В настоящее время распространенным способом завладеть деньгами граждан считается мошенничество с банковскими картами. Использование банковской карты значительно упрощает операции с деньгами, вместе с тем внедрение инновационных способов расчета, открывает обширные горизонты для злоумышленников.
Квалифицировать действия по факту мошенничества с использованием электронных средств платежа необходимо по соответствующей части ст. 159.3 УК РФ. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы на срок до десяти лет, со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Чтобы не стать жертвой обмана и хищения необходимо самостоятельно обеспечить защиту своим средствам, а также придерживаться следующих рекомендаций.
1. Не следует ни при каких обстоятельствах сообщать никому ПИН-код, не рекомендуется записывать его на бумаге и хранить рядом с картой.
2. Не стоит совершать покупки на сайтах, не внушающих доверия.
3. Не рекомендуется держать на карте, предназначенной для интернет-покупок, большие суммы.
4. Снятие средств лучше осуществлять непосредственно в офисах финансовой компании (рядом с ними). Территория около банка и внутри него просматривается камерами слежения.
5. Не стоит стесняться закрывать от посторонних клавиатуру банкомата при введении ПИН-кода.
6. Не следует прибегать к помощи посторонних в случае возникновения сложностей при снятии денег, правильнее обратиться непосредственно к сотрудникам банка.
7. При открытии счета следует обратить внимание на возможность оформления страховки банковской карты. Такая услуга в ряде случаев позволяет вернуть денежные средства.
8. Не перезванивайте на мобильный номер с сомнительным текстом. Все номера для связи банк указывает в открытом доступе. Также номер телефона технической поддержки указан на оборотной стороне Вашей карты.
9. В случае если SMS-сообщение о блокировке карты действительно получено от банка, в тексте сообщения указаны первые и последние 4 цифры номера Вашей карты. В SMS-сообщениях мошенников номер карты не указан, он им не известен!
10. При утере карты необходимо обратиться в банк для немедленной блокировки.
11. Рекомендуется не реже раза в месяц проверять выписку по счету.
Если Вы все же стали жертвой мошенничества, необходимо обратиться в полицию с заявлением.
Об изменениях трудовых обязанностей работника
постановлению Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 № 37-П «По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских», работник профсоюза занимал место правового инспектора труда. В его должностную инструкцию добавили обязанности технического инспектора. Работник не согласился с новыми условиями, посчитав, что его трудовая функция изменилась. В связи с отказом выполнять новые обязанности его уволили.
Конституционный суд указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями Трудового кодекса РФ требования ч. ч. 5, 6 ст. 370 Трудового кодекса РФ (права правового инспектора труда) не предполагают возможности произвольного включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда, равно как не предполагают и увольнения работника в случае отказа от выполнения таких обязанностей.
Относительно порядка добавления работнику обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.07.2016 № 14-2/В-688 указано, что, в случае, если работодатель хочет поручить выполнение в течение рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу, то, работодатель должен:
1) заключить с работником соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией иного должностного лица. В соглашении нужно установить размер доплаты за совмещение и срок совмещения;
2) издать приказ о возложении на работника обязанностей иного должностного лица в порядке совмещения должностей;
3) оформить прием-передачу необходимой документации и (или) материальных ценностей.
В случае нарушения требований трудового законодательства, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С целью защиты своих нарушенных трудовых прав граждане могут обратиться в прокуратуру, государственную инспекцию труда области или в суд.
Об изменениях в законодательстве о транспортной безопасности
Федеральным законом от 02.12.2019 N 415-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - Закон) внесены поправки в части защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Установлено, что работники подразделений транспортной безопасности после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей, помимо иных, перечисленных в законе полномочий, имеют право на применение электрошоковых устройств и искровых разрядников на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах для их защиты от актов незаконного вмешательства в предусмотренных Законом случаях:
- для отражения нападения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства;
- для отражения нападения на работников подразделений транспортной безопасности или лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
- в целях пресечения сопротивления, оказываемого нарушителем работникам подразделений транспортной безопасности, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
- для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности.
При этом законодателем установлено, что запрещается применять электрошоковые устройства и искровые разрядники в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев, если указанные лица оказывают вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности, совершают нападение, угрожающее жизни или здоровью работников подразделений транспортной безопасности либо лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Необходимо отметить, что руководители (заместители руководителей) подразделений транспортной безопасности обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения электрошоковых устройств и искровых разрядников (ч. 5.2 ст. 12.3 Закона).
Изменения вступили в силу 02.03.2020.
О протоколе судебного заседания
В ходе судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций составляется протокол в письменной форме и ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование). При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании использование средств аудиозаписи не допускается.
Протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.
В протоколе судебного заседания обязательно указываются: место и дата заседания, время его начала и окончания; какое уголовное дело рассматривается; наименование и состав суда, данные об участниках уголовного судопроизводства; данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения; действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания; заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц; определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату; определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату; сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности; подробное содержание показаний; вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы; результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств; обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол; основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого; сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него; сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании. Если в ходе судебного разбирательства осуществлялись фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, трансляция по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания.
Протокол должен быть изготовлен и подписан в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания председательствующим и секретарем судебного заседания, а в случае, если ведение протокола председательствующим поручено помощнику судьи, - председательствующим и помощником судьи.
Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям. Ходатайство об ознакомлении с протоколом и аудиозаписью судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам.
Ходатайство не подлежит удовлетворению, если уголовное дело уже направлено в апелляционную инстанцию или по истечении срока, предоставленного для апелляционного обжалования, находится в стадии исполнения.
Копии протокола и аудиозаписи изготавливаются по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет.
В течение 3 суток со дня ознакомления с протоколом и аудиозаписью судебного заседания стороны могут подать на них замечания.
Замечания на протокол рассматриваются председательствующим незамедлительно. Замечания на аудиозапись рассматриваются председательствующим в течение 2 суток со дня их подачи. В необходимых случаях председательствующий вправе вызвать лиц, подавших замечания, для уточнения их содержания.
По результатам рассмотрения замечаний на протокол, аудиозапись председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол, аудиозапись и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания.
Право граждан на бесплатную юридическую помощь
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно.
Так, в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи. В данный круг входят: малоимущие; инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны; Герои Труда Российской Федерации; дети-инвалиды; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания; граждане, признанные судом недееспособными, а также иные категории социально незащищенных граждан.
Бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами, нотариусами, участвующими в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, юридическими клиниками и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.
Граждане могут получить правовое консультирование в устной и письменной форме, им оказывают содействие в составлении для них заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
На сайте Управлении Минюста России по Саратовской области в сети «Интернет» размещена информация об органах и лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь в Саратовской области. При обращении за такой помощью гражданину необходимо иметь при себе документ, подтверждающий право на ее получение.
Об уголовной ответственности за укрывательство преступлений
Ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таковым относятся: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), разбой (ч.ч. 3-4 ст. 162 УК РФ) и другие.
Укрывательство заключается в заранее не обещанном сокрытии преступника, совершившего особо тяжкое преступление, следов, орудий и средств такого преступления, а также предметов, добытых преступным путем. Если же лицо участвует в совершении преступления, то его действия не могут расцениваться как укрывательство.
Состав преступления считается оконченным с момента совершения любого из вышеперечисленных действий. Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2018 № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 УК РФ определено, что изменение судом категории преступления с особо тяжкого на тяжкое преступление не исключает уголовную ответственность другого лица за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления.
Согласно примечания к статье 316 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруги или близкие родственники совершившего преступление лица, к которым, помимо супругов, относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Указанные лица уголовной ответственности по статье 316 УК РФ не подлежат.
Санкция статьи 316 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Об изменениях порядка начисления процентов и неустойки по потребительским кредитам с 01 января 2020 года
С 01 января 2020 года вступили в силу изменения в законодательстве о потребительском кредитовании, предусмотренные Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.08.2019) и Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 27.12.2018 № 554-ФЗ.
