МЫ
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ.
Трудно назвать более ответственный период в жизни
родителей, чем последний год перед поступлением в школу. В
последнее время формирование школьной готовности сводится
исключительно к натаскиванию детей в чтении и письме.
Парадокс. Заключается в том, что можно всего этого не уметь
и быть готовым к школе и, наоборот, можно владеть
определенными учебными навыками до школы, а потом методично
отставать и отставать.
Ребенок может уметь читать и считать, но у него может
отставать зрительно-моторная координация и мелкая моторика
руки, может быть не сформированы навыки поведения на уроке
(произвольное поведение).
Умение видеть и мелкая моторика.
Письмом 6-летние дети овладевают медленнее, чем 7-летние. У
них еще не развита тонкая координация движений руки
(взаимодействие руки глаза). Умение видеть и мелкая моторика
руки формируются в различных видах деятельности: мозаика,
кубики, пазлы, конструкторы, разукрашки, штриховки,
срисовывание. Все эти занятия подготавливают руку к письму.
Лучший способ развития умения видеть и мелкой моторики –
обведение рисунков, срисовывание надписей. Вы пишите, а
ребенок срисовывает. Обязательно похвалите, даже если с
вашей точки зрения срисовал не очень. Не стоит приучать к
внешним мотивам (конфета, игрушка, мультик), когда еще есть
мощный внутренний мотив – чувство успеха.
Развитие вербальной способности.
Развитая вербальная способность – это говорить полным
ответом, преодоление скованности в общении. В данном случае
хорошие результаты принесут пересказы сказок, сочинение
историй, сочинение рассказов по картинкам.
Память.
Развитие памяти необходимое условие успешности обучения в
школе. Необходимо обеспечить переход от непроизвольного
запоминания к произвольному, научить умению запоминать
целенаправленно. Для тренировки предлагайте ребенку
упражнения и задания на несколько условий (принеси книгу,
тетрадь, фломастеры убери в ящик).
Хороший развивающий эффект дают игры: «Четвертый лишний»
(логическое мышление, обобщение), «Земля, воздух, вода»
(словарный запас, развитие речи), «Море волнуется»
(концентрация внимания, произвольность поведения),
«Исчезнувший предмет» (память, внимание), «Найди различие»
(внимание), «Найди картинку» (внимание, зрительная
координация), «Да и нет не говорить» (развитее речи,
словарный запас).
Но и не следует забывать про Правила дорожного движения.
Дети должны:
• различать проезжую часть дороги и тротуар;
• понимать значение сигналов светофора;
• знать правила дорожного движения.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе
очень важно сформировать:
· Мотивационную
готовность, то есть желание учиться
·
Интеллектуальная готовность, то есть уровень развития
внимания, мышления, памяти, восприятия.
· Волевая
готовность, то есть способность понять и принять задание
учителя, подчинив ему свои желания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В ходе своего развития человек переживает несколько сложных
моментов при переходе от одного возрастного этапа к другому.
Одним из таких моментов выступает кризис семи лет. Кризис
семи лет является связующим звеном между дошкольным и
школьным возрастом. Основными признаками этого кризиса можно
назвать следующие:
Ребенок перестает быть непосредственным, как раньше.
Ребенок начинает «манерничать»: кого-то из себя изображать,
что-то скрывать.
Появляется симптом «горькой конфеты»: ребенку может быть
плохо, но он старается этого не показывать.
Для того, чтобы помочь ребенку этот этап преодолеть,
родителям необходимо обратить внимание на следующее:
1. Прежде всего нужно помнить, что
кризисы - это временные явления, они проходят, их просто
нужно пережить, как любые детские болезни.
2. Причина острого протекания
кризиса - несоответствие родительского отношения и
требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому
необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и
нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените, свое отношение к
ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его
мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидания в этом
возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а
убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком
возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком
приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных
скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от
друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к
его возвращению примите твердое решение не кричать и не
выходить из себя во что бы то ни стало.
6. Как можно больше оптимизма и
юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Чаще делитесь с ребенком
воспоминаниями о счастливых мгновениях прошлого, связанного
со школой. Начало школьной жизни легче переживет ребенок, у
которого заранее сложится теплое отношение к школе.
2. Удостоверьтесь, что ребенок
помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес,
имена родителей.
3. Приучите ребенка содержать в
порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации
рабочего места. Пусть у него будет свой рабочий стол, ручки
и карандаши.
4. Не пугайте трудностями и
неудачами в школе. («В школу не возьмут», «В классе
засмеют»).
5. Научите правильно реагировать на неудачи.
6. Приучайте к самостоятельности.
7. Поверьте в уникальность своего
ребенка, не сравнивайте с соседом, не ждите от него копии
Вас самих. Не требуйте от него реализации заданной Вами
программы. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
8. Не стесняйтесь демонстрировать
свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда
и при любых обстоятельствах.
9. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь
не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.
Установите четкие рамки и запреты.
10. Чаще разговаривайте с
ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть
запретов и ограниченности. Помогите ребенку научиться вербально
выражать свои желания, чувства и переживания, научиться
интерпретировать свое поведение и поведение других людей. |