнование( одного человека и всего класса, многих команд, двух команд, в особых случаях- состязания с собой;

   ---необычность формы.

    В играх для школьников не должно быть серости и однообразия, игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции.

    Среди специалистов по игровой педагогике бытует поговорка, что изобрести принципиально новую по замыслу и конструкцию игру – это все равно ,что открыть новый элемент в таблице Менделеева. Во многих книгах встречаются сходные игры под разными названиями и это означает, что подлинная , «играющая» игра  не имеет прямого авторства, а рождается , обкатывается, изменяется во время живого, непосредственного общения детей и взрослых .

    Нужна ли игра на уроках русского языка и литературы ?

   Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение- «А сейчас давайте поиграем!» - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принять за игру даже соревнование  «по рядам» - кто быстрее ответит на вопрос учебника.

    В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она –хлеб насущный .  Известный российский педагог С.Шацкий  даже считал , что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом» . (О.Газман)

    Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время , ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

    Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся .

    Каждый учитель  знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?  Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Фонема в сильной позиции -ошибка исключена , в слабой – внимание! –можно допустить ошибку. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще использовать орфографически насыщенные  рифмованные упражнения , алгоритмы и тестовые задания .  Элементы занимательности   применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока ( опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и ,конечно же ,  игры : «кто больше», «слово рассыпалось»,  «подберите пару», «аукцион»,  «слоговое лото», «слова-невидимки» и т.д. .

       Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке ,по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать ,почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

      На мой взгляд, повысить грамотность учащихся  можно, используя  этимологический анализ слова.

     Этимологический анализ оказывает на школьников сильное  эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова, помогая  сосредоточить внимание учащихся  на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения , поражает школьников ясностью своего значения  и правописания (противник - против,  ухищрения - хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей ( копейка от копье) , третье – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое – своими образными свойствами ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).

      Работу по формированию интереса школьников к русскому языку с помощью этимологического анализа слова провожу в три этапа.

  1. Возбуждение интереса к слову.
  2.  Развитие познавательных возможностей учащихся.
  3. Развитие у учащихся  познавательной самостоятельности и вовлечение их во внеклассную работу.

   Не все учащиеся  одинаково способны к исследовательской деятельности. Поэтому использую дифференцированные классные и домашние задания.

     Умения , полученные учащимися  в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

     Следующей творческой работой  учащихся является школьное сочинение.

      Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем , интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношения к жизни. Необходимо также отметить ,что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.

       Но писать сочинения дети не так-то и любят. Опять передо мной встает проблема : как заинтересовать детей ?

        Игровая технология – вот что спасает учителя и учащихся. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества , когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

     Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. Здесь особенно важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера , что следует подчеркнуть  в анализе специально.

      В своей практике использую также  сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение.

     В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения., как рецензия, эссе, репортаж, интервью, путевые заметки,   юмористические рассказы, лингвистические сказки, дневниковые записи.

     В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.

Письмо –это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы . на литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.

     В последнее время в методической литературе чрезвычайно много вни- мания уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок . заявленный как урок – игра , презентация, урок- фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулирования интереса к содержанию предметного курса, что , бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-диспут и т.д.

       Каким образом заинтересовать ребят промежуточным контролем знаний?

Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре «Путешествие в Музей Морфологии», радует и восхищает меня своими познаниями ничуть не меньше , чем ученик, безупречно выполнивший тест. Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, тем самым , как мне кажется, внушаю детям мысль: «интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания , применять и облекать их в самые неожиданные формы».  Использую разные виды диктантов: графический, цифровой, зашифрованный . на уроках литературы применяю ассоциативные кроссворды.

    В заключении отмечу, что в качестве приемлемых и продуктивных форм промежуточного контроля  я использую сюжетно-ролевые игры, а  также зачетные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть даже это роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того , чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением, внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Для меня,   убедившейся в том ,что  мои ученики не только многому научились , но и полюбили  мой предмет, такая система контроля стала настоящим открытием.

      Меняются времена , меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И хочется работать на пределе, доказывая всем, что не зря ношу гордое имя учитель! Как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы. Вдохновение, веру в себя и в то , что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".