ОТДЕЛ КУ ЦЗН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МИНТРУДА ЧУВАШИИ ПО ПОРЕЦКОМУ РАЙОНУОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Профориентационное занятие для 7-8 кл

Профориентационное занятие

«Мир профессий» для учащихся 7-8 классов

 

Если вы с детства мечтали стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаетесь в правильности своего выбора – у вас нет проблем! Что бы ни говорили мама и бабушка, вы с упорством фанатика штудируете учебники по химии или биологии, или посещаете кружок «юный физик» и хорошо представляете себе, что будете делать по окончании школы.

Если это так, то вы – счастливчики. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Мир профессий огромен. Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий, причем постоянно возникают новые профессии и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 г. было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий.

Упражнение 1. Из приведенного ниже списка напишите те профессии, которые:

  • почти или совершенно исчезли;
  • появились только в XX веке;
  • появились в последние десятилетия.

 

Художник, менеджер, тракторист-машинист широкого профиля, маркетолог, трубочист, имиджмейкер, редактор, столяр, извозчик, программист, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с ЧПУ, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, аудитор, педагог.

 

Для определения своего отношения к труду проведем упражнение.

 

Упражнение 2. Закончите предложения.

Человек чувствует себя хорошо, если занимается делом, которое ему по душе и соответствует его способностям. Поэтому каждому человеку важно найти свое место в трудовой жизни, используя личные качества, способности, ценностные ориентации. Вы можете определить свои ориентации на труд вообще и на профессиональную деятельность, в частности. Для этого Вам необходимо закончить следующие предложения:

  1. Люди работают ради…
  2. В любом профессиональном труде самое важное…
  3. Выбирая профессиональную деятельность, люди чаще всего руководствуются…
  4. При выборе профессиональной деятельности люди чаще всего не учитывают…
  5. Чтобы работа приносила радость…
  6. Моя профессиональная деятельность даст мне возможность…
  7. Мое будущее кажется мне…

 

После проведения упражнения ребята обсуждают его результаты.

 

Упражнение 3. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

  • художественного кинофильма
  • батона хлеба
  • газеты
  • ученической тетради
  • магнитофона

 

Упражнение 4. Составьте список специалистов, которые обеспечивают:

  • возможность поездки в любой населенный пункт
  • возможность телефонного разговора
  • безопасность Государственной границы

 

Упражнение 5. Групповое обсуждение темы: Какие профессии у ваших родителей? Почему они выбрали именно эту профессию? Кто повлиял на их выбор?

 

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает вашу социальную и психологическую зрелость. Хуже, если вам пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что вам «как бы нравится» история), а потом окажется, что вы терпеть не можете перебирать нудные бумаги и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят.

  1. Пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольна скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Как правило, такие ребята плохо ориентируются в мире профессий.
  2. Очень активные ребята. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говориться, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

 

«Что нужно учитывать, выбирая профессию?» Обычно подростки правильно выделяют различные факторы (желание, способности, состояние здоровья и т.п.). Ведущий кратко все это записывает на доске. Но очень быстро ученики начинают повторяться или просто замолкают. Таким образом, учащиеся как бы включаются в данную проблему.

Психологи выделили самые главные факторы профессионального выбора. Таких факторов восемь, и их можно представить в виде «восьмиугольника».

1. Информированность

Необходимость обширной информации в процессе профессионального выбора очевидна. Но важно также учитывать ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными.

Выбор профессии – задача со многими неизвестными. А как бы вы ответили на вопрос, что такое профессия? Термин «профессия» имеет латинский корень, означающий: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Профессия – это признак который характеризует категорию людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.

Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Разные группы профессий можно представить в качестве своего рода «профессиональных государств» со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение.

Так же, как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами. Только на психологической карте роль широты играет психологический тип профессии, а роль долготы – психологический класс профессий.

Тип профессий указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

Классификация профессий состоит из четырех ярусов.

Первый ярус – типы профессий.

По «предмету труда» можно выделить пять типов профессий.

  1. К профессии типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  2. Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

  1. Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами.

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

  1.      К типу «человек-художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу, образцу.

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

  1. К типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.

2. Склонности

Склонность – нечто большее, чем просто познавательное побуждение, интерес. Одно дело – хотеть знать, другое – хотеть делать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного.

Делать что-либо можно не обязательно руками, но и в уме, например, областью склонностей может быть и сфера межличностного общения. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

При оценке своих личных качеств важно обращать внимание именно на симптомы склонностей – не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Поэтому бессмысленно ждать, когда к вам придет и сама даст о себе знать определенная склонность. Надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться менять увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне допрофессиональных увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы.

  1. Способности

Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая обязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли особенностей.

Известно, что способности присущи всем, талант, как выдающиеся способности, - немногим, гениальность, как уникальный сверхталант, - единицам. В действительности талантливых людей гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Но среди них немало безвольных или неопределившихся в жизни людей. Одни не открыли в себе талант, другие, открыв, “забыли” приложить большие усилия по его реализации. Чтобы не повторить их путь, позаботьтесь для начала о выявлении и развитии своих способностей. Судить о них следует не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах активности вне школы. Диагностика способностей – достаточно трудное дело и требует участия специалистов-психологов.

Ребята, Вы уже выбрали профессию. Чтобы убедиться в правильности Вашего выбора, определим, к какому типу профессий Вы склонны. Для этого проведем тест ДДО Климова.

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 10 –20 мин.

Инструкция к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Допустим, максимальное количество баллов по результатам тестирования набрал тип профессий «Человек – Человек».        Ваша мечта – стать врачом, следовательно Ваш выбор сделан правильно.

  1. Уровень притязаний

Уровень притязаний – это устойчивое, свойственное каждому человеку представление о том, чего он заслуживает, какое место среди людей он должен занимать.

Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно заботиться о реалистичности своих притязаний.. Это достигается за счет активного участия в жизни коллектива, постоянного сопоставления своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честного, объективного отношения к своим и чужим результатам.

  1. Мнение родителей (учителей)

В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так, или иначе, а мнение старших членов семьи необходимо выяснить и хорошо обдумать, потому что зачастую им, как никому другому, видны ваши сильные и слабые стороны, они знают ваши интересы и склонности, способности и возможности. Не бойтесь советов и указаний, бойтесь бездумно следовать им!

В случае, если мнения, советы, указания родителей кажутся вам необоснованными, проявите изобретательность в поиске веских доводов в пользу вашего выбора, а при их нехватке обратитесь за помощью и поддержкой к психологам, специалистам по проблемам профессионального самоопределения.

Имейте в виду, что в подобной ситуации происходят недоразумения и принимаются ложные решения чаще всего тогда, когда взрослые считают своих детей еще не способными на самостоятельный, осознанный и обоснованный выбор, а те переоценивают свою взрослость, либо слепо подчиняются воле родителей.

Обязательно проведите разведку позиции учителей относительно себя, поинтересуйтесь их мнением о целесообразности вашего выбора.

  1. Мнение товарищей

Дружеские связи в вашем возрасте уже крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Остановишься на первом, на работе или учебе с друзьями, - рискуешь потерять себя, свое призвание; остановишься на втором, на интересном для себя профессиональном занятии, - рискуешь потерять друзей. Второе предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Горяздо больший риск потерять друзей, потеряв себя.

  1. Потребности рынка

Рынок труда – это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателями и наемными работниками. Важнейшими элементами рынка труда являются: спрос на рабочую силу со стороны работодателей, предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция.

Одной из ключевых проблем, существующих на рынке труда Чувашской Республики, является несоответствие между спросом на рабочую силу в разрезе профессий и ее предложением.

Анализ свободных рабочих мест, поступающих в республиканский альбом вакансий службы занятости, показывает, что есть профессии, число вакансий по которым значительно меньше количества людей, ищущих работу по этим специальностям. Рынок труда перенасыщен специалистами с самыми «модными» профессиями. Наибольший прирост среди безработных, закончивших учреждения профессионального образования, в 2007 году обеспечили: агрономы, библиотекари, бухгалтеры, преподаватели различных дисциплин, секретари-делопроизводители, товароведы, экономисты, юристы.