Поправками банкам и микрофинансовым организациям запрещено начислять проценты по договорам потребительского кредитования после того, как они достигнут полуторакратной суммы кредита.
Запрет начисления процентов относится не только к процентам, начисляемым на базовую сумму кредита, но и к неустойке, других договорных мер ответственности, а также к платежам за услуги, которые кредитор оказывает за отдельную плату.
Данный запрет распространяется на договоры потребительского кредита или займа, срок возврата денежных средств по которым не превышает одного года.
При нарушении кредитными и микрофинансовым организациями данных условий в тексте заключаемого договора на первой странице договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ — нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).
О таких нарушениях необходимо сообщать в органы Роспотребнадзоралибо прокуратуру для принятия мер реагирования.
Единовременные пособия, назначаемые в связи с участием в мероприятиях по борьбе с терроризмом, подлежат выплате независимо от других пособий и компенсаций
Федеральным законом от 18.03.2020 № 54-ФЗ внесены изменения в статью 21 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Законом о противодействии терроризму предусмотрено право лица, принимавшего участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом, на получение единовременных пособий в возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу.
Принятым законом, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29.03.2019 № 16-П, скорректировано положение, согласно которому ранее при одновременном возникновении нескольких оснований выплата осуществлялась по одному основанию по выбору получателя.
Теперь единовременные пособия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 6 Закона о противодействии терроризму, должны выплачиваться независимо от других единовременных пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон вступил в силу 18.03.2020.
О праве получения негосударственного пенсионного обеспечения в более ранние сроки
Вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ от 18.03.2020, согласно которому в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» внесены изменения, касающиеся назначения негосударственных пенсий.
Действующее в настоящий момент законодательство предусматривает поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет и для мужчин до 65 лет. В целях недопущения снижения привлекательности института негосударственной пенсии принят закон, предоставляющий право получения негосударственного пенсионного обеспечения в более ранние сроки.
Новым законом установлено, что право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, которые достигли 60-летнего возраста и женщины, которые достигли 55-летнего возраста.
Законом также допускается устанавливать в пенсионных договорах более поздний срок выхода на негосударственную пенсию. Однако этот возраст в любом случае не должен быть выше 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Для отдельных категорий граждан право негосударственного пенсионного обеспечения наступает ранее 55 и 60 лет.
Действие новых требований законодательства распространяется на пенсионные правоотношения, которые возникли при заключении договоров негосударственного пенсионного обеспечения в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые членами семей военнослужащих, являющимися получателями компенсационных выплат, учитываются в составе расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования МКД
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 года №12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были признаны частично не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения в силу своей неопределенности допускали различный подход к решению вопроса о включении взносов на капремонт в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в МКД, подлежащих компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ необходимые изменения внесены в ряд законодательных актов, в том числе по вопросам социальных гарантий военнослужащим.
В частности, Федеральным законом от 01.03.2020 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что взносы на капремонт включаются в состав расходов, подлежащих компенсации указанным категориям граждан.
Ответственность за нарушения карантинного режима
Постановлением Правительства России от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих. Такое требование установлено ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями по вынесению мотивированного постановления:
- о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
- о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Эти положения установлены пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» всем гражданам, возвращающимся из-за границы, предписано самоизолироваться на две недели.
Во исполнение указанного документа Правительством Саратовской области 26.03.2020 издано постановление № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», которым с 27 марта текущего года введены ограничения. Запрет на доступ посетителей в плавательные бассейны, фитнес-центры, театры, музеи, кинотеатры и др.
На граждан возложена обязанность по соблюдению дистанции до других граждан не менее 1,5 м (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
За нарушения карантинного режима предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Так, статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения санитарных правил и гигиенических
нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей; на должностных лиц - от 500 до 1 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С 1 апреля текущегогода Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ в указанную статью внесены изменения, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил.
Речь идет о нарушениях действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления карантина.
Штрафы для граждан составят от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если же эти нарушения повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, но не содержат уголовно наказуемого деяния, штрафы для граждан составят от 150 тыс. до 300 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет), для ИП – от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Уголовная ответственность за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена ст. 236 Уголовного кодекса РФ, санкция которой предусматривает наказание вплоть до реального лишения свободы.
