Профилактика детского травматизма на дорогах не перестает оставаться актуальным направлением в работе правоохранительных органов, учреждений образования и здравоохранения.
Ребенок, которому причинен вред в результате дорожно-транспортного происшествия, зачастую получает серьезные травмы и увечья, а если и повезло остаться без повреждений, то на многие годы испытывает чувство страха перед движущимся транспортом. В ряде случаев, трагедию можно избежать, уделив достаточно внимания поведению ребенка на проезжей части.
Однако, статистика и наблюдения показывают, что родители не только не разъясняют детям правила поведения пешехода на проезжей части, но и сами, на глазах у детей, показывают негативный пример несоблюдения правил дорожного движения.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 Правила дорожного движения обязательны для всех участников дорожного движения — водителей, пешеходов, пассажиров, в том числе, несовершеннолетних. Возрастные ограничения существуют только для водителей. Все остальные, в том числе, дети – равные участники дорожного движения с правами и обязанностями.
Согласно данным правилам, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
На практике, особенно, по утрам, спешащие в школу дети, а зачастую в сопровождении взрослых, правила перехода через проезжую часть не соблюдают, не обращая внимания ни на сигнал светофора, ни на разметку, не оценивая опасность приближающегося автомобиля. А переход через перекрестки, в большинстве своем, осуществляется по диагонали при отсутствии дорожной разметки. Сначала дети идут за руку с родителями, потом такая опасная для жизни схема перехода через перекресток прочно «застревает» в голове ребенка, и маленький пешеход по вине родителя становится нарушителем закона, подвергая опасности свою жизнь.
Статьями 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность пешеходов за нарушения Правил дорожного движения. В отношении пешеходов, совершивших вышеуказанные правонарушения до достижения 16-летнего возраста, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жизнь и охрану здоровья.
Короткий световой день и приближающийся зимний период делают нахождение ребенка на дороге еще более опасным. Беспечность родителей, как участников дорожного движения, ставит под угрозу гарантированное право ребенка на жизнь.
Заместитель прокурора
Яльчикского района
советник юстиции В.В. Путяков