МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические рекомендации по определению начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики (далее – Методические рекомендации) определяют порядок сбора, обработки информации, а также общие принципы формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики.
2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования государственными заказчиками Чувашской Республики (далее - заказчики) при размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашской Республики.
3. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на строительные подрядные работы.
2. УСЛОВИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ)
ЦЕНЫ КОНТРАКТА
1. Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта (далее – контракт) осуществляется заказчиками. Для определения начальной (максимальной) цены контракта могут привлекаться органы исполнительной власти Чувашской Республики, эксперты, в том числе в области предмета размещения заказа, потенциальные участники размещения заказа.
2. Начальная (максимальная) цена контракта должна устанавливаться на уровне действующих цен периода исполнения контракта.
3. В зависимости от особенностей предмета и условий контракта, для расчета начальной (максимальной) цены контракта может использоваться планируемая дата публикации извещения о размещении заказа, дата истечения срока подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок, дата заключения контракта, даты выполнения работ, оказания услуг, либо даты завершения этапов выполнения контракта.
4. При определении начальной (максимальной) цены контракта должны учитываться следующие факторы, влияющие на цену:
- сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- место поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- конъюнктура рынка;
- наличие сопутствующих услуг;
-индексы-дефляторы, индексы роста цен на потребительские товары и отраслевые индексы цен.
3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ)
ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ
1. Определение заказчиками начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров осуществляется исходя из предмета контракта, действующего рынка товаров и производится на основе:
- цены конкретного производителя товара за единицу товара в текущем уровне цен, в рублях, в условиях оптовой торговли;
- рыночной стоимости поставляемых товаров;
- стоимости товаров-аналогов с последующей корректировкой характеристик и комплектности товара.
2. Источниками информации для определения начальной (максимальной) цены контракта являются:
- сведения о ценах производителей товара, полученные непосредственно от производителей товара;
- сведения о действующих ценах, полученные в результате изучения рынка необходимых товаров;
- сведения о ценах на товары, полученные в результате изучения справочников, каталогов, бюллетеней, иных аналитических обзоров, издаваемых в печатной форме, либо размещаемых в сети «Интернет» в электронной форме производителями и поставщиками;
- сведения, содержащиеся в отраслевых нормативных справочниках;
- сведения о ценах, предложенных производителями, поставщиками аналогичных или сходных видов товаров, в том числе участвовавшими в прошедших торгах, запросах котировок, а также сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, протоколах ранее проведенных торгов, запросов котировок и иных документах.
3. Сбор информации о действующих ценах осуществляется путем:
- получения прейскурантов (прайс-листов) с указанием срока действия указанных цен по факсимильной связи, электронной почте или личном посещении производителей (поставщиков);
- телефонного опроса производителей (поставщиков) с указанием в опросном листе официального наименования поставщика, Ф.И.О. и должности лица, сообщившего цену товара, срока действия цены, даты и времени проведения опроса, Ф.И.О. и должности лица, проводившего опрос;
- использования цен, приводимых на Интернет-сайтах поставщиков, с последующим их подтверждением путем телефонных опросов.
4. Определение начальной (максимальной) цены контракта на поставку товаров производится на основе анализа цен на товары разных производителей, отвечающие обязательным требованиям заказчика к функциональным и качественным характеристикам, потребительским свойствам товара. Для расчета принимаются цены на товары, соответствующие обязательным требованиям, установленным заказчиком: сроки годности, сроки и объемы гарантии качества товара и др.
5. Для определения начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется использовать не менее трех моделей (видов) товара разных производителей, входящих в ценовую группу, отвечающую финансовым возможностям заказчика и соответствующих по техническим и функциональным характеристикам требованиям заказчика.
6. При определении начальной (максимальной) цены контракта на поставку товаров, изготавливаемых по заказу, рекомендуется использовать цены трех или более производителей, поставщиков, специализирующихся на изготовлении, поставке товаров, требующихся заказчику.
7. Определение начальных (максимальных) цен контрактов на поставку сложных технических средств иностранного производства, поставляемых преимущественно по заказам, рекомендуется проводить на основе действующих цен официальных поставщиков, осуществляющих реализацию товара на территории Российской Федерации.
8. При размещении заказа на поставку товаров иностранного производства, закупаемых за рубежом, информация о действующих ценах (или подтверждение цен, указанных на Интернет-сайтах) может быть получена путем направления письменных запросов поставщикам, занимающим лидирующее положение на зарубежном рынке закупаемых товаров. В запросе указывается отсутствие каких-либо обязательств по покупке товара со стороны заказчика.
9. Сбор данных о ценах производится в соответствии с комплектацией товара, предусмотренной техническими спецификациями. При размещении заказа на поставку товаров, оснащаемых приборами и другими техническими средствами, не входящими в стандартную комплектацию, предлагаемую поставщиками, может производиться сбор данных о ценах на отдельные составные элементы, входящие в требуемую комплектацию.
10. Расчет цены единицы товара производится на основе зафиксированных цен не менее трех производителей (поставщиков) данного товара по формуле средней арифметической, путем сложения зафиксированных цен и деления полученной суммы на количество зафиксированных позиций цен:
,
где Цед.т. – цена единицы товара;
Ц1,…Цn – цена производителя (поставщика) товара, зафиксированная у соответствующего производителя (поставщика) товара;
n - количество зафиксированных позиций цен.
11. В случаях, когда предполагаемый к закупке предмет контракта не представлен на рынке, но присутствует похожая продукция, имеющая небольшие отличия в функциональных и качественных характеристиках, определение начальной (максимальной) цены контракта производится на основе стоимости товаров-аналогов с последующей корректировкой характеристик и комплектности товара.
Для приведения цены аналогов к искомой продукции необходимо применить соответствующие поправки, т.е. вычесть из имеющихся цен стоимость не требуемого заказчику функционала или прибавить стоимость требуемого функционала. При размещении заказа на поставку товара, имеющего специальную (дополнительную) комплектацию, поставку запасных частей, расчет начальной (максимальной) цены контракта должен осуществляться с учетом комплектации.
12. Расчет начальной (максимальной) цены контракта должен производиться с учетом расходов на перевозку, доставку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ
(МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
1. Сметная стоимость выполняемых работ является основой для определения начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ. При этом сметная стоимость работ должна быть скорректирована заказчиком с учетом положений, указанных в настоящем разделе.
2. Источником информации для расчета сметной стоимости работ могут служить действующие цены, полученные путем анализа рынка, справочные цены отраслевых и региональных справочников, каталогов и изданий, приближенно отражающие уровень существующих цен, данные отраслевых и региональных нормативных справочников, сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, заявках участников завершенных торгов, протоколах и т.п.
3. Заказчик при размещении заказа путем проведения торгов на этапе опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов, а также на этапе проведения торгов, в срок, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для внесения изменений в извещение о проведении торгов и в документацию, а при размещении заказа путем запроса котировок цен – на этапе размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок цен, в случае изменения экономических, финансовых, правовых или технологических факторов, вправе изменить в сторону увеличения или уменьшения определенную в соответствии с настоящим разделом начальную (максимальную) цену контракта на сумму такого увеличения или уменьшения, в том числе в случаях:
- изменения объема, условий выполнения и (или) характера работ, которые влекут или могут повлечь изменение стоимости работ (например, при возникновении необходимости в дополнительных работах или использования более или менее дорогостоящего метода выполнения работ по сравнению с ранее планируемым; при возникновении необходимости выполнить работы в менее короткий или более длительный срок по сравнению со сроком выполнения работ, который учитывался при определении начальной (максимальной) цены контракта; появление технологических новшеств, которыми заказчик пожелает воспользоваться, сезонный фактор и климатические особенности и т.д.);
- возникновения непредвиденных природных препятствий, которые влекут или могут повлечь изменение стоимости работ (например, гидрологические или почвенные условия, которые заказчик не мог обнаружить при определении начальной (максимальной) цены контракта; исчезновение ввиду природных явлений путей подъезда к месту выполнения работ и т.д.);
- изменение местных правил и условий, которые влекут или могут повлечь изменение стоимости работ (например, вступление в силу или изменение административных или иных правовых норм, касающихся условий выполнения работ, в том числе масштабов выполнения работ или их технических аспектов; возникновение транспортных проблем, отсутствие транспортных линий до места проведения работ и т.д.);
- изменения конъюнктуры рынка, в том числе увеличение или уменьшение уровня цен на оборудование, материалы и (или) услуги, необходимые для выполнения работ, изменение стоимости рабочей силы, изменение налогов или тарифов, снятие с производства и отсутствие в связи с этим на рынке необходимых материалов и (или) оборудования и т.д.);
- отклонения инфляции от прогнозных значений.
4. Начальная (максимальная) цена контракта помимо случаев, указанных выше, может корректироваться на величину инфляции. Величина инфляции рассчитывается одним из следующих способов:
1) на основании анализа фактического изменения цен поставщиков на основные материалы, используемые при выполнении работ за определенный промежуток времени;
2) на основании динамики изменений региональных индексов пересчета сметной стоимости строительства;
3) на основании прогнозных индексов инфляции в строительстве;
4) на основании официального прогноза уровня инфляции.
5. Заказчик обязан обосновать включение в расчет каждого из перечисленных факторов. Все принятые решения должны быть описаны в пояснительной записке, которая должна прикладываться к сметной документации, определяющей начальную (максимальную) цену контракта.
6. Начальная цена государственного контракта на выполнение работ может рассчитываться по формуле:
НЦК = Спсд1 x И1 x Идеф1 ... Спсд n x И1 x Идеф n,
где:
НЦК - начальная цена государственного контракта;
Спсд1, ..., Спсд n - сметная стоимость объемов работ, выполняемых в первом, ..., n-м финансовом году, в уровне цен проектно-сметной документации;
И1 = Икд/Ипсд - индекс пересчета сметной стоимости работ от уровня цен проектно-сметной документации в уровень цен по состоянию на дату утверждения конкурсной или иной документации по размещению государственного заказа Чувашской Республики;
Икд - индекс пересчета сметной стоимости работ, установленный на дату утверждения конкурсной или иной документации по размещению государственного заказа Чувашской Республики;
Ипсд - индекс пересчета сметной стоимости работ в уровне цен проектно-сметной документации;
Идеф1, ..., Идеф n - прогнозный индекс-дефлятор, приходящийся на первый, ..., n-й финансовый год выполнения работ.
5. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ
(МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
1. Определение начальной (максимальной) цены контракта производится:
- на основе действующих среднерыночных цен на оказание закупаемых видов услуг;
- путем калькуляции затрат оказываемых услуг.
2. Основой для расчета начальной (максимальной) цены контракта служат единичные цены (тарифы), установленные как минимум тремя исполнителями, специализирующимися на оказании видов услуг, требующихся заказчику. При выборе исполнителей принимается во внимание возможность предоставления ими услуг требуемого качества в нужном объеме, согласно требованиям технического задания.
3. Для расчета начальной (максимальной) цены контракта выбираются цены (тарифы) исполнителей, зарекомендовавших себя с положительной стороны на рынке закупаемых видов услуг. По возможности рекомендуется использовать действующие тарифы, установленные исполнителями, являющимися лидерами регионального рынка. При необходимости могут использоваться тарифы исполнителей, оказывающих услуги на общероссийском рынке.
4. Сбор сведений о действующих ценах (тарифах) на закупаемые виды услуг производится путем изучения информации на Интернет–сайтах, получения прейскурантов, проведения телефонных опросов.
5. В качестве источника информации об исполнителях и предлагаемых ими ценах (тарифах) на оказание аналогичных видов услуг могут использоваться реестры контрактов, протоколы ранее проведенных торгов, запросов котировок и иные документы, при условии, что в размещении заказа принимают участие более 1 участника. Полученные данные могут использоваться для расчета начальной (максимальной) цены контракта при условии корректировки на инфляционный рост цен на основе индекса-дефлятора.
6. В зависимости от вида услуг расчет начальной (максимальной) цены контракта может производиться на основе:
- стоимости единицы времени: нормо-час, нормо-день, др. (например, техническое, сервисное обслуживание, аудиторские услуги);
- стоимости единицы вида услуг (например, услуги прачечных, химчисток);
- размера комиссионных или процента (например, банковские, посреднические услуги, др.);
- других единиц измерения, принятых для установления тарифов.
7. Расчет объема услуг каждого вида определяется экспертным путем с использованием, при необходимости, сведений, содержащихся в реестрах контрактов и заявках участников по завершенным торгам на оказание аналогичных или сходных видов услуг.
8. Определение начальной цены вида услуг производится на основании усредненных цен, рассчитанных как среднее арифметическое единичных цен (тарифов).
9. При размещении заказа на оказание услуг, предоставление которых связано с высокими дополнительными расходами, определение начальной (максимальной) цены контракта может осуществляться путем калькуляции затрат. К их числу могут относиться услуги по ремонту, техническому обслуживанию, услуги общественного питания, санаторно-курортные услуги, услуги ателье и т.п.
Калькуляция затрат на оказание услуг производится на основе полученных от трех и более исполнителей усредненных данных:
- о ценах (тарифах) на оказываемые виды услуг;
- о стоимости товаров (например, материалов, запасных частей, деталей, комплектующих, т.д.), других расходов (например, стоимость проживания в номере, аренда зала), входящих в состав закупаемых видов услуг