27 сентября в Челкасинской сельской библиотеке прошел информационный час «Спектакли и образы». На мероприятие ребятам рассказали о народной артистке РСФСР Нине Михайловне Яковлевой. Почти полвека она играет на сцене Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.
Яковлева Н.М. родилась в 1940 году в деревне Большое Яниково Урмарского района Чувашской АССР. В год окончания 10 класса на школьной двери она увидела объявление о наборе в Московский государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского в чувашскую студию на актерский факультет. Сказочная мечта маленькой по росту 16-летней девочки сбылась, она прошла все вступительные экзамены и в числе 22-х юношей и девушек и была зачислена на первый курс актерского факультета ГИТИСа, среди которых был и ее будущий муж – Валерий Яковлев, тогда еще просто студент.
На сцене театра Яковлевой Н.М. сыграно около 100 ролей в комедиях, драмах и трагедиях по произведениям зарубежных, русских и чувашских авторов. С первых лет работы в театре молодая артистка проявила себя как актриса широкого диапазона, которой подвластны любые роли как трагедийного, так и комедийного плана, роли женщин разных возрастов, национальностей, социальных положений. Уже в начале творческого пути роли девушек, такие, как Катя в спектакле "Хĕвел тухнă чух» (Когда восходит солнце) Н. Терентьева, Асель - "Тополек мой, в красной косынке" Ч. Айтматова в ее репертуаре сочетаются с ролью столетней бабушки Ладушки в постановке "Озорная молодость" И. Абдуллина. Драматические образы – такие, как роли Надежды Монаховой – "Варвары" М. Горького, Марии – "Деньги для Марии" В. Распутина, Пелагеи – "Пелагея и Алька" Ф. Абрамова соседствуют с жизнелюбивой Виолой из спектакля "Двенадцатая ночь" В.Шекспира.
Н.М. Яковлева - глубоко самобытная, ярко национальная актриса, великолепно знающая национальный характер, быт, нравы, психологию своего народа. Созданные ею образы в пьесах национального репертуара принимаются чувашским зрителем сразу - настолько они типичны, правдивы, узнаваемы. К примеру, Паша - «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) Н. Айзмана, Тетушка Праски - «Праски инке хĕр парать» (Тетушка Праски дочку выдает), «Праски инке мăнукне авлантарать» (Тетушка Праски внука женит) А. Чебанова, Мать Сетнера - «Нарспи» К. Иванова и др.
Нина Яковлева является известной и ведущей актрисой не только в Чувашии. Ее работы отмечены премиями на многочисленных российских театральных фестивалях. В 1984 году на Всероссийском фестивале "Образ сельского труженика в драматургии и на сцене" (г. Ярославль) победу в "женской" номинации принесло ей блестящее исполнение роли "Тетушки Праски" в спектакле «Праски инке хĕр парать» (Тетушка Праски дочку выдает) А. Чебанова, в 1990-ом на I Международном фестивале "Туганлык" (г. Уфа) – исполнение роли Матери в спектакле «Çатан карта çинчи хура хăмла çырли» (Ежевика вдоль плетня) Б. Чиндыкова, а в 1992 году на Всероссийском фестивале «Федерация – 92» (г. Чебоксары) за эту же роль она была признана лучшей. В 2002 году актриса была отмечена членами жюри республиканского конкурса "Чĕнтĕрлĕ чаршав» (Узорчатый занавес) в номинации "Лучшая актерская эпизодическая роль" за исполнение роли Бабы Яги в сказке "Иван-царевич, серый волк и Василиса Прекрасная". Нина Яковлева дважды становилась лауреатом за лучшее исполнение женской роли: в 2006 году за образ Татьяны в спектакле "Белым-бела черемуха" А. Ларченкова, в 2008 – за воплощение образа Анукка в драме "Поле жизни" Д. Гордеева, Г. Кириллова. 13 мая2008 г. за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина она награждена Орденом Дружбы.
«В работе беспощадна к себе, трудолюбива, так могут быть трудолюбивы только чувашские женщины, божественно талантлива», - пишет о ней Н. Говорова в своей статье «Счастье – это каждое утро идти на работу с любовью», опубликованной на страницах газеты «Грани» от 17 мая 1994 г.
Нина Михайловна находится в расцвете творческих сил. Она в совершенстве владеет искусством внешнего и внутреннего перевоплощения, глубокого психологического реализма, своей творческой самоотдачей, высокой работоспособностью является примером для молодых актеров.