Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ в главу 2 Трудового кодекса Российской Федерации внесены дополнения об использовании электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Электронный документооборот может осуществляться с помощью:
- Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»;
- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями трудового законодательства, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Работодатель обязан проинформировать каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие посредством электронного документооборота. Для указанного взаимодействия необходимо письменное согласие работника. В том случае, если работник не дает своего согласия, работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания в отношении него. Кроме того, при приеме на работу нового сотрудника работодатель должен уведомить его о ведении электронного документооборота.
Стоит обратить внимание, что согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота не требуется от лиц, которые приняты на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на указанную дату отсутствует трудовой стаж. В том случае, если отсутствуют согласие работника на электронное взаимодействие либо электронная подпись, то это не является основанием для отказа в трудоустройстве или увольнении.
Расходы на создание и эксплуатацию информационной системы и электронных документов, получение и использование работником электронной подписи несет исключительно работодатель. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.
Усиленная квалифицированная электронная подпись используется при заключении:
- трудовых договоров;
- договоров о материальной ответственности;
- ученических договоров;
- договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
- при подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания;
- уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
При подписании электронных документов посредством цифровой платформы «Работа в России» работодателем, а также работником или лицом, поступающим на работу, могут использоваться:
- усиленная квалифицированная электронная подпись;
- усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.
- простая электронная подпись, ключ которой получен при личной явке в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме (только работником или лицом, поступающим на работу).
Обратите внимание, электронный документооборот не используется в отношении:
- трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
- акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме
В соответствии с ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.09.2021 № 324п утвержден порядок назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме.
Указанный Порядок устанавливает особенности назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме гражданам Российской Федерации, обратившимся с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Страховая пенсия по старости в автоматическом режиме назначается со дня обращения за указанной пенсией, а в случае приема заявления о назначении страховой пенсии по старости до наступления пенсионного возраста застрахованного лица – со дня достижения такого возраста, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию.
Решение о назначении пенсии формируется в автоматическом режиме в информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Пенсионного фонда в срок не более трех часов с момента регистрации заявления.
Сведения о назначении пенсии направляются в личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг автоматически не позднее 15 минут с момента подписания решения.
Документ вступит в силу с 1 января 2022 года.