ОТДЕЛ КУ ЦЗН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МИНТРУДА ЧУВАШИИ ПО ПОРЕЦКОМУ РАЙОНУОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Профориентационное занятие для 9-11 классов

Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

(для учащихся 9-11 классов)

 

Итак, сегодняшний школьник решил продолжить свое образование после школы. Что для этого нужно сделать?

Для начала неплохо бы иметь представление:

1)об имеющихся профессиях;

2)о собственных склонностях и возможностях;

3)о востребованности профессий на рынке труда города или района, где учащийся собирается строить свою карьеру.

Однако, задача профессионального выбора только на первый взгляд кажется легкой. Во-первых, дело это очень и очень ответственное. К.Маркс писал: «…Выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным. Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела».

Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий, причем постоянно возникают новые профессии и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 г. было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий.

Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну-единственную? Во многом помощь школьникам оказывают педагоги, а также специалисты- профконсультанты городских или районных центров занятости. В центре занятости населения школьник может получить полную информацию о мире профессий, требованиях профессии к личности.

После того, как учащийся получил представление о профессиях ему необходимо оценить себя. Кто поможет школьнику оценить свои способности? Свои способности оценить всегда трудно, как правило мы их завышаем или занижаем. Вообще-то, способности человека определяются и наследственностью, и воспитанием, и состоянием здоровья, и средой обитания, и многими другими факторами. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но, к сожалению, можно и утратить.

Сегодняшний школьник – это завтрашний участник рынка труда. Рынок труда – это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателями и наемными работниками. Важнейшими элементами рынка труда являются:

  • спрос на рабочую силу со стороны работодателей,
  • предложение рабочей силы,
  • цена рабочей силы,
  • конкуренция.

Одной из ключевых проблем, существующих на рынке труда Чувашской Республики, является несоответствие между спросом на рабочую силу в разрезе профессий и ее предложением.

Анализ свободных рабочих мест, поступающих в республиканский альбом вакансий, показывает, что есть профессии, число вакансий по которым значительно меньше количества людей, ищущих работу по этим специальностям. Рынок труда перенасыщен специалистами с самыми «модными» профессиями, таких как:

из профессий рабочих: оператор ПЭВМ (15,2 чел. на 1 вакансию, данные на 1.01. 2008 г.), упаковщик (16 чел.);

из профессий специалистов: агроном (10 чел.), библиотекарь (24 человека), бухгалтер (12 чел.), преподаватель (11,7 чел.), секретарь-делопроизводитель (23,6), товаровед (29 чел.), экономист (42,8 чел.), юрист (6,9 чел.).

В то же время в республике имеется устойчивый спрос на таких специалистов, как:

профессии рабочих: газоэлектросварщик, бетонщик, каменщик, машинист, монтажник, крановщик, слесарь, водитель, официант – бармен, обрубщик, слесарь - сантехник и др.,

профессии специалистов: врач, фармацевт, фельдшер, геодезист, прораб, программист и некоторые другие.

87% поступивших вакансий – потребность в рабочих профессиях.

 

 

 

Стабилизация экономики, развитие производственной сферы позволяют говорить о повышении спроса на специалистов, имеющих инженерные профессии: конструкторов, технологов, программистов, а также менеджеров.

В течение 2007 года в центры занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось более 2,5 тысяч выпускников учреждений профессионального образования. В сравнении с 2006 годом это количество уменьшилось на 15%. Из общего количества выпускников, получивших статус безработного:

   - выпускников ВУЗов - 891 человек;

   - выпускников техникумов и колледжей - 830 человек;

   - выпускников училищ – 610 человек.

Среди безработных из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования 44,4% составляют специалисты экономического профиля: бухгалтеры, экономисты, финансисты, менеджеры; 21,8% - преподаватели различных дисциплин; 13,7% - инженеры различной специализации, 6,3% - юристы.

Более 50% выпускников ВУЗов, имеющих статус безработного, прошли обучение в ЧГУ имени И.Н. Ульянова (64 человека), ЧГСХА (36 человек), Чувашском филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета – Институте туризма и сервиса (35 человек), ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (31 человек).

Более трети всех безработных из числа выпускников техникумов и колледжей, составляют бухгалтеры (выпускники Чебоксарского экономико-технологического колледжа, Алатырского сельхозтехникума, Чебоксарского химико-механического техникума, Чебоксарского кооперативного техникума и др.). По-прежнему высока доля специалистов по государственному и муниципальному управлению (Петровский колледж), техников и технологов различных производств, учителей начальных классов, финансистов и юристов.

Невостребованной на рынке труда оказалась часть выпускников учреждений НПО, получивших профессии: оператор ПЭВМ, повар, кондитер, портной, швея и некоторые другие.

Это все реалии дня сегодняшнего, а что ожидается на рынке труда в обозримом будущем?

