Презентация>>>
Государственная Дума Российской Федерации 19 июля 2018 года приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.
Главная цель пенсионных преобразований – обеспечение роста реального уровня пенсий и её индексации выше инфляции.
Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 года по 2028 год для мужчин и с 2019 года по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.
Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождения с учетом переходного периода получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.На пенсию в возрасте 65 лет начнут выходить мужчины 1963 года рождения в 2028 году (и далее). Для женщин переходный период закончится только в 2034 году – на пенсию в возрасте 63 лет начнут выходить женщины 1971 года рождения.
Законопроект НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:
1. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда – по Спискам № 1 и 2, а также «малым спискам»;
2. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья – матери, родившие и воспитавшие 5 детей, матери, родившие 2 детей в северных районах, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды 1 группы по зрению и др.;
3. для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
4. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники;
Не меняются требования к продолжительности специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст для данной категории поэтапно будет повышен на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин (до 60 и 58 лет соответственно).
Сохраняется продолжительность специального стажа,требуемого для досрочного выхода на пенсию педагогам, медицинским и творческим работников. Предусматривается поэтапное введение отложенного срока выхода на пенсию после выработки выслуги лет по одному году – на 8 лет с 2019 по 2026 годы.
Пример: педагогическим работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей независимо от возраста и пола. Если педагог, например, в 2019 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году. Если требуемый стаж выработан в 2020 году, то пенсия назначается через 2 года, то есть в 2022 году и так далее, до 8 лет.
Законопроект предусматривает досрочное назначение пенсий по старости для лиц, выработавших длительный трудовой стаж. Женщины со стажем не менее 40 лет и мужчины со стажем не менее 45 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного возраста.
Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию на два года раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства.
Повышение пенсионного возраста для государственных служащих, начавшееся еще в 2017 году, с 1 января 2020 года будет осуществляться в соответствии с темпами повышения общеустановленного возраста.
Законопроект предусматривает изменение возраста выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не выработали и не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, предполагается назначать социальную в возрасте 68 лет женщинам и 70 лет мужчинам. Данные изменения так же предлагается проводить плавно.
У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).
Данный законопроект подготовлен по результатам глубокого исследования демографической ситуации и социально-экономического развития страны.
Основными предпосылками для внесения изменений в страховую пенсионную систему являются:
- сокращение соотношения численности работающих граждан и пенсионеров;
- увеличение доли получателей пенсии в общем объеме населения;
- отсутствие возможности дальнейшего наращивания трансфертов из федерального бюджета на выплату страховых пенсий;
- нецелесообразность установления для работодателей повышенной тарифной ставки на пенсионное страхование;
- отсутствие возможности пополнения рынка труда молодыми специалистами в результате спада рождаемости в конце 90-х годов прошлого века.
Предпосылки параметрических изменений пенсионной системы сложились уже давно. Действующий пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин – впервые был установлен в 1928 году. Право на назначение пенсии по старости предоставлялось лишь для отдельных категорий рабочих и лиц, занятых на подземных работах, и только с 1964 года право на получение пенсии по "старости" было предоставлено всем гражданам, достигшим указанного возраста. Средняя продолжительность жизни в 1928 году была 40,2 года у мужчин и 45,6 лет у женщин, а в 1956 году составляла 61 год у мужчин и 69,8 лет у женщин.
Изменение динамики показателей средней продолжительности жизни
Годы
|
1926-1927
|
1961-1962
|
1990
|
2000
|
2012
|
2018
|
Средняя продолжительность жизни, лет
|
42,9
|
68,8
|
69,2
|
65,3
|
70,2
|
73,5
|
Мужчины, лет
|
40,2
|
63,8
|
63,7
|
59,0
|
64,6
|
68,6
|
Женщины, лет
|
45,6
|
72,4
|
74,3
|
72,3
|
75,9
|
78,3
|
Статистические данные свидетельствуют о том, что только с 2000 года средняя продолжительность жизни увеличилась на 8,2 года (у мужчин - на 10,6 лет, у женщин - на 6 лет).
С ростом продолжительности жизни увеличивается доля получателей пенсии по старости. Так, с 1940 года эта доля выросла более чем в 15 раз. Доля получателей пенсии в 1940 году составляла 2,1% от численности населения, в 1956 году – 8,9%, в 1980 году - 18,8%, в 2009 году – 26,9%, в 2018 году достигла 31,7%
Динамика соотношения численности населения и получателей пенсии
Годы
|
1940
|
1956
|
1970
|
1980
|
2009
|
2018
|
Численность населения, млн. чел.
|
194,1
|
204,8
|
241,7
|
266,6
|
141,9
|
146,9
|
Численность пенсионеров, млн. чел.
|
4,0
|
18,4
|
41,3
|
50,2
|
38,3
|
46,5
|
Доля населения, получающего пенсии, %
|
2,1%
|
8,9%
|
17,1%
|
18,8%
|
26,9%
|
31,7%
|
Одновременно прослеживается тенденция по снижению численности занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера. Между тем, именно этот показатель лежит в основе солидарной пенсионной системы, когда за счет страховых взносов за работающее население выплачиваются пенсии. В настоящее время этот коэффициент приближается к 1. Так, в 2018 году при численности населения в трудоспособном возрасте 82,3 млн. человек, численность работающих, за которых уплачиваются страховые взносы, составляет только 53 млн. человек, а численность пенсионеров достигла 46,5 млн.человек.
Государство гарантирует выполнение всех своих социальных обязательств. Для обеспечения выплаты пенсии в соответствии с действующим пенсионным законодательством из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации направляются межбюджетные трансферты. В настоящее время трансфертами из федерального бюджета покрывается почти половина расходов Пенсионного фонда Российской Федерации. С суммы 54 млн. рублей в 1992 году их размер достиг 3,3 трлн.рублей в 2018 году.
Объемы трансфертов федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ млрд.рублей
Год
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Всего трансферт из ФБ в ПФР
|
0,054
|
0,36
|
0,7
|
6,0
|
9,2
|
21,6
|
14,9
|
17,7
|
26,8
|
34,0
|
381,1
|
418,5
|
500,8
|
690,7
|
833,1
|
Год
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Всего трансферт из ФБ в ПФР
|
916,4
|
1 454,5
|
1 944,2
|
2 643,8
|
2 379,8
|
2 815,6
|
2 843,2
|
2 410,2
|
3 088,7
|
3 355,3
|
3 783,3
|
3 277,6
|
3 339,6
|
3 433,8
|
Дальнейшее сохранение существующих условий назначения пенсии приведет к резкому снижению уровня замещения размером пенсии утраченного заработка. В настоящее время в стране он составляет 33% против 40%, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда.
Сохранение действующего пенсионного возраста не позволит решить задачу по увеличению пенсий и улучшению качества жизни пенсионеров. Последние три года индексация осуществлялась на уровень инфляции, в среднем на 400–500 рублей, прослеживается спад уровня материального обеспечения пенсионеров. Средний размер страховой пенсии по старости по России в 2012 году составлял 190% величины прожиточного минимума пенсионера, в 2017 году – снизился до 165%.
Изменение параметров пенсионной системы направлено на увеличение пенсии действующим пенсионерам, в том числе неработающим пенсионерам, именно тем, кто действительно нуждается в повышении уровня материального обеспечения.
Законопроект предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Высвобождаемые ресурсы от повышения пенсионного возраста предлагается сохранить в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и направить на повышение пенсий. По подсчетам Правительства РФ принятие законопроекта позволит уже в 2019 году увеличить пенсии в среднем на 1 тысячу рублей (или на 7 процентов), то есть практически в два раза выше прогнозируемой инфляции.
Что касается будущих пенсионеров, то они также будут получать пенсии в повышенном размере с учетом всего объема заработанных пенсионных прав за дополнительные годы трудового стажа.
В связи с планируемыми изменениями пенсионного законодательства РФ в настоящее время Правительством Российской Федерации ведется работа по следующим направлениям:
дополнительные меры по снижению неформальной занятости;
увеличение доли самозанятых граждан среди лиц старшего возраста;
изменение страхования по временной нетрудоспособности (скидки и надбавки для работодателя);
Минфином России и Центробанком России разрабатывается законопроект об индивидуальном пенсионном капитале и др.
В Чувашской Республике на 1 августа 2018 г. численность пенсионеров составила 371,9 тыс. человек или 30% от общей численности населения республики. За 5 с половиной лет количество пенсионеров увеличилось почти на 25,5 тыс. человек. За последние годы в республике стабильно растет количество пенсионеров старше 80 лет – такого возраста достиг каждый 10-й пенсионер (43 тыс. человек).
В республике (как и в РФ) продолжительность жизни растет:
в 2000 году у мужчин она была 59 лет, а в 2017 году – 67,5, то есть увеличилась на восемь с половиной лет. За тот же период у женщин продолжительность жизни увеличилась почти на шесть лет – с 72,3 до 77,6 года. И будет расти дальше.
Работающих пенсионеров в Чувашской Республике – около 20%. При этом в первые годы после наступления пенсионного возраста работает более 50% пенсионеров. Так, в 2017 году начали получать страховую пенсию по старости 17,3 тыс. человек, из них 64% продолжили работать.
По прогнозу, в 2019 г. в Чувашской Республике общеустановленного возраста выхода на пенсию (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) достигнут 13,5 тыс. человек, а также 2,6 тыс. человек, выработавших специальный стаж для назначения досрочной пенсии. В 2020 г. – 14,0 тыс. и 2,2 тыс. соответственно.
