Учитывая стремление современного общества к оздоровлению организма и применению всевозможных натуральных препаратов, широкое распространение получили биологически активные добавки. Правоотношения, связанные с их реализацией, регулируются законодательством.
Требования Закона о защите прав потребителей распространяются и на продажу биологически активных добавок. При реализации подобной продукции до покупателя должна быть доведена информация о потребительских свойствах товара.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Закон о защите прав потребителей также указывает, что при рассмотрении требований покупателя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Обобщая судебную практику по рассмотрению требований потребителей о взыскании убытков и компенсации морального вреда за непредоставление надлежащей информации при продаже биологически активных добавок, Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре № 3 за 2018 год указал на необходимость учета специальных правил, установленные для рекламы и реализации таких добавок.
Вот основные из них:
- до сведения потребителя в доступной для прочтения форме должна быть доведена информация о наименовании продукта и его виде;
- области его применения;
- названии организации-изготовителя, ее юридическом адресе, а для импортируемых продуктов – о стране происхождения и наименовании фирмы-изготовителя;
- весе и объеме продукта;
- наименовании входящих в состав продукта ингредиентов;
- о пищевой ценности;
- условиях хранения;
- сроке годности и дате изготовления;
- о способе применения;
- рекомендациям по применению, дозировке, противопоказаниях к использованию и побочных действиях.
Вся перечисленная информация должна быть указана на русском языке на этикетке расфасованных и упакованных биологически активных добавок.
Реклама биологически активных добавок (сокращенно БАД) обязательно должна сопровождаться предупреждением о том, что данный товар не является лекарственным средством.
Следует знать, что в рекламе БАД запрещено ссылаться на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
Не допускается продажа БАД дистанционным способом, а также разносная торговля БАД как пищевыми продуктами.
В случае нарушения продавцами вышеуказанных требований и введения потребителей в заблуждение относительно свойств приобретаемых добавок, приписывании им лекарственных свойств, гражданин вправе обратиться к продавцу с претензией, а также в суд за судебной защитой нарушенных прав и законных интересов.
Восстановление нарушенных прав граждан возможно путем обращения в суд как лично самим гражданином, так и прокурором, действующим в его интересах в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Законом обязанность доказать соблюдение правил распространения БАД возложена на продавца.