ОТДЕЛ КУ ЦЗН ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МИНТРУДА ЧУВАШИИ ПО ПОРЕЦКОМУ РАЙОНУОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Профориентационное занятие для 5-6 кл

План-конспект профориентационного занятия «5 + МЫ»

с учащимися 5-6 классов общеобразовательных школ

 

Вводная часть:

Здравствуйте, ребята. В мире существует огромное количество профессий и специальностей. Специальность, ребята, это вид занятия в рамках одной профессии. Например, профессия – врач. Специальности – это врач-терапевт, врач-окулист, врач-хирург. Всего в мире насчитывается более 9 тысяч профессий. Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете радио и т.д. (Нужно выслушать ответы детей). А после сегодняшнего нашего занятия вы будете знать о профессиях еще больше.

Сегодня мы отправимся с вами в необычное космическое путешествие к загадочной планете «5+МЫ». Почему так планета называется? Мы с вами узнаем чуть позже, думаю даже сами догадаетесь.

 

Ход занятия:

Итак, все готовы к путешествию на дальнюю планету?! Для начала нам нужно сформировать две команды (экипажи) (по 10-12 человек). Класс разбивается на команды.

Каждая команда выбирает командира корабля.

 

1. Задание (для капитанов): придумать названия команд.

Ракеты к полету готовы. Через 7 световых лет мы должны долететь до планеты «5+МЫ», преодолевая возникающие на звездном пути трудности и преграды, а команда, которая прилетит первой, т.е. выполнит задания и наберет больше очков, и будет победителем.

 

Ведущий подает команды:

-                        Приготовиться к полету!

-                        Есть приготовиться к полету!

-                        Пристегнуть ремни!

-                        Есть пристегнуть ремни!

-                        Включить контакты!

-                        Есть включить контакты!

-                        Включить мотор!

-                        Есть включить мотор!

-                        5-4-3-2-1-пуск!!!

 

2. Беседа «Какую профессию я выбрал и почему?»

Мы с вами покидаем космодром и выходим в открытый космос. Чтобы не скучно было лететь, давайте побеседуем о профессиях, о том как разнообразен и огромен мир профессий. Для начала уточним, какие профессии у ваших родителей? А какие у них специальности? Скажите, кем бы вы хотели работать, когда станете взрослыми? Почему вам нравится именно это профессия?

(Небольшие рассказы детей о профессиях (специальностях) своих родителей. Если кто-то сделал выбор, кем бы он хотел быть, почему он сделал этот выбор, что нравится в данной профессии и т.д.)

 

3. Профориентационные игры

Итак, мы с вами убедились, что на свете очень много профессий, их мир разнообразен и интересен. Чтобы еще больше узнать о них мы с вами сейчас поиграем.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

 

3.1. Игра “Аукцион”. Нужно назвать как можно больше художественных произведений, стихов, фильмов, в названии которых или в тексте встречаются профессии.

Об очень многих представителях профессий, написаны стихотворения, даже целые поэмы, сняты художественные фильмы, анимационные фильмы, художники изображают людей разных специальностей в своих картинах. А какие художественные произведения (картины, стихи, фильмы, песни и т.д.), в названиях которых или в тексте встречаются профессии, известны вам, или читали эти произведения, или смотрели фильмы?

 

3.2. Игра “Узнай меня?” По определенному набору слов ребята должны определить, о каких профессиях идет речь.

С Земли поступило важное сообщение. Этот конверт для первой команды, а этот - для второй. ( Команды получают конверты, в которые вложены карточки со словами). Вам нужно в течение 2 минут определить, какую профессию характеризуют слова, которые вы видите на карточке. Например, «шприц, укол, вата» - медсестра.

 

1 команда

- чертеж, циркуль, линейка (инженер - конструктор);

- животные, шприц, больница (ветеринар);

2 команда

- компьютер, текст, программа (программист);

- груз, штурвал, река (матрос).

 

3.3. Игра «Пойми меня». Приглашаются по одному участнику с каждой команды. Они встают спиной друг к другу. Одному из них показывается карточка, на которой написано название профессии. Его задача: мимикой, жестами объяснить другому участнику, название какой профессии написано на карточке. Игра повторяется. Количество загадывающих и угадывающих с обеих команд должно быть одинаковым. (Повар, продавец, учитель, врач). Набор профессий может быть произвольным.

 

3.4. Игра «Профессиональная дорожка» (проводится с секундомером). Вырезанные из бумаги следы (по количеству игроков команд) раскладываются на полу в две дорожки (следы можно нарисовать мелом). Команды должны поменяться местами, но сделать это нужно следующим образом: каждый вступающий на дорожку должен, наступая на след, назвать профессию, начинающуюся на букву, с которой начинается его имя. Например, «Меня зовут Таня - профессия «технолог». Побеждает команда, которая быстрее пройдет дорожку и сделает меньше ошибок при выполнении задания.

