|
Народные предания о нахождении средств на строительство церкви Раскильдинский церковный приход был не велик, но построили такую большую церковь. Многие люди из других церковных приходов удивлялись этому.К Раскильдинскому приходу относятся деревни Раскильдино, Охверкино, Большие Токташи, Малые Токташи, Шундряши, Тури-Выла, Выла (Атмалкасы).Есть разные предания о нахождении средств на строительство церкви. Вот одно из них.«В доме караулки церкви житель д. Таутово Абакумов Петр Никитич (1895 г.р.) рассказал так: -Когда поймали разбойника Пахомку, его вели через деревню Выла-Базары на ссылку в Сибирь. В деревне Выла-Базары зашли в трактир обедать к богатому Микашке. Микашка был русским, и Пахомка был русским. Может быть, они друг друга давно знали. Во время обеда Пахомка рассказал Микашке о местонахождении разграбленных денег из золота и серебра вблизи деревни Тури-Выла, в лесу под вязью. Велел он использовать эти деньги в честь его имени (т.е. в честь Пахомки) на строительство церкви. Когда увезли его оттуда , Микашка-богач сразу выехал на лошади в деревню Тури-Выла и, приезжав туда, зашел к церковному старосте Кузьмину Федору Кузьмичу. Федор Кузьмич стал угостить такого большого гостя. Купец Микашка на пьяную голову рассказал обо всем, с какой целью приехал он сюда. Сейчас уже вечер, это дело вы сможете сделать завтра рано утром, - сказал купцу староста церкви Федор Кузьмич. Легли спать.Как уснул купец Микашка, Федор Кузьмич Кузьмин поспешил в лес к этому дереву. Все разграбленные Пахомкой деньги он вытаскивал из земли и брал с собой. Настало утро. Микашка купец идет тоже к этому дереву и видит, что тут уже кто-то успел взять этот клад. Так он остался без денег, без большого клада. Он больше разбогател бы. Староста Ф.Кузьмин использовал этот клад на строительство церкви. Абакумов Петр Никитич (1895 г.р.) участвовал в молодости на империалистической и гражданской войнах. Учился курсантом в Москве, но, не окончив учебу, воевал при штурме Перекопа. Перешел через озеро Сиваш рядом с соседней частью, где воевал из д. Илгышево Прохор Иванов.О самом богаче-купце Микашке осталось и такое предание: «Он был в д. Выла-Базары самым богатым человеком. У него был двухэтажный каменный дом, имел магазин и винную лавку. Перед большими праздниками учащиеся из Шумшевашской школы пели в церкви церковные песни. Купец Микашка кормил их и давал некоторую сумму денег».Как же он разбогател? Вот одно из преданий гласит так: «Однажды Микашка едет на лошади на базар в с. Порецкое. На обратном пути погода испортилась. Начался страшный буран. Он просится в одной деревне на квартиру. Попал он к богатому человеку. Хозяйство состояло из нескольких строений. Забор был высоким, что человек не сможет перейти через этот забор. К полуночи сюда же заехали хорошо одетые люди на «двойке» лошадей. Когда они узнали, кто такой Микашка, они велели Микашку заботиться о ихних лошадях. Он кормил и напоил лошадей. А те хорошо одетые люди вместе с хозяином сидели за столом, пили и ели. Вот Микашка запрягает «двойку» лошадей и заходит в избу. Видит, что все пьяные и спят. Хозяин тоже спал. Может быть, хозяин хорошо знал этих людей. У самого Микашки лошадка была дряхлая и сани были только обыкновенные. Он долго не думает, сядет на «двойку» и мчится быстро из деревни. В это время погода еще хуже становится. Начался такой сильный буран. А эти люди были разбойниками. На ихних санях было разграбленное богатство». «Вора вор ворует», - говорится в народе. Вот и с этого момента Микашка стал богатым человеком в округе. Из рассказа жителя д. Шерашево Мурманцева Гензура: «Его отец, житель с. Большая Выла. Муманцев Илья работал у Микашки ямщиком. Тогда он ездил в Казань и в Нижний Новгород на голых санях без никакого груза туда и обратно. По дороге никого сажать не велел Микашка. Когда доехал до незнакомого места, лошадей и сани запирали в отдельные комнаты. Самому ямщику Илью Мурманцеву тоже отдельную комнату выделяли. Там он ел и отдыхал. Много лет думал ямщик Илья Мурманцев, но никак не смог догадаться, почему он все время ездил на голых санях без груза. Оказывается, его сани были построены типа большого чемодана, где спрятал он свой товар. Когда совершилась октябрьская революция, он уехал на нескольких подводах со своим богатством, оставляя свой дом и магазины». Сохранилось такое предание о деревне Выла-Базары:«Из д. Выла-Базар раньше через д. Большая Выла, мимо д. Раскильдино шла дорога на Симбирск и Алатырь. На месте д. Выла-Базар было место для обмена товарами, потом - место для торговли. Вот открыли и базар. Сама деревня стала называться Выла-Базар. Откуда получила река название «Выла»? Когда сюда пришли русские, то они составляли списки названий деревень, рек и т.д. Как-то русские на берегу реки увидели чувашей, идущих на рыбалку и спросили, как называется эта река. Те, не поняв вопроса, ответили, что идут на рыбалку (по чувашски «пулла каяссё» ). И дали название реки «Выла», созвучное «пулла»». О строительстве церкви бывший диакон церкви Сергий оставил следующие воспоминания: «В 1895 году люди прихода решили построить новую каменную церковь. Строили 7 лет, 21 сентября 1902 г. освятили. При освящении много народа было. День был прекрасный. Церковь строилась не совсем по старому проекту. По своему проекту еще больше надо было денег. Церковь должна быть выше на 2 аршина.При строительстве церкви большую помощь оказали братья Павел и Федор Кузьмины (д. Тури Выла), Сергей Кузьмич (д.Атмалкасы). Андрей Степанов (д. Б.Токташи), Егор (Херле Якур) - д.Тури Выла, Михаил Никифоров (с. Раскильдино), Мартын Степанов (д. Атмалкасы). Егор из д. Тури Выла купил для церкви колокол весом 32 пуда. У диакона Сергия (д. Охверкино) работали на строительстве 2 лошади.Алтарь с правой стороны решили освятить в честь быстро слышащей Божьей Матери. В Афон написали письмо. В письме написано было, что нужна икона быстро слышащей Божией Матери, в честь нее один из престолов думаем освятить. Скоро из Афона пришло письмо. В нем спрашивалось, какая станция имеется близко к с. Раскильдино. А отсюда сообщили, что недалеко станция Ибреси. И вот два монаха привезли икону Божией Матери на станцию Ибреси. Жителям близлежащих, т.е. приходских деревень сообщили, что из Афона прибудет икона быстро слышащей Божией Матери. Встречайте все, выходя на улицу», - сказано в письме. Из деревни в деревни в деревню, с иконами, с пением принесли икону Божией Матери. День был прекрасный, солнечный. С утра до вечера звенел звон колокола. Священник М. Самсонов до этого дня сказал: «Завтра в нашу церковь придет икона быстро слышащей Божией Матери, украшайте свои улицы, подметайте, выходите все на улицу».Тогда у всех были белые вытканные ткани. Некоторые постелили их у своего дома, другие через улицу. Понавешивали полотенца. На улице везде видны были белые ткани и полотенца. Из церкви навстречу вышли с иконами и хоругвями. На всю улицу шел народ с церковным пением. Верующие плакали от радости. Звон колокола был слышен, издалека. Монахам на обратный путь дали 100 руб. денег».
|