Основной закон Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КОНСТИТУЦИИ

1.5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Федеральное Собрание Российской Федерации – это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации на основе принципа разделения властей.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации (ст. 94). В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

Согласно Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95). Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

Федеральное Собрание Российской Федерации является постоянно действующим органом, палаты которого работают не на кратковременной сессионной основе, а в течение всего года за исключением отпускного периода. Палаты заседают, как правило, раздельно, самостоятельно. В отдельных случаях они могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Единственным совместно образуемым палатами постоянным органом Федерального Собрания Российской Федерации является Счетная палата, создаваемая для контроля за выполнением федерального бюджета. Кроме того, могут создаваться согласитель¬ные комиссии в случаях возникновения разногласий при принятии законов. Что же касается регламентов палат, то они разрабатываются и принимаются каждой палатой отдельно, самостоятельно. Заседания палат являются открытыми, хотя в определенных случаях, предусмотренных регламентом палаты, могут проводиться и закрытые заседания (ст. 99-101 Конституции Российской Федерации)

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Из книги: Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с.


Структура Федерального Собрания:

Совет Федерации Российской Федерации
(верхняя палата)
Государственная Дума Российской Федерации (нижняя палата)

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
  2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Матвиенко
Валентина Ивановна -
Председатель Совета Федерации
Нарышкин
Сергей Евгеньевич -
Председатель Государственной Думы.

Федеральное Собрание Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 17.09.2013).

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/structure/administration/. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 17.09.2013).

Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 17.09.2013).

Список литературы >>>

назад