Основной целью перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществляемого в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, является поэтапное сокращение бюджетных дотаций и переход отрасли на полную самоокупаемость, т.е. переход от бюджетного дотирования к полной оплате населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг.
Поэтому основными индикаторами успешного осуществления реформы являются стандарты уровня платежей граждан к стоимости предоставляемых ЖКУ и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В соответствии с ежегодно утверждаемыми республиканскими стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг постепенно повышается доля платежей населения в покрытии затрат жилищно-коммунального хозяйства. При этом реформой отрасли предусмотрен переход от бюджетного дотирования всего населения без учета их доходов, когда и бедные и богатые получают компенсацию из бюджета, к 100%-ой оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг с предоставлением адресной компенсации из бюджета в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг низкодоходным слоям населения.
Таким образом, реформа жилищно-коммунального хозяйства не сводится только к введению для населения 100%-ой оплаты жилищно-коммунальных услуг. Ее основная цель - перевод жилищно-коммунальной отрасли на рыночные, социально-ориентированные принципы работы для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
На сегодняшний день согласно утвержденному стандарту уровня платежей население оплачивает 90% стоимости производства жилищно-коммунальных услуг, тогда как федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг установлен на уровне 100%. Данное решение принято с учетом платежеспособной возможности и прогнозируемого уровня доходов населения Чувашской Республики.
Переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг способствует успешная реализация новой ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. В соответствии с действующим законодательством цены и тарифы на жилье и коммунальные услуги теперь пересматриваются только один раз в год. Так введенные с 1 января 2005 года цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги во всех городах и районах республики будут неизменными до конца года. По данным ТО ФС государственной статистики по Чувашской Республике их рост по сравнению с декабрем 2004 года в среднем по республике составил 127,4% и обусловлен ростом цен на энергоресурсы, а также сокращением перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг, позволявшего устанавливать дифференцированные тарифы по группам потребителей, когда тарифы на коммунальные услуги для населения не покрывали реальных затрат на их производство, а тарифы для предприятий превышали экономически обоснованные тарифы.
В разрезе районов и городов республики рост тарифов на жилье и коммунальные услуги для населения составил от 0,6 до 30,3% (максимальный рост – в столице республики). Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения г.Чебоксары основывалось на одномоментной ликвидации перекрестного субсидирования потребителями услуг водоснабжения и канализации, доведении цен на содержание жилья до полного возмещения затрат на предоставление услуг (в течение 2-х последних лет тарифы не пересматривались). В целях упорядочения государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению с 1 марта 2005 года тарифы на услуги систем водоснабжения и канализации для промышленных и приравненных к ним потребителей доведены до уровня 2004 года. Таким образом, тарифы на данные виды услуг для населения города Чебоксары снижены. Кроме того, изменены в сторону снижения тарифы за пользование лифтом и нормы расхода электрической энергии для населения.
По размеру цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги среди регионов Приволжского федерального округа Чувашия занимает "золотую" середину. Если за жилье в среднем за 1 кв.м. общей площади в месяц мы платим 5,52 рублей, то в Ульяновской и Пермской областях эта плата составляет соответственно 4,34 и 8,98 рублей. За холодную воду и канализацию больше всех платят жители Оренбургской области – 99,31 рублей с человека, в Чувашии – 64,39 рублей. Горячая вода дороже всех обходится жителям Самарской области – 118,33 рублей с человека, у нас немного поменьше – 90,44 рублей. Отопление самое дорогое в Пермской области – 10,04 рублей за один квадратный метр, в Чувашии – 7,31 рублей. Чувашия среди субъектов Приволжского федерального округа выделяется самым дешевым сетевым газом – 13,58 рублей с человека в месяц, в то время как жители Кировской, Нижегородской, Самарской областей платят больше 25 рублей. Плата за 1 кВт.час электроэнергии по Чувашии - 0,96 рублей , меньше за электричество платят только в Башкортостане, Нижегородской, Оренбургской и Саратовской областях, а вот жителям Кировской области 1 квт.час электроэнергии обходится в 1,16 рублей.
Необходимо отметить, что при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги изменения в системе оплаты населением жилья и коммунальных услуг сопровождаются соблюдением мер социальной защиты малоимущих категорий граждан путем предоставления льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2004 году такие субсидии получили 67,4 тысяч семей, среднемесячный размер субсидии на одну семью составил 584,9 рубля. Льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются более 297 тысяч граждан, среднемесячный размер льготы на одного пользователя составил около 121 рубля.
На реализацию всех социальных гарантий гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг в республиканском бюджете на 2005 год предусмотрено около 950 млн.рублей.
Нельзя забывать, что важным стратегическим потенциалом, определяющим успех перехода отрасли к новой ценовой и тарифной политике, является кадровый потенциал предприятий и организаций системы ЖКХ Чувашской Республики. В целях повышения квалификации работников ЖКХ органами исполнительной власти республики, районными и городскими администрациями ежегодно