 

3.5. Игра “Угадай, кто я?” (игра с залом, проводится в том случае, если количество участников занятия больше 20-24 человек и остальные учащиеся – зрители, хотя они тоже принимают активное участие, выполняют задания, если команды затрудняются в ответах, оценивают выполнение задания и т.д.) На плакате (может быть 2 и более) нарисован портрет представителя какой-либо профессии, с прорезью для лица. Участники команд плакаты заранее не должны видеть.

Мы встретились с инопланетянами. Они хотят с нами познакомиться, но не знают нашего языка. Ребята, помогите им представиться. Один участник вставляет свое лицо в прорезь на плакате с обратной стороны. Его цель – узнать название той профессии, которую он представляет. Для этого он задает наводящие вопросы зрителям в зале. Например, «Я работаю за станком? Я пользуюсь цифрами в своей работе? Моя профессия связана с животными?» и т.п. Зрители отвечают – только: “да” или “нет”.

 

3.6. Игра “Рисунок с закрытыми глазами”. Необходимы: доска, мел. Нарисовать закрытыми глазами представителя какой – либо профессии. Выбор на усмотрение ведущего. Игру можно усложнить: рисунок составляется всей командой, каждый из членов команды добавляет, дорисовывает свою деталь. Например, «повар»: один рисует лицо, второй – руки, ноги, третий – колпак и т.д. При этом глаза должны быть завязаны.

 

3.7. Игра “Профессиональный час”. Используя данные буквы и значки составить как можно больше профессий. Если в слове не будет доставать нужной буквы, или буква повторяется его можно заменить *. Например, *асовщик (фасовщик), артис*(артист).

 

н л е т о г з с в а щ к ь э к а р и **

 

         Примечание: Ведущий может взять произвольный набор букв и звездочек или длинное слово. Также необходимо иметь свой список производных слов-профессий.    

      

4 . Классификация профессий по предмету труда (по Е.А. Климову).

На доске (или другим образом, на усмотрение и фантазию ведущего) нарисованы 5 материков с названиями 5 типов профессий: «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек – Художественный образ» и «Человек – Природа».

Итак, ребята, вот мы с вами и долетели до планеты «5 + МЫ». На нашей планете как мы знаем, 6 материков. А на планете «5+МЫ», мы видим, 5 материков и называются они чудно. Почему? Мы сегодня говорим с вами о разнообразии мира профессий. Ребята, все профессии по предмету деятельности делятся на 5 типов.

1. На первой планете живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек-Человек». Деятельность людей этого типа профессий направлена на человека, т.е. «предметом» труда является «человек» - его лечат (врачи, медсестра), учат (преподаватель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник, актер, агент, менеджер), защищают (юрист, милиционер).

2. На второй планете живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Техника». Деятельность людей этого типа профессий связана с созданием, монтажом, наладкой, эксплуатацией и ремонтом технических устройств (монтажник, каменщик, инженер, токарь, водитель, слесарь, электромонтер).

3. На третьей планете живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Знак» (или Знаковая система). Деятельность людей этого типа профессий связана с тем, что работать приходиться с различными текстами (переводчик, библиотекарь, секретарь), с цифрами, формулами (программист, экономист), с чертежами, схемами (штурман, чертежник).

4. На четвертой планете живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Художественный образ». Здесь живут люди творческие, их профессии связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор, столяр-краснодеревщик).

5. На пятой планете живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Природа».Деятельность людей этого типа профессий связана с изучением живой и неживой природы (микробиолог, геолог), с уходом за растениями, животными (агроном, ветеринарный фельдшер), с природопользованием (мастер животноводства, пчеловод, эколог.)

Есть много профессий, которые можно отнести и к той и к другой группе. Например, инженер-конструктор компьютеров (знак и техника), учитель биологии или химии (человек и природа), артист (человек и художественный образ).

Необходимо, чтобы дети сами приводили примеры по каждому типу профессий.

Ребята, вы теперь догадались, почему эта планета называется «5+МЫ»? На нашей планете Земля 6 материков. На них живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, они занимаются различными видами труда.

А на этой планете 5 материков. «5»   –   то   число   материков, расположенных   на   планете,   на   которых   живут   люди определенной профессии. « МЫ» – это все вместе, в том числе и мы с вами. Жители материков планеты не могут жить отдельно друг от друга: каждый из них дополняет друг друга, они помогают, сотрудничают, выполняют работу, которая необходима, чтобы созидать, добыть еду, одеться и многое другое: одни строят, обслуживают, возят, а другие одевают, кормят, учат и т.д.

Сегодня мы познакомились с миром профессий и узнали, что все профессии можно разделить на 5 классов: (перечислить). Вы узнали, что мир профессий многолик и разнообразен, что все профессии важны, нужны. Это поможет вам выбрать в будущем профессию, которая вам нравиться.

Настало время возвращаться домой. Все по местам! Запустить моторы!

 

5. Подведение итогов.

Подсчет баллов для определения команды-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побежденных сегодня нет – все получили знания о мире профессий!

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика