Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ глава 20 КоАП РФ дополнена статьей 20.61, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. При этом указанные действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные повторно, влекут повышенную административную ответственность.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 Кодекса судьям районных судов.
Установлено, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 Кодекса. Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, на период до 31 декабря 2020 года правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 1 апреля 2020 года.
Об уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
В целях защиты граждан от угрозы распространения инфекционных заболеваний Федеральным законом от 01.04.2020 года №100-ФЗ внесены изменения в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.
В частности, ответственность устанавливается за нарушение таких правил не только в случае, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание людей, но и в случае, если действиями виновного лица создана угроза массового заболевания. При этом максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличен с одного года до двух лет.
Кроме того, вводится повышенная ответственность за нарушение санитарно- эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В этом случае предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет либо лишения свободы на срок от пяти до семи лет.
Несоблюдение СЭП, приведшие по неосторожности к смерти двух и более лиц, грозит злоумышленнику принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо ли лишением свободы сроком от пяти до семи лет колонии.
Расследование преступлений по ч. 3 ст. 236 УК (несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц) отнесено законодателем к ведению Следственного комитета РФ, менее тяжкие категории (ч. 1, 2 ст. 236 УК) – органов МВД.
Туристам вернут деньги за путевки
Подписано распоряжение Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 898-р, которое предусматривает возврат туроператорами туристам денежных средств, уплаченных за турпутевку, если поездка планировалась в период с начала действия ограничений в иностранном государстве, в частности, в связи с распространением коронавируса до 1 июня 2020 г.
Расходы по выплате возвратных денежных средств туристам должны осуществляться из средств фонда персональной ответственности туроператора в том случае, если не позднее 15 апреля 2020 года туроператор представит в объединение туроператоров в сфере выездного туризма уведомление о таком возврате. Туроператор, не представивший указанное уведомление, будет обязан перечислить ежегодный взнос за 2020 год в фонд персональной ответственности туроператора не позднее 15 апреля 2021 г.
Особенности формирования фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма закреплены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Туристу и (или) иному заказчику должна быть возвращена денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – часть указанной общей цены в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Определен Перечень должностных лиц органов власти, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р установлен Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).
В перечень включены, в том числе:
- должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители;
- руководитель структурного подразделения центрального аппарата Минпромторга России, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- должностные лица Росгвардии, в том числе директор Росгвардии - главнокомандующий войсками национальной гвардии РФ, его первые заместители (заместители);
- должностные лица органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору;
- руководители подразделений противопожарных служб субъектов РФ, их заместители.
Работникам, достигшим 65-летнего возраста продлят больничный в связи с карантином.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2020 года № 517 внесены изменения во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 года №402 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше».
Документом предусмотрено, что помимо ранее оформленного листка временной нетрудоспособности, выданного на 14 календарных дней с 6 по 19 апреля 2020 года, таким гражданам оформят еще 1 больничный на 11 календарных дней с 20 по 30 апреля 2020 года.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Течение сроков пребывания в России иностранцев приостановлено
Указом Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" урегулирована проблема пребывания трудовых мигрантов.
Согласно Указу с 15 марта по 15 июня включительно приостанавливается течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, сроки, на которые они поставлены на учет или зарегистрированы, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
Эти же сроки установлены и для добровольного выезда из России иностранцев граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или передаче иностранному государству. А также - ряда документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, удостоверение беженца, разрешение на работу, патент и др.
Работодатели при условии выполнения установленных ограничений и санитарно-эпидемиологических мер вправе в эти же сроки привлекать и использовать в качестве работников иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, патента.
В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания, об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или передаче иностранному государству, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании виз, разрешений на работу, патентов, видов на жительство и др.
Новые правила оспаривания размера страховки от профзаболеваний и несчастных случаев на работе
С 1 апреля 2020 года вступила в силу новая статья Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон).
В соответствии со статьей 15.2 Федерального закона, необходимо в обязательном порядке соблюсти досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию, и только потом, в случае несогласия с принятым решением, обращаться в суд.
Так, решение территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика – это непосредственно в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Правом на обращение с жалобой в вышестоящий орган обладает застрахованное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законный или уполномоченный представитель.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней со дня ее получения. Срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней. О принятом решении о продлении срока рассмотрения жалобы вышестоящий орган страховщика уведомляет заявителя. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган страховщика в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет заявителя.
Приказом Минтруда России от 12.02.2020 № 62н «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации решением о назначении обеспечения по страхованию или об отказе в назначении обеспечения по страхованию» предусмотрен более подробный порядок рассмотрения жалоб.
Так, согласно данному нормативному документу жалоба подается в Фонд социального страхования Российской Федерации в письменном виде (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Новослободская, 37, корп. 4А) или в электронном виде (general@ffoms.ru). Жалоба в письменном виде может быть подана на личном приеме заявителя, а также направлена по почте.
В электронном виде жалоба подается заявителем посредством: а) личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; б) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (в случае если решение о назначении обеспечения по страхованию или об отказе в назначении обеспечения по страхованию было получено посредством Единого портала); в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее — система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По результатам рассмотрения жалобы Фондом принимается одно из следующих решений, о котором уведомляет заявителя: а) об удовлетворении жалобы полностью или в части и отмене обжалуемого решения территориального органа Фонда полностью или в части; б) об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении обжалуемого решения территориального органа Фонда без изменений; в) об оставлении жалобы без рассмотрения.
В случае не согласия с принятыми решениями заявитель вправе обжаловать указанное решение в суд.
Как вернуть часть денежных средств, потраченных на приобретение лекарств
В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в размере стоимости лекарственных препаратов, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Вместе с тем, вычет ограничен 13% от 120 000 рублей. То есть, если налогоплательщик на приобретение лекарств потратил за год более указанной суммы, то вернут ему все равно не больше 15 600 рублей.
Необходимо также учесть, что в сумму 120 000 рублей входят также расходы на обучение, повышение квалификации, медицинские услуги и др.
Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку лекарств можно одним из двух способов:
1) по окончании года подать в налоговый орган налоговую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы;
2) до конца года можно получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на социальный налоговый вычет, с которым обратиться к своему работодателю с той целью, чтобы бухгалтерия не удерживала НДФЛ из заработной платы работника до тех пор, пока последний не получит весь вычет.
В обоих случаях необходимо представить подтверждающие документы, к которым относятся: рецептурный бланк и платежные документы (кассовые чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и др.).
Продлены сроки действия гражданских паспортов и водительских прав
Президентом РФ 18 апреля 2020 г. подписан Указ № 275 «О признании действительными некоторых документов граждан Российской Федерации».
Так, российские паспорта и водительские удостоверения, срок действия которых истек или истекает с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно, признаются действительными.
Для граждан, достигших в указанный период возраста 14 лет и не получивших паспорт, документом, удостоверяющим личность, является свидетельство о рождении или загранпаспорт.
Министерству внутренних дел РФ поручено определить порядок и сроки замены или выдачи перечисленных выше документов.
Указ вступил в силу со дня его подписания.
Электронные трудовые книжки
С января текущего года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Так, Федеральными законами от 16.12.2019 № 436-ФЗ и № 439-ФЗ введено обязательное формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде (далее также – «электронная» трудовая книжка), которые будут постепенно заменять классическую трудовую книжку. Изменения вступили в силу с 1 января 2020 года и затрагивают как работодателей, так и работников.
Для работодателей:
С 2020 года введена обязанность предоставлять в Пенсионный Фонд России сведения о трудовой деятельности работников в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи заявлений о выборе между «бумажной» и «электронной» трудовой книжкой. Данные сведения вместе с ФИО и СНИЛС направляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные выше случаи. При первом направлении должны быть одновременно представлены сведения по состоянию на 1 января 2020 года.
До 1 июля 2020 года работодатели должны письменно уведомить всех работников об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве сделать выбор между «бумажной» и «электронной» трудовой книжкой.
Кроме того, в течение 2020 года работодатели при необходимости обеспечивают принятие (изменение) локальных нормативных актов, подготовку и обсуждение изменений в соглашения и коллективные договоры.
Для работников:
Закон предписывает всем работникам подать до 1 января 2021 года заявление о продолжении ведения «бумажной» трудовой книжки или о переходе на «электронную». В последнем случае трудовая книжка выдается работнику на руки, а работодатель перестает отвечать за ее ведение и хранение. Если же работник не подаст никакого заявления, то за ним сохранится «бумажная» трудовая книжка.
Реализовав право на дальнейшее ведение трудовой книжки, работник сохранит данное право при последующем трудоустройстве. При этом закон предусматривает возможность изменить решение и подать в дальнейшем новое заявление о переходе на «электронную» трудовую книжку.
Лица, не имевшие возможности по 31 декабря 2020 года подать работодателю одно из заявлений, будут вправе сделать это в любое время. К таким лицам закон относит, например, работников, которые по состоянию на 31 декабря 2020 года не исполняли свои трудовые обязанности, но за ними сохранялось место работы.
В отношении лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будут формироваться сведения о трудовой деятельности в электронном виде. Трудовые книжки на них оформляться не будут.
О мерах дополнительной поддержки граждан в условиях пандемии
В условиях пандемии коронавируса Российская Федерация предусмотрела дополнительные меры финансовой поддержки граждан, потерявших работу, а также граждан имеющих детей.
Так, Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для малообеспеченных семей устанавливается ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в размере 50 % регионального прожиточного минимума для детей.
Добавим, что указанная ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
7 апреля 2020 года Президентом РФ издан Указ № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», которым предусмотрена выплата в размере 5000 рублей на каждого ребенка в возрасте до 3 лет в период с апреля по июнь 2020 года. Данная выплата осуществляется лицам, имеющим право на получение материнского капитала.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2020 года № 346 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2020 год» размер максимального пособия по безработице увеличен до 12130 рублей.
Изменены правила оспаривания размера страховки от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на работе
С 1 апреля 2020 года вступила в силу статья 15.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Данной статьей установлен обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию, и только потом, в случае несогласия с принятым решением, обращаться с таким вопросом в суд.
Решение территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика – это непосредственно в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Правом на обращение с жалобой в вышестоящий орган обладает застрахованное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законный или уполномоченный представитель.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней со дня ее получения. Срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней. О принятом решении о продлении срока рассмотрения жалобы вышестоящий орган страховщика уведомляет заявителя. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган страховщика в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет заявителя.
Приказом Минтруда России от 12.02.2020 № 62н «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации решением о назначении обеспечения по страхованию или об отказе в назначении обеспечения по страхованию» предусмотрен более подробный порядок рассмотрения жалоб.
Согласно данному нормативному документу, жалоба подается в Фонд социального страхования Российской Федерации в письменном виде (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Новослободская, 37, корп. 4А) или в электронном виде (general@ffoms.ru). Жалоба в письменном виде может быть подана на личном приеме заявителя, а также может быть направлена по почте.
В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
б) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (в случае если решение о назначении обеспечения по страхованию или об отказе в назначении обеспечения по страхованию было получено посредством Единого портала);
в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее — система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
По результатам рассмотрения жалобы Фондом принимается решение:
а) об удовлетворении жалобы полностью или в части и отмене обжалуемого решения территориального органа Фонда полностью или в части;
б) об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении обжалуемого решения территориального органа Фонда без изменений;
в) об оставлении жалобы без рассмотрения.
О результатах рассмотрения жалобы Фонд информирует об этом заявителя. В случае несогласия с принятыми решениями заявитель обращается в суд.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком по спорам, связанным с назначением обеспечения по страхованию, повлечет возвращение иска заявителю в порядке ст. 135 ГПК РФ.
Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми
Дети являются наиболее уязвимыми членами общества, и им только предстоит занять свое место в социуме. Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Однако невозможно исключить существование людей, которые способны допустить преступную жестокость к ребенку в силу его слабости.
Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено законом под угрозой наказания, то есть является преступлением, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанное преступление выражается в действии или бездействии, то есть в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, соединенное с жестоким обращением.
Исходя из контекста статьи 156 УК РФ в ее взаимосвязи со сложившейся судебной практикой под жестоким обращением следует понимать:
- невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру или причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее за собой, к примеру, педикулез, чесотку и прочее, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и другое;
- активные действия, идущие в разрез с основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, которые состоят в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих в себя все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми.
Для признания лица виновным в совершении данного преступления наступления каких-либо последствий не требуется.
Преступление всегда характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, понимает, что обращается с ним жестоко и желает совершать такие действия, целенаправленно не выполняя свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Субъектами данного преступления являются родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители, лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последним в силу своих профессиональных обязанностей.
За совершение преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами сроком до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
В случае невыполнения родителями или иными лицами их заменяющими обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 5.35 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере до пятисот тысяч рублей либо предупреждение.