На 1 августа 2018 г. в Чувашской Республике средний размер назначенной страховой пенсии по старости (включая работающих и неработающих пенсионеров) составляет порядка 13 тыс. рублей, неработающих пенсионеров – 13,4 тыс. рублей.
Правительство Чувашии на фоне широкого обсуждения внесения изменений в пенсионное законодательство усиливает меры, направленные на трудоустройство людей старшего возраста.
Ситуация на рынке труда Чувашии, связанная с работниками старших возрастов, находится под контролем. Всем гражданам пенсионного и предпенсионного возраста при обращении оказываются следующие государственные услуги по содействию занятости населения:
- информирование о положении на рынке труда;
- содействие в подборе подходящей работы;
- организация временного трудоустройства безработных граждан;
- организация ярмарок вакансий;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ и временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
С начала 2018 года количество граждан предпенсионного возраста, обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы занятости республики, составило 1037 человек, из них трудоустроены 701 чел. (67,5%), услугу по профессиональной ориентации получили 594 человека. Из 710 граждан пенсионного возраста трудоустроено 566 человек (79,7%), 140 получили услугу по профессиональной ориентации.
Справочно: за 2017 год в органы службы занятости обратился 2001 гражданин предпенсионного возраста, трудоустроены были 1337 человек (66,8%), услуга по профессиональной ориентации оказана 1054 гражданам, 46 человек были направлены на профессиональное обучение и повышение квалификации. Численность граждан пенсионного возраста, обратившихся в органы службы занятости в 2017 году, составляет 1163 человека, трудоустроены из них 952 (81,8%).
Важным фактором трудоустройства лиц старшего возраста является организация профессионального обучения и переподготовки. С начала года услугой по профессиональной переподготовке воспользовался 51 гражданин предпенсионного возраста.
Общее количество профессий (специальностей), по которым проходят переподготовку граждане предпенсионного возраста, составляет 21 единицу. Полученные профессиональные знания значительно повышают конкурентоспособность этой категории граждан на рынке труда.
Прогнозируется, что изменения в пенсионное законодательство не приведут к ухудшению ситуации на рынке труда. В 2017 году закончили обучение по программам высшего и среднего профессионального образования в очной форме более 10 тыс. граждан молодого возраста, при этом на рынок труда вышли около 6,7 тыс. выпускников (66%) с последующим трудоустройством, 1,7 тыс. чел. (17%) были призваны в ряды Вооруженных сил РФ, 1,4 тыс. чел. (14%) продолжили обучение, 0,3 тыс. чел. (3%) ушли в отпуск по уходу за ребенком.
При этом в 2017 году создано более 2800 рабочих мест (2016 г. – 2700, прогноз на 2018 г. – более 2000), в республиканском банке вакансий имелись сведения о наличии более 15 тыс. свободных рабочих мест.
По прогнозу, в 2019 г. в Чувашской Республике пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) достигнут более 14 тыс. человек. Учитывая, что более 60% граждан, достигших пенсионного возраста продолжают работать в первый год после выхода на пенсию, ожидается, что на рынке труда останется более 5 тыс. граждан пенсионного возраста, которые будут продолжать трудовую деятельность до 2020 года.
Справочно: 14 тыс. граждан достигнут пенсионного возраста в 2019 году, из них около 60% останутся на рабочих местах (8,4 тыс.) 14 – 8,4 = 5,6 тыс. чел. – граждане, которые смогут выйти на пенсию в 2020 году.
Таким образом, несмотря на сохранение за вышеуказанными гражданами занимаемых ими рабочих мест, выпускники не создадут избыточной нагрузки на рынок труда в связи с наличием достаточного количества свободных рабочих мест в банке вакансий республики (более 18 тыс. на 6 августа 2018 г.).
Минтрудом Чувашии принят ряд мер в целях сохранения на рынке труда стабильной ситуации, связанной с работниками старших возрастов:
- разработана дорожная карта, предусматривающая мероприятия, направленные на исключение необоснованных увольнений граждан предпенсионного возраста, а также снижение уровня занятости граждан данной категории;
- созданы консультационные пункты в органах службы занятости для граждан предпенсионного возраста по вопросам трудоустройства и организована работа телефонов «горячей линии» по вопросам соблюдения трудовых прав граждан предпенсионного возраста;
- проводятся совещания с работодателями по вопросам соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста;
- организована адресная работа и постоянный мониторинг трудоустройства граждан предпенсионного возраста;
- осуществляются мероприятия активной политики в сфере занятости населения в отношении граждан предпенсионного возраста;
- усилена работа с работодателями по предоставлению органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Ответы на предложения и вопросы, поступающие в ходе обсуждения законопроекта>>>