 

Прогноз развития рынка труда к 2020 году

Изменение экономической обстановки в России и в мире качественно изменит рынок труда через 15 лет. К такому выводу пришли эксперты аналитического бюро The Economist Intelligence Unit, опросившие 1650 генеральных директоров крупных международных компаний. В 2020 году компании будут, как никогда, ценить в работниках интеллект, способность творить и уживаться в коллективе, пишет газета "Ведомости". В докладе "Тенденции в экономике, индустрии и корпоративной жизни. Прогноз на 2020 год" описано пять экономических тенденций, которые, по мнению мирового топ-менеджмента, будет определять работу компаний, а значит, и влиять на спрос на трудовые ресурсы. Итак, до 2020 года на экономику будут влиять следующие факторы:     Первое - глобализация и перераспределение экономической мощи в сторону азиатских стран, прежде всего Индии и Китая. Второе - демографические сдвиги всего мирового населения и качественное изменение трудовых ресурсов. Средний возраст работников станет больше, а женщины смогут играть в экономической жизни большую роль. Третье - рост и атомизация подразделений компаний. В условиях, когда подразделения в рамках одной компании приобретают больше независимости, для налаживания эффективного взаимодействия необходимы будут умение договариваться, готовность к компромиссам. Четвертое - товары и услуги станут более персонализированными. Значит, при работе с клиентами и разработке новых товаров компании должны будут проявлять известную гибкость и готовность постоянно совершенствоваться. Пятое - наибольшая добавленная стоимость будет достигаться за счет интеллектуальной, а не материальной составляющей. Значит, любая работа потребует больших затрат творческих сил. Креативность станет более важной, чем умение следовать установленным правилам. В соответствии с этими тенденциями и будут в ближайшие 15 лет преобразовываться компании. Как прогнозируют эксперты, выжить в конкурентной борьбе смогут только те компании, персонал которых будет адаптирован к новым условиям. Самыми ценными для работодателей будут люди, которые смогут сочетать личное обаяние, креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. Чтобы быть успешными, компании должны будут больше инвестировать в человеческие ресурсы и новые технологии, полагают исследователи. В менеджерах будет цениться умение выстраивать отношения с людьми и организациями. Российские эксперты готовы согласиться с мировыми оценками. По мнению специалистов, для российских компаний, которые в девяностые году прошли этап завоевания рынков и активной экспансии. В этот период у менеджеров ценились агрессивность, амбициозность и инициатива. Сейчас же компании стремятся упорядочить свою структуру, повысить эффективность работы, поэтому от менеджеров требуется умение ставить цели и постепенно идти к их достижению. Однако, как говорят специалисты, достаточно скоро между компаниями начнутся войны за ценные кадры. Поэтому управленцы, которые смогут создавать команду и удерживать важных сотрудников, будут высоко цениться. На самом деле психологический портрет кандидата уже сегодня для многих компаний не менее важен, чем профессиональные навыки кандидата. Естественно, что особенно это важно для сферы обслуживания, где от умения проявлять гибкость и быстро находить компромисс зависит успех работы. И, как считают специалисты, вопросам психологической совместимости сотрудников в России уделяется даже больше внимания, чем на Западе. Не менее важным в будущем будет образовательный и интеллектуальный уровень работников. Понятно, что и сейчас компании стараются набирать как можно более способных сотрудников, но в будущем, когда доля нематериальных активов у компаний и доля интеллектуальных затрат в производстве будет расти, это требование будет приобретать все большее значение. Причем распространяться оно будет на все большее число работников. Если сейчас сотрудники на низовых должностях или производстве не обязаны понимать процессы, протекающие в компании, то, по мнению экспертов, в будущем это будет обязательным условием. Если составить сводный психологический портрет менеджера будущего, то идеальный кандидат будет выглядеть так. Хорошо образованный, интеллектуальный, креативный, но имеющий навыки аналитического мышления, коммуникабельный, понимающий других людей, готовый к компромиссам и не резкий в своих суждениях человек. Следует добавить, что, если руководствоваться прогнозами, то это будет немолодая женщина, работающая в транснациональной компании, базирующейся в Азии. Источник: 3DNews

Ребята, Вы уже выбрали профессию. Чтобы убедиться в правильности Вашего выбора, определим, к какому типу профессий Вы склонны. Для этого проведем тест ДДО Климова. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 10 –20 мин.

Инструкция к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 
Ключ к тесту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

 
Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
  • «человек–техника» –все технические профессии;
  • «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
  • «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
  • «человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Допустим, максимальное количество баллов по результатам тестирования набрал тип профессий «Человек – Человек».        Ваша мечта – стать врачом, следовательно, Ваш выбор сделан правильно.

Рассмотрим, какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /по Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Рассмотрим типичные ошибки при выборе профессии:

1.Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професcии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение (нежелание) разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание (недооценка) своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

 

И в заключение хочется привести «джентльменский набор», необходимый для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда:

  1. Диплом о профессиональном образовании. Причем, чем выше полученные во время учебы оценки, тем более привлекательно в глазах работодателя выглядит обладатель диплома.
  2. Владение компьютером. Знание компьютера не подразумевает достижения каких-то заоблачных высот программирования – достаточно просто уметь самостоятельно включить машину, найти там нужную программу, поработать в ней и, сохранив все на диске, выйти из системы. «Нужными программами» обычно являются MicrosoftWord, MicrosoftExcel.
  3. Знание иностранных языков.
  4. Здоровый образ жизни, хорошая физическая форма. Сегодня в моде не субтильные кашляющие очкарики, а крепкие и энергичные парни и девушки.
  5. Общая эрудиция, кругозор, начитанность.
  6. Презентабельный внешний вид.
  7. Ораторские способности, коммуникабельность, обаяние, сообразительность.
  8. Наличие второй специальности; дополнительные профессиональные навыки. Если инженер-технолог умеет, как простой монтер, поменять проводку – карьера его будет развиваться стремительнее. Лишних знаний и навыков не бывает.

Если сегодняшний школьник обладает хотя бы 70% вышеперечисленных достоинств, его ожидает блестящая профессиональная карьера!

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика