Прокуратурой района обобщена проделанная работа в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов по итогам 1 полугодия 2014 года.
В указанный период прокуратурой выявлен 1 проект и 1 принятый нормативный правовой акт органов местного самоуправления, содержащий коррупциогенные факторы.
Так, прокуратурой изучено решение Собрания депутатов Янтиковского района Чувашской Республики от 25.12.2012 № 30/7 «Об утверждении Порядков предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Янтиковского района Чувашской Республики и по определению эффективности их использования».
Земельное законодательство в силу Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Вместе с тем, нормативный правовой акт принят в отсутствие соответствующего регулирования данной сферы правоотношений актами более высокой юридической силы, а именно – законодательством Российской Федерации и законами Чувашской Республики.
Приложением № 1 к указанному нормативному правовому акту утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Янтиковского района Чувашской Республики, для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья (далее – Порядок).
В соответствии с п. 9 Порядка, начальная цена аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, определяется как средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Янтиковском районе Чувашской Республики, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату принятия администрацией Янтиковского района решения о проведении указанного аукциона.
Вместе с тем, указанная норма противоречит требованиям ЗК РФ.
Так, порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства регулируется ст. 38.1 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 указанной статьи начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям
Тем самым начальная аукционная цена при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков должна определяться по результатам оценки и в императивном порядке в зависимости от стоимости жилья определяться не может.
Пунктом 10 ст. 38.1 ЗК РФ установлены требования к содержанию извещения о проведении аукциона, которые должны содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о «шаге аукциона»;
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, должно содержать сведения о начальной цене договора и размере арендной платы.
Таким образом, Порядком необоснованно сужен круг сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона, что негативно может сказаться на информационной открытости аукциона и как следствие - на состав его участников.
Согласно ч. 7 ст. 38.2 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12 Порядка победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, признается лицо, предложившее минимальную цену продажи жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения. При этом минимальная цена не может превышать начальную цену аукциона.
Таким образом, пункт 12 Порядка в части определения победителя аукциона противоречит требованиям законодательства, что может повлечь необоснованное уменьшение размера поступающих от реализации муниципального имущества (арендных прав на такое имущество) в бюджет денежных средств.
В соответствии с подпунктом «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
По факту выявленных нарушений на указанный НПА прокуратурой принесен протест (на рассмотрении).
Выявлены коррупциогенные факторы и в проекте нормативного правового акта.
Так, прокуратурой изучен проект постановления администрации Янтиковского района «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района и ее составе».
В соответствии с п. 5.1 утверждаемого проектом Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района (далее – Положение) состав Комиссии утверждается постановлением администрации Янтиковского района.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 29.12.2005 № 68 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» состав районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних утверждается главой муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с Уставом Янтиковского района главой муниципального образования является председатель Собрания депутатов Янтиковского района, избираемым из состава депутатов.
Таким образом, вышеуказанный пункт проекта подлежит изменению, приложение № 1 к проекту «Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района» - исключению.
Кроме того, изучением проекта установлено, что содержащиеся в нем нормы не в полной мере отвечают требованиям правовой определенности и полноты.
Так постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Примерное положение).
Примерным положением определены полномочия председателя КДН, его заместителя, ответственного секретаря, функции членов комиссии, требования к порядку принятия и оформления решений КДН, контроля сроков их исполнения.
Вместе с тем, указанные вопросы нашли лишь частичное отражение в рассмотренном проекте, и в предусмотренном Примерным положением объеме не урегулированы.
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов широта дискреционных полномочий – отсутствие или неполнота административных процедур, т. е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
По факту нарушений в адрес администрации Янтиковского района направлена информация с замечаниями.
Заместитель прокурора района
юрист 1 класса А. В. Афанасьев
Прокуратурой района обобщена проделанная работа в сфере антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов по итогам 1 полугодия 2014 года.
В указанный период прокуратурой выявлен 1 проект и 1 принятый нормативный правовой акт органов местного самоуправления, содержащий коррупциогенные факторы.
Так, прокуратурой изучено решение Собрания депутатов Янтиковского района Чувашской Республики от 25.12.2012 № 30/7 «Об утверждении Порядков предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Янтиковского района Чувашской Республики и по определению эффективности их использования».
Земельное законодательство в силу Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Вместе с тем, нормативный правовой акт принят в отсутствие соответствующего регулирования данной сферы правоотношений актами более высокой юридической силы, а именно – законодательством Российской Федерации и законами Чувашской Республики.
Приложением № 1 к указанному нормативному правовому акту утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Янтиковского района Чувашской Республики, для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья (далее – Порядок).
В соответствии с п. 9 Порядка, начальная цена аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, определяется как средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Янтиковском районе Чувашской Республики, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату принятия администрацией Янтиковского района решения о проведении указанного аукциона.
Вместе с тем, указанная норма противоречит требованиям ЗК РФ.
Так, порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для жилищного строительства регулируется ст. 38.1 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 указанной статьи начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 8 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям
Тем самым начальная аукционная цена при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков должна определяться по результатам оценки и в императивном порядке в зависимости от стоимости жилья определяться не может.
Пунктом 10 ст. 38.1 ЗК РФ установлены требования к содержанию извещения о проведении аукциона, которые должны содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение);
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о «шаге аукциона»;
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, должно содержать сведения о начальной цене договора и размере арендной платы.
Таким образом, Порядком необоснованно сужен круг сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона, что негативно может сказаться на информационной открытости аукциона и как следствие - на состав его участников.
Согласно ч. 7 ст. 38.2 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12 Порядка победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, в том числе для его комплексного освоения в целях строительства такого жилья, признается лицо, предложившее минимальную цену продажи жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения. При этом минимальная цена не может превышать начальную цену аукциона.
Таким образом, пункт 12 Порядка в части определения победителя аукциона противоречит требованиям законодательства, что может повлечь необоснованное уменьшение размера поступающих от реализации муниципального имущества (арендных прав на такое имущество) в бюджет денежных средств.
В соответствии с подпунктом «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
По факту выявленных нарушений на указанный НПА прокуратурой принесен протест (на рассмотрении).
Выявлены коррупциогенные факторы и в проекте нормативного правового акта.
Так, прокуратурой изучен проект постановления администрации Янтиковского района «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района и ее составе».
В соответствии с п. 5.1 утверждаемого проектом Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района (далее – Положение) состав Комиссии утверждается постановлением администрации Янтиковского района.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 29.12.2005 № 68 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике» состав районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних утверждается главой муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с Уставом Янтиковского района главой муниципального образования является председатель Собрания депутатов Янтиковского района, избираемым из состава депутатов.
Таким образом, вышеуказанный пункт проекта подлежит изменению, приложение № 1 к проекту «Состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Янтиковского района» - исключению.
Кроме того, изучением проекта установлено, что содержащиеся в нем нормы не в полной мере отвечают требованиям правовой определенности и полноты.
Так постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Примерное положение).
Примерным положением определены полномочия председателя КДН, его заместителя, ответственного секретаря, функции членов комиссии, требования к порядку принятия и оформления решений КДН, контроля сроков их исполнения.
Вместе с тем, указанные вопросы нашли лишь частичное отражение в рассмотренном проекте, и в предусмотренном Примерным положением объеме не урегулированы.
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов широта дискреционных полномочий – отсутствие или неполнота административных процедур, т. е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
По факту нарушений в адрес администрации Янтиковского района направлена информация с замечаниями.
Заместитель прокурора района
юрист 1 класса А. В. Афанасьев