В то же время в республике имеется устойчивый спрос на таких специалистов, как каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур-маляр, бетонщик, плиточник, автослесарь, швея, фрезеровщик, оператор станков с ЧПУ, тракторист-машинист, механизатор и т.д.       Более 80% запрашиваемых работодателями вакансий – по рабочим специальностям. Следовательно, выбирая профессию высококвалифицированного рабочего, вы тем самым обеспечиваете высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Стабилизация экономики, развитие производственной сферы позволяют говорить о повышении спроса на специалистов, имеющих инженерные профессии: конструкторов, технологов, программистов, а также менеджеров.

Это все реалии дня сегодняшнего, а что ожидается на рынке труда в обозримом будущем?

Ушли те времена, когда монотонная работа в сфере управления и производства определяла профессиональный стандарт. Сокращение простых работ на производстве за счет внедрения автоматики приведет к реструктуризации рабочих мест: взамен низкоквалифицированных рабочих потребуются кадры, владеющие новыми технологиями. Уже сегодня происходит интенсивное вытеснение из офисов предприятий и фирм малоквалифицированных работников (например, машинисток) современными профессиональными секретарями-референтами.

Тенденцию к бурному развитию имеют те виды деятельности, которые связаны с «помощью людям»: консалтинг, обучение, производство и информирование и т.п. По мнению экспертов, если сейчас спрос на информацию не превышает 5%, то через 5 лет он достигнет 40%. Более 50% всех профессий служащих так или иначе связаны с информационными технологиями. Такой продукт, как информация, будет иметь большую рыночную стоимость, чем автомобили и товары широкого потребления.

В Чувашской Республике в настоящее время имеется 23 учреждения высшего, 29 - среднего и 20 – начального профессионального образования, 10 ресурсных центров, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу на ведение образовательной деятельности.

  1. Личный профессиональный план

Отсутствие или размытость такого плана обрекает на «слепое» плавание в океане профессий.

ЛПП включает в себя:

  • дальнюю профессиональную цель (что и где буду делать, каким буду, чего достигну, жизненный идеал);
  • ближние профессиональные цели как пути достижения дальней (чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки);
  • пути и средства достижения ближней цели (самообразование, изучение справочной литературы, беседы со специалистами, выбор конкретного места работы или учебы);
  • сопоставление требований профессий со своими возможностями (состояние здоровья способности к обучению, к теоретической и практической работе и др.);
  • объективные трудности, препятствующие достижению целей, возможные противодействия со стороны тех или иных людей;
  • запасные варианты достижения целей на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов («не пройду по конкурсу на дневное отделение технического института, техникума – пойду работать на родственное выбранному профилю производство и одновременно поступлю учиться на вечернее отделение, подготовительные курсы техникума, института»).

Ошибка в плане – полбеды. Важно еще и еще раз возвращаться к обдумыванию, обговариванию своих планов, чтобы по возможности их улучшить: уточнить, углубить, сделать более реальными.

ЛПП может быть детально продуман, но при этом морально несостоятельным («лишь бы в вуз, неважно, какой», «туда, где конкурс меньше», «идти работать туда, где легче»).

 

И в заключение хочется привести «джентльменский набор «Поколения ПЕПСИ», необходимый для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке труда:

  1. Диплом о профессиональном образовании. Причем, чем выше полученные во время учебы оценки, тем более привлекательно в глазах работодателя выглядит обладатель диплома.
  2. Владение компьютером. Знание компьютера не подразумевает достижения каких-то заоблачных высот программирования – достаточно просто уметь самостоятельно включить машину, найти там нужную программу, поработать в ней и, сохранив все на диске, выйти из системы. «Нужными программами» обычно являются Microsoft Word, Microsoft Excel.
  3. Знание иностранных языков.
  4. Здоровый образ жизни, хорошая физическая форма. Сегодня в моде не субтильные кашляющие очкарики, а крепкие и энергичные парни и девушки.
  5. Общая эрудиция, кругозор, начитанность.
  6. Презентабельный внешний вид.
  7. Ораторские способности, коммуникабельность, обаяние, сообразительность.
  8. Наличие второй специальности; дополнительные профессиональные навыки. Если инженер-технолог умеет, как простой монтер, поменять проводку – карьера его будет развиваться стремительнее. Лишних знаний и навыков не бывает.

Если сегодняшний школьник обладает хотя бы 70% вышеперечисленных достоинств, его ожидает блестящая профессиональная карьера!

           

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика