Шумерлинское сельское поселение Шумерлинского районаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Определение конституции (энциклопедический словарь)

Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»

<конституция>

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии. Само появление первых конституций в конце XVIII в. (США, Франция) явилось следствием ликвидации монархического абсолютизма, и в дальнейшем основной ролью конституций было последовательное утверждение демократических форм государственности, хотя история конституций не во всех странах шла прямолинейно: были конституции тоталитарного типа, закреплявшие или прикрывавшие диктаторские режимы. В современную эпоху в развитых странах мира (в том числе во всей Европе) таких конституций нет, имеющиеся в некоторых странах тоталитарные конституции рассматриваются мировым сообществом как аномалия. Из действующих конституций можно выделить две большие группы. Одна из них — так называемые старые конституции, принятые довольно давно, в условиях, резко отличных от современных, но продолжающие действовать прежде всего в силу твердо сложившихся конституционных традиций (конституции США 1887 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1874 г., Австралии 1901 г. и др.). Некоторые из этих конституций претерпели ряд изменений, в них были внесены поправки и дополнения более современного толка. Вторая группа — так называемые конституции “второго поколения”, подавляющее большинство которых было принято во второй половине XX в. в несколько этапов: сразу же после второй мировой войны (конституции Италии 1947 г., Японии 1947 г., ФРГ 1949 г. и др.), в 70-е гг. (конституции Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г.), в 90-е гг. после распада мировой социалистической системы (конституции Болгарии, Польши, Румынии и др.).

Модель современной конституции (особенно в том виде, как она представлена большинством конституций “второго поколения”) характеризует более высокий, чем когда-либо в политической истории уровень демократических принципов и установок, на которых должны основываться общественный и государственный строй. Среди этих принципов и установок особенно существенны: верховенство конституции как основного закона государства; признание и гарантии прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; политический и идеологический плюрализм; ограничение власти государства, его связанность правом (правовое государство); возложение на государство определенных социальных функций (социальное государство); обеспечение демократических форм правления — разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право; разумное соотношение централизации и децентрализации в государственном (особенно федеративном) устройстве; вовлеченность государства в мировое сообщество и, как следствие, признание примата международного права. Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она закрепляет определенное соотношение социальных сил, политических партий, групп давления в обществе. Юридические свойства конституции выражаются, в частности, в том, что она является юридической базой развития законодательства, существующего правопорядка. Поскольку конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля. Идеологический характер конституции заключается в том, что она выражает в той или иной степени определенные социальные взгляды. Абсолютно деидеологизированных конституций не существует. Конституция РФ 1993 г. (как и конституции большинства других государств — бывших союзных республик в составе СССР) близка к европейским конституциям “второго поколения”. Ее ведущие положения, составляющие основы конституционного строя, воспроизводят приведенные выше принципы и установки. Как и большинство конституций “второго поколения”, она была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых экономических и государственных структур... Конституция 1993 г. существенно изменила структуру высших органов государственной власти: отказавшись от идеи всевластия Советов, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В конституции особо подчеркнута ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Человека, его права и свободы Конституция рассматривает как высшую ценность. Подготовленная Конституционным совещанием, Конституция была принята путем референдума (в нем приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58,4%). Конституция РФ относится к числу кратких: она состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в 9 глав, и “Заключительных и переходных положений” из 9 пунктов. Стиль Конституции — строго юридический, в ней почти нет декларативных норм. С учетом опыта предшествующей Конституции, в которую были внесены многочисленные изменения и дополнения, Конституция РФ трудноизменяема; это — жесткая конституция (см. пересмотр Конституции). Толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда.

В Российской Федерации, как и в других государствах с федеративным устройством, члены федерации — ее субъекты — имеют свои конституции. В соответствии со статьей 5 Конституции РФ республики в составе РФ принимают конституции, а другие субъекты федерацииуставы. В своей основе эти акты построены по модели федеральной конституции, что, однако, не исключает наличия норм, объективно отражающих специфические особенности субъекта федерации, но также и несоответствий и отклонений от федеральных конституционных норм как следствие так называемого “парада суверенитетов”. Устранение таких несоответствий — важная задача дальнейшего конституционного процесса и совершенствования федеративного устройства РФ.

Материалы предоставлены проектом Рубрикон

 

 

Система управления контентом
429125, Шумерлинский район, д.Шумерля, ул. Чапаева, д.6
Телефон: 8(83536) 61-7-32
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика