Основной закон Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КОНСТИТУЦИИ

1.3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 5 Конституции России определяет, что Российская Федерация является Федеративным государством, а также устанавливает положения (принципы), на которых основывается федеративное устройство России. К таким принципам, в частности, относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Федерации.

Важно, что указанные принципы одновременно служат основами конституционного строя Российской Федерации. Конституционный Суд в своих решениях неоднократно ссылался на эти принципы, интерпретируя и наполняя их конкретным содержанием.

В соответствии с принципом государственной целостности Российская Федерация – это не простая совокупность субъектов, а единое государство. Российская Федерация имеет единую и неделимую территорию, обладает государственным суверенитетом, власть ее органов распространяется на всю ее территорию. Одностороннее отделение или выход каких-либо частей территории государства не допускается.

Российское государство состоит из равноправных субъектов Федерации. Субъекты Федерации (несмотря на разные свои названия) имеют один и тот же объем прав, т. е. установлено юридическое равенство, несмотря на разницу в численности населения, размере территории, экономическом развитии субъектов Федерации и т. д. Даже в сфере своей компетенции Российская Федерация не в праве разрешать вопросы, затрагивающие конституционно-правовой статус субъектов Федерации, нарушая принцип их равноправия.

В части 2 ст. 72 Конституции России определяется, что положения о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Субъекты Федерации равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это означает, что никакой из субъектов Федерации не имеет привилегий при рассмотрении своих вопросов федеральными органами, не обладает преференциями при представительстве в федеральных органах, а федеральные органы не могут строить отношения с каким-либо субъектом Федерации на привилегированной основе.

Состав Российской Федерации. Первоначально Конституция России установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: пять федеральных конституционных законов сократили число субъектов Федерации до 83.

Все субъекты Федерации перечислены в ст. 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Федерации Конституция России выделяет следующие виды: республики (21); края (9); области (46); города федерального значения (2); автономные округа (4); автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т. п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: национальные государственные образования (республики); территориальные образования (края, области, города федерального значения); национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа). в связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

Из книги: Конституционное право России / [Л. В. Андриченко и др.] ; под ред. В. В. Виноградова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 551 с.



Список литературы >>>

назад