Также с 1 апреля текущегогода Федеральным законом от 01.04.2020 № 100-ФЗ ужесточена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в части нарушения карантина. Внесены изменения в статью 236 УК РФ и ст. 151 УПК РФ.
В новой редакции нарушители санитарно-эпидемиологических правил, если их действия повлекли по неосторожности массовое заболевание людей, будут наказываться штрафом от 500 тыс. до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев.
В качестве крайнеймеры новый закон предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
Аналогичные действия, которые повлекут по неосторожности смерть человека, либо если они сопряжены с умышленным созданием угрозы массового заболевания людей, будут караться штрафом от 1 млн до 2 млн рублей, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Несоблюдение СЭП, приведшие по неосторожности к смерти двух и более лиц, грозит злоумышленнику принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо ли лишением свободы сроком от пяти до семи лет колонии.
Расследование последней категории преступлений отнесено законодателями к ведению Следственного комитета РФ, менее тяжкие категории – органов МВД.
Согласно гражданскому законодательству за причинение вреда личности или имуществу гражданина, а также вследствие причинения вреда имуществу юридического лица предусмотрена гражданско-правовая ответственность (ст. ст. 150 - 152 Гражданского кодекса РФ и глава 59 Гражданского кодекса РФ).
Кроме того, при уклонении гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, он может быть принудительно госпитализирован по решению суда.
Правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.
О правовых способах защиты чести и достоинства гражданина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Согласно статье 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Ранее за оскорбление была предусмотрена уголовная ответственность по статье 130 Уголовного кодекса Российской Федерации. В 2011 году эта статья была декриминализована.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением. (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3)
Таким образом, в случае размещения в средствах массовой информации недостоверных сведений, порочащих десть и достоинство гражданина, он вправе обратиться за защитой своих прав с соответствующим исковым заявлением в суд.
Кроме того, с заявлением о факте оскорбления можно обратиться в прокуратуру, поскольку возбуждение административного преследования за это деяние осуществляется прокурором.
Предусмотренный статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, который влечет наложение на виновное лицо штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Причем непривлечение лица к административной ответственности не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскиваемого в судебном порядке.
Однако стоит помнить, что нормы закона, регламентирующие защиту нематериальных благ человека, как честь и достоинство личности, действуют не только в случае нарушения прав при непосредственном, личном общении, но и в случае общения виртуального.
О согласовании Роскомнадзором критериев оценки информации, запрещенной к распространению в сети Интернет
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2020 № 175 внесены изменения в пункт 5 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено.Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, принимающими решения в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено, являются МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь, Роскомнадзор.Определено, что критерии оценки информации, необходимой для принятия указанных решений, должны быть согласованы названными федеральными органами исполнительной власти с Роскомнадзором.Документ вступил в силу 28.02.2020.
Срок исковой давности по требованиям о компенсации морального вреда при несчастных случаях на производстве
Нередко пострадавшие на производстве при выполнении своих трудовых обязанностей граждане обращаются в суд с требованиями о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью (производственная травма, увечье).
При защите гражданами своих интересов в судах общей юрисдикции необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда работникам, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, в том числе компенсировать моральный вред.
Согласно ст. 220 ТК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст.237 ТК РФ).
При этом в силу ч. 4 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Таким образом, поскольку истцами требования о компенсации морального вреда заявляются в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве, то к возникшим правоотношениям должны применять положения ч. 4 ст. 208 ГК РФ, а не ст. 392 ТК РФ (право обращения в суд в течение трех месяцев со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права).
Изменения в законодательстве в сфере воинского учета
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 103 внесены изменения в Положение о воинском учете. Согласно новым изменениям уточнен порядок воинского учета граждан, в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания.
В пункт 30 Положения о воинском учете добавлен п.п. «д», который указывает, что при приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывающих на месте пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, выдавать им сведения по установленной форме. Данные сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет.
Поправки вступили в силу с 18.02.2020.