4 ноября в церковном календаре.
В 1612 году 22 октября (4 ноября по новому стилю) произошло избавление Москвы от поляков. В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божией Матери находилась у руководителя ополчения князя Д.М. Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом. В тот же год царь Михаил Фёдорович учредил два праздника в Москве Казанской иконе. Один - 8 (21) июля – день обретения иконы. Другой - 22 октября (4 ноября) - день очищения Москвы от польских интервентов. Первоначально это были городские праздники в Москве и в Казани. В эти праздничные дни в столице совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.
21 октября 1649 года во время всенощной на праздник Казанской иконы царь Алексей Михайлович получил известие о рождении сына Дмитрия. Обрадованный царь установил праздновать 22 октября как праздник всей России. В календаре Русской Православной Церкви до сих пор этот день отмечается как празднование иконы Казанской Божией Матери.
Но в таком виде 4 ноября является праздником только православного населения России. Может ли этот день стать днём народного единства всех россиян?
4 ноября в политической истории России.
Чтобы разобраться в этом, надо понять другое значение этого дня в историческом процессе. Конец XVI и начало XVII вв. вошли в русскую историю как смутное время. Столкновение политических партий, ослабление государства, гражданская война, интервенция поляков и шведов. Даже у вождей народного ополчения не было полного единства в борьбе с интервентами. В это тяжёлое для страны время необходимо было преодолеть раздоры. Из Троицкого монастыря исходили призывы, воодушевлявшие войска. Авраамий Палицын примирял вождей ополчения, улаживая их конфликты. Победа 22 октября (4 ноября) в известной мере стала возможна как результат преодоления раздоров. Освобождение столицы дало мощный толчок как в борьбе с захватчиками, так и окончательного преодоления смуты в стране.
Сохранился документ, свидетельствующий о поддержке народами Поволжья освободительной борьбы с интервентами. В тяжёлое для Москвы и всей России время Казанский митрополит обращается к народам Поволжья с просьбой о помощи. И они – мусульмане и язычники - отвечают на призыв православного владыки и приходят на помощь русским ополченцам.
«Митрополит, мы и всякие люди Казанского государства согласились с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с горными и луговыми татарами и луговою черемисою на том, что нам быть всем в совете и соединении, за Московское и Казанское государство стоять».
Преодоление смуты конца XVI – начала XVII в.в. было нелёгким процессом. Реальным показателем преодоления этого зла было постепенное, но твёрдое усиление единства народа, выразившееся в избрании Земским собором новой династии, возрождением хозяйственной жизни, подъёмом культуры. Россиянами стали осознавать себя не только русские люди. Свидетельством тому является факт, что «в утверждённой Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Фёдоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман России высказавшихся за возрождение единого Российского государства». (Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель Арапов Д.Ю. М.: ИКЦ «Академкнига», 2001 стр.17.)
В этом сложном и небыстром процессе 4 ноября 1612 года занимает особое место. Освобождение столицы - очень важный символ в борьбе за народное единство, за освобождение страны от иноземцев, в формировании национального самосознания народа: чувства единства, осознания своего права на свободу и независимость, любовь к Родине.