Типология поперечных профилей улиц в городских и сельских поселениях Чувашской Республики.
1. Общие положения
Рекомендации составлены институтом ФГУП РосНИПИ Урбанистики к главе СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и распространяются на все города, поселки и сельские поселения, расположенные на территории России, для которых разрабатываются генеральные планы, проекты детальней планировки и застройки районов, технические и рабочие проекты улиц, дорог и транспортных сооружений.
-
Пояснения к типовому профилю
2.1. Поперечный профиль
Общие положения:
1) Красные линии обозначают в координатах условную границу между
внешними элементами поперечного профиля улиц и дорог (тротуар, обочина,
техническая зона и др.) и прилегающей территорией.
2) Ширину улиц и дорог в красных линиях следует определять путем расчета, в
зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава и
количества элементов, размещаемых в пределах поперечного профиля, с
учетом санитарно-гигиенических условий и требований особых
обстоятельств. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях
принимается: магистральных дорог в посёлках и сельских поселениях 18-40 м; улиц и дорог местного значения 10-25 м.
3) Многообразие факторов, влияющих на ширину улиц одних и тех же
категорий, позволяет рекомендовать только наиболее типичные решения
поперечного профиля, которые уточняются для конкретных
градостроительных условий.
4) При проектировании поперечного профиля, состав и количество элементов,
их взаиморасположение и пространственное решение определяются
особенностями прилегающей застройки, интенсивностью транспортного и
пешеходного движения, видами транспорта, использованием надземного и
подземного пространства.
5) В случаях равноценной застройки и относительно равнозначных по
направлениям транспортных потоков, поперечный профиль улиц и дорог, как
правило, следует проектировать симметричным, а при односторонней жилой
или общественной застройке - асимметричным, приближая к застройке
линии массового пассажирского транспорта, и удаляя автомобильный. На
асимметричное решение поперечного профиля улиц и дорог могут повлиять
высокая неравномерность автомобильного движения, а также одностороннее
расположение основных объектов притяжения населения или
автотранспорта.
6) При решении других элементов улиц и дорог рекомендуется:
а) полосы зеленых насаждений, помимо разделения различных элементов, использовать для устройства защитного озеленения, в целях ограничения распространения пыли, транспортного шума и выхлопных газов автомобилей, размещения шумозащитных стенок, экранов и др. Технические полосы и полосы озеленения следует использовать для прокладки инженерных коммуникаций - на магистральных улицах, как правило, обшесетевого уровня, на магистральных улицах районного значения, улицах и дорогах местного значения - общесетевого и разводящего уровней;
б) резервные полосы предусматривать для последующего устройства и
развития проезжих частей, линий общественного пассажирского
транспорта, прокладки инженерных сетей, размещения шумозащитных
устройств и сооружений;
-
Поперечный профиль улиц и дорог на перегонах, как правило, включает проезжую часть (единую или раздельную, тротуары (пешеходные, 'служебные) и раздельные полосы (центральные, боковые). Параметры элементов поперечного профиля магистральных улиц и дорог следует определять, как для установившегося движения на перегоне, так и на подходах к пересечению, где размеры транспортных потоков обуславливаются принятой схемой организации движения и могут потребовать видоизменения нормального поперечного профиля. На подходах магистральных улиц и дорог общегородского значения, к пересечениям с регулируемым и саморегулируемым движением, как правило, следует предусматривать уширение проезжей части на одну полосу движения на расстоянии не менее 50 м от пересечения. Протяженность отгона должна составлять не менее 20 м.
1. Проезжая часть, проезды, развороты
Основным фактором, влияющим на уровень технического развития, обустройства и оборудования магистральных улиц и дорог является степень концентрации на них транспортных и пешеходных потоков.
1) Наименьшая ширина проезжей части составляет две полосы движения в
двух направлениях, которые могут быть использованы для движения смешанного
транспортного потока или специализированного потока: движение только
средств общественного транспорта или легковых автомобилей. Наибольшая
ширина проезжей части - четыре полосы движения в одном направлении, как
правило, используются для движения смешанных потоков транспортных средств,
но целесообразна специализация полос движения по видам транспорта.
2) Количество проезжих частей в пределах одной магистральной улицы и
дороги обычно не превышает одной - двух, но при наличии транзитного
движения в объеме более 30 % от общего транспортного потока, а также в условиях неравномерности транспортных потоков по направлениям (более 70 % и менее 30 %) целесообразно устройство трех проезжих частей.
При величине транзитного движения более 50 % от общего транспортного потока возможно устройство четырех проезжих частей, а при наличии в потоке транспортных средств с различными функциональными и скоростными характеристиками - пяти проезжих частей.
3) Проезжая часть улиц, дорог и проездов на горизонтальных кривых радиусом (по оси проезжей части) до 750 м должна иметь ширину согласно таблице:
Таблица 1
Радиусы кривых, м
|
500-750
|
400-500
|
300-400
|
200-300
|
150-200
|
90-150
|
50-90
|
25-50
|
15-25
|
10-15
|
Уширение на каждую полосу движения
|
0,2
|
0,25
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
0,7
|
0,9
|
1,2
|
1,5
|
4) На подъемах магистральных улиц при продольном уклоне не более 40 ‰ и протяженности участка более 400 м, а также на участках, имеющих продольный уклон более 30 ‰ и протяженностью более 300 м, как правило, следует предусматривать дополнительную полосу движения.
Длину участка перехода от двухполосной проезжей части к трехполосной и обратно следует принимать не менее 70 м.
5) На дорогах скоростного движения и магистральных улицах
непрерывного движения в местах примыкания выездов и съездов, необходимо
предусматривать переходно-скоростные полосы. Длины переходных скоростных
полос определяются в зависимости от расчетной скорости движения и предельного уклона проезжей части основной магистрали. Переходно- скоростные полосы необходимо отделять от основных полос движения разметкой.
Примечание:переходно-скоростные полосы на магистральных улицах непрерывного движения допускается не устраивать для въездов и съездов с интенсивностью движения менее 150 авт./час, сохранение которых необходимо по местным условиям.
2. Разделительные полосы между элементами поперечного профиля улиц и дорог
1) Ширину разделительных полос между элементами поперечного профиля улиц и дорог следует назначать с учетом размещения подземных коммуникаций, озеленения и снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду, но не менее значений, приведенных в таблице:
Таблица 2
Местоположение разделительной полосы
|
Наименьшая ширина разделительной полосы улиц и дорог
|
|
Скоростного и непрерывного движения
|
Регулируемого движения
|
Местного значения
|
Сельских поселений
|
Между основной проезжей частью и местными проездами
|
6
|
3
|
-
|
-
|
Между проезжей частью и велодорожкой
|
-
|
3
|
1
|
1
|
Между проезжей частью и тротуаром
|
5
|
3
|
2
|
2
|
Между тротуаром и велодорожкой
|
-
|
2
|
-
|
-
|
Примечания:
на улицах и дорогах сельских поселений допускается устройство-тротуаров, прилегающих-к проезжей части, при условии установки ограждений на магистральных улицах высотой 0,75 м.
2) Проезжие части улиц и дорог с открытыми водопропускными системами проектировать с обочинами, согласно нижеследующей таблице:
Таблица 3
Категория улиц и дорог
|
Ширина обочин, м
|
Магистральные дороги
|
скоростного движения
|
3-3,5
|
регулируемого движения
|
2-3
|
Магистральные улицы районногозначения:
|
транспортно-пешеходные
|
1-1,5
|
пешеходно-транспортные
|
0,5-1
|
улицы и дороги местного значения
|
0,5-1
|
улицы и дороги сельских поселений
|
0,5-1,5
|
Примечание: в случаях устройства открытых водопропускных систем озеленения, обочины можно не устраивать.
3. Краевые предохранительные полосы
Между проезжей частью и бортовым камнем (окаймляющими плитами или лотками) для магистральных улиц и дорог должны быть предусмотрены краевые предохранительные полосы шириной, м:
-
дороги скоростного движения - 1,0;
-
дороги общегородского и районного значения регулируемого движения - 0,5.
4. Тротуары, пешеходные улицы и дорожки
1) Ширину тротуаров следует устанавливать с учетом категорий улиц и
дорог и в зависимости от размеров пешеходного движения, а также размещения в
пределах тротуаров, опор, мачт, деревьев и т.п. Ширину пешеходной части
тротуаров следует принимать по расчету и кратной 0,75 м - ширине одной
полосы пешеходного движения.
Наименьшая ширина пешеходного тротуара составляет две полосы движения, наибольшая - восемь полос движения.
Примечание: тротуары для пешеходного движения в составе магистральных автомобильных дорог устраиваются только в зоне застройки, прилегающей к дороге. Вне застройки устраиваются технические тротуары вдоль борта проезжей части шириной 0,75 м.
2) Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек следует
принимать не более 60 ‰. При больших уклонах или большей протяженности участков следует предусматривать устройство лестниц (не менее трех и не более 12
ступеней в одном марше). Высоту ступеней следует принимать не более 12 см,
ширину - не менее 38 см; после каждого марша необходимо устраивать
площадки длиной не менее 1,5 м.
В районах с частыми гололедами, продольный уклон тротуаров и пешеходных дорожек не должен превышать 40 ‰; при продольных уклонах тротуаров более 60 ‰ и устройстве лестниц их следует оборудовать поручнями.
Поперечный уклон тротуаров следует принимать 10-15‰, в стесненных условиях и при реконструкции до 25 ‰.
5. Велодорожки
1) Велосипедные дорожки следует предусматривать на территории жилых и промышленных районов, в парках и лесопарках. Пропускная способность одной полосы движения - 300 велосипедов в час.
Стоянки для хранения велосипедов устраиваются в комплексе с объектами посещения.
2) Велосипедные дорожки устраиваются на улицах, имеющих продольный уклон, как правило, не более 30‰. Поперечные уклоны принимают в пределах 15-25‰.
6. Водоотводные системы и сооружения
1) Водоотводная сеть улиц и дорог является составной частью общей
системы организации поверхностного стока и водоотвода с территории
поселений; проектирование этой сети необходимо проводить в комплексной
увязке с техническими решениями инженерной подготовки, благоустройства,
инфраструктуры.
2) По методам совмещения транспортировки поверхностных, фекальных и
производственных вод могут устраиваться самостоятельные и общесплавные
коллекторы (последние - с необходимым санитарно-гигиеническим обоснованием).
3) По конструктивным особенностям, исходя из местных природных,
архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических условий, устраиваются
закрытая, открытая, смешанная сети водоотвода с осваиваемой территории.
4) Допускаемая длина свободного пробега воды от водораздела бассейна до
первого дождеприемного колодца определяется в зависимости от площади
водосбора, коэффициента стока и уклонов поверхности. Наполнение лотков,
проезжей части улиц и дорог при пропуске дождевого стока, повторяемостью
один раз в год, не должно превышать 5 см.
Средняя длина свободного пробега для различных условий принимается в следующих пределах:
-
на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения 100-200 м;
5) Расстояния между дождеприемными колодцами в зависимости от
продольных уклонов проезжей части улиц принимаются по таблице:
-
Уклон лотка, ‰
|
Расстояние между дождеприемниками, м
|
до 4
|
50
|
6
|
60
|
10
|
70
|
30
|
80
|
свыше 30
|
90
|
Примечания:
а) при ширине односкатной проезжей части улицы более 15 м, двухскатной -
более 30м, « также при наличии дорожных дренажей мелкого заложения
расстояния между дождеприемниками не должны превышать 60 м.
б) при продольных уклонах улиц более 50 ‰ перед перекрестками с верховой
стороны, а также на прямых участках улиц через 300―400 м устраиваются дождеприемники усиленной приемной способности (двойные решетки, колодцы специальной конструкции).
6) Зоны дорог скоростного движения должны выделяться в
самостоятельные бассейны с границами, исключающими или
ограничивающими поступление поверхностных вод с прилегающих территорий.
Водостоки дорог скоростного движения рассчитываются с учетом пропуска расходов предельного периода по водостоку и лотку технической полосы без затопления проезжей части. Обеспеченность предельного периода принимается 2― 2,5 % в зависимости от конкретных условий, а на участках расположения тоннелей - не менее 1 %.
7. Наружное освещение
1) Улицы и дороги сельских поселений, а также искусственные
сооружения на них должны быть оборудованы стационарными наружными
осветительными установками. Уровень освещения, в зависимости от
функционального назначения объекта и стабильности отражательной
способности дорожного покрытия, регламентируется величиной средней
яркости дорожного покрытия на середине проезжей части в направлении
движения транспорта или величиной средней освещенности дорожного
покрытия. Одновременно регламентируется равномерность "распределения''
яркости или освещенности по дорожному покрытию и ограничению слепящего
действия установок.
Наружное освещение улиц и дорог следует выполнять в соответствии с
Правилами устройства электроустановок и другими утвержденными
нормативными документами, а также в соответствии с данными
рекомендациями:
улицы и дороги местного значения - 0,75
регулируемого и непрерывного движения - 1,0
дороги скоростного движения - 1,5
Примечания:
а) в стесненных условиях и при реконструкции, а также при использовании
опор для подвески контактной сети на магистральных улицах и дорогах
регулируемого и непрерывного движения допускается уменьшать
указанное расстояние до 0,75 м. При этом высота бордюра должна
быть увеличена до 20 см.
8. Озеленение улиц и дорог
-
Зеленые насаждения на улицах и дорогах сельских поселений следует размещать в соответствии с их транспортно-планировочным решением в зависимости от ширины улиц и дорог в красных линиях,
интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, а также с учетом
прилегающей застройки, ориентации по сторонам света и природно-
климатических условий.
-
Шумо- и пылезащитные полосы на улицах, дорогах и площадях должны
создаваться из 3-6 рядов плотных древесно-кустарниковых насаждений.
-
Основным элементом озеленения центральных разделительных полос на
проезжей части улиц и дорог является газон. При ширине разделительной полосы
более 4 м допускается посадка цветов, низкого кустарника и отдельных
экземпляров узкокронных деревьев.
При всех типах озеленения улиц, дорог и площадей следует широко применять рядовую посадку кустарников между тротуаром и проезжей частью для борьбы с загрязнением воздуха и шумом.
-
Ассортимент растений должен подбираться с учетом почвенно- климатических зон, обладать пыле- и газоустойчивостью и декоративностью.
Зеленые насаждения на улицах и дорогах и сельских поселений следует также использовать в качестве защиты транспортных сооружений от неблагоприятных природных факторов (оврагов, оползней, и др.).
9. Остановочные площадки
1) Остановочные площадки автобусов, как правило, должны размещаться за перекрестками или за наземными пешеходными переходами на
расстоянии соответственно не менее 20 и 5 м. Длина остановочной площадки
принимается в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из
расчета 20 м на один автобус, но не более 60 м.
Размещение остановочных площадок автобусов перед перекрестками допускается на расстоянии не менее 40 м до стоп-линий при наличии специальной (полной или укороченной) полосы движения или, при соответствующем обосновании, для обеспечения удобной пересадки пассажиров между пересекающимися транспортными линиями. Отгон дополнительной полосы принимается 20-30 м, ширина полосы 3―3,5 м.
2) На магистральных улицах с проезжей частью в одну - две полосы в
одном направлении при интервалах движения средств общественного
транспорта менее 3 мин, остановочные площадки следует размещать в уширениях
проезжей части, так называемых "карманах". Ширина остановочной площадки
принимается 3_-3,5 м. Протяженность отгонов 20-30 м, протяженность прямого
участка не более 40 м.
2.2. Инженерные сети
Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог. Для приведенных в данной работе профилей указан полный набор возможных инженерных сетей. На практике, при проектировании в реальных условиях, в одном профиле набор инженерных сетей может варьироваться.
Тепловые сети допускается размещать под тротуарами.
При реконструкции проезжих частей улиц и дорог с устройством дорожных капитальных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать по возможности, вынос этих сетей на разделительные полосы и под тротуары. При соответствующем обосновании, допускается под проезжими частями улиц сохранение существующих, а также прокладка в каналах и тоннелях новых сетей. При технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжей частью.
Прокладку подземных инженерных сетей следует предусматривать совмещенную в общих траншеях.
Расстояние по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по СНиП 2.07.01-89* (табл. 15.). Смотри таблица 4
Расстояние по горизонтали между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении
Таблица 4
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) до
|
Инженерные сети
|
Водопровода
|
Канализации бытовой
|
Дренажа и дождевой канализации
|
Газопроводов давления, МПа (кгс/м)
|
Кабелей силовых всех напряжений
|
Кабелей связи
|
Тепловых сетей
|
Каналов, тоннелей
|
Наружных пневмо мусоропроводов
|
Низкого до 0,005 (0,05)
|
Среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3)
|
Высокого
|
Наружная стенка канала, тоннеля
|
Оболочке бесканальной прокладки
|
св. 0,3 (3) до 0,6 (6)
|
св. 0,6 (6) до 1,2 (12)
|
Водопровод
|
-
|
см.
примеч. 3
|
1,5
|
1
|
1
|
1,5
|
2
|
0,5
|
0,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1
|
Канализация бытовая
|
см.
примеч. 3
|
0,4
|
0,4
|
1
|
1,5
|
2
|
5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Дождевая канализация
|
1,5
|
0,4
|
0,4
|
1
|
1,5
|
2
|
5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Газопроводы давления, МПа (кгс/см2)
|
Низкого до 0,005(0,05)
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
Среднего св. 0,005 (0,05) до 0,3 (3)
|
1
|
1,5
|
1,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1,5
|
Высокого св. 0,3(3) до 0,6(6)
|
1,5
|
2
|
2
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
2
|
1,5
|
2
|
2
|
Высокого св. 0,6(6) до 1,2(1,2)
|
2
|
5
|
5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
2
|
1
|
4
|
2
|
4
|
2
|
Кабели силовые всех напряжений
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
2
|
0,1-0/
|
0,5
|
2
|
2
|
2
|
1,5
|
Кабели связи
|
0,5
|
0,5
|
0,5-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0,5
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Тепловые сети
|
От наружной стенки канала, тоннеля
|
1,5 Ч
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
4
|
2
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1
|
От оболочки бесканальной прокладки
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
2
|
1
|
Каналы, тоннели
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
4
|
2
|
1
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Наружные пневмому-соропроводы
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
2
|
2
|
1,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Примечание:
-
В таблице указаны расстояния до стальных газопроводов. Размещение газопроводов из неметаллических труб следует предусматривать согласно СНиП 2.04.08-87.
-
При параллельной прокладке газопроводов для труб диаметром до 300 мм расстояние между ними (в свету) допускается принимать 0,4 м и более 300 мм — 0,5 м при совместном размещении в одной траншее двух и более газопроводов.
-
Расстояние между сетями канализации и производственного водопровода в зависимости от материала и диаметра труб, а также от номенклатуры и характеристики грунтов должно быть 1,5 м. Расстояние от бытовой канализации до хозяйственно — питьевого водопровода следует принимать, м:до водопровода из железобетонных и асбестоцементных труб — 5; до водопровода из чугунных труб диаметром до 200 мм — 1,5, диаметром свыше 200 мм — 3; до водопровода из пластмассовых труб — 1,5.
Расстояние по горизонтам от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений
Таблица 5
Расстояние, м, по горизонтали (в свету) от подземных сетей до
|
Инженерные сети
|
Фундаментов зданий и сооружений
|
Фундаментов ограждений предприятий, эстакад, опор контактной сети и связи, железных дорог
|
Оси крайнего пути
|
Бортового камня улицы, дороги (кромки проезжей части, укрепленной полосы обочины)
|
Наружной бровки кювета или подошвы насыпи дороги
|
Фундаментов опор воздушных линий электропередачи напряжением
|
Железных дорог колеи 1520 мм, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки
|
Железных дорог колеи 750 мм
|
До 1 кВ наружного освещения
|
св. 1 до 35 кВ
|
св. 35 до 110 кВ и выше
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
7.
|
8.
|
9.
|
10.
|
Водопровод и напорная канализация
|
5
|
3
|
4
|
2,8
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Самотечная канализация
(бытовая и дождевая)
|
3
|
1.5
|
4
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Дренаж
|
3
|
1
|
4
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Сопутствующий дренаж
|
0,4
|
0,4
|
0,4
|
0
|
0,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Газопроводы горючих газов давления, МПа (кгс/см2):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкого до 0,005
(0,05)
|
2
|
1
|
3,8
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
5
|
10
|
среднего св.0,005(0,05)
до 0,3 (3)
|
4
|
1
|
4,8
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
5
|
10
|
высокого св. 0,3 (3) до 0,6 (6)
|
7
|
1
|
7,8
|
3,8
|
2,5
|
1
|
1
|
5
|
10
|
высокого св. 0,6 (6) до 1,2 (12)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тепловые сети
|
от наружной стенки канала, тоннеля
|
2
|
1,5
|
4
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
3
|
от оболочки бесканальной прокладки
|
5
|
1,5
|
4
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Кабели силовые всех направлений и кабели связи
|
0,6
|
0,5
|
3,2
|
2,8
|
1,5
|
1
|
0,5
|
5
|
10
|
Каналы, коммуникационные тоннели
|
2
|
1,5
|
4
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Наружные пневмомусоропроводы
|
2
|
1
|
3,8
|
2,8
|
1,5
|
1
|
1
|
3
|
5
|
При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц.
При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4, расстояния, указанные в таблице, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки.
Расстояние по горизонтам (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей ло зданий и сооружений следует принимать по СНиП 2.07.01-89 (табл. 14). (Смотри таблицу 5).
Допускается предусматривать прокладку подземных инженерных сетей в пределах фундаментов опор и эстакад трубопроводов, контактной сети при условии выполнения мер, исключающих возможность повреждения сетей в случае осадки фундаментов, а также повреждения фундаментов при аварии на этих сетях. При размещении инженерных сетей, подлежащих прокладке с применением строительного водопонижения, расстояние их до зданий и сооружений следует устанавливать с учетом зоны возможного нарушения прочности грунтов оснований.
Магистральные трубопроводы следует прокладывать за пределами территории поселений в соответствии со СНиП 2.05.06-85.
Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими газами для снабжения промышленности предприятий и складов по селитебной территории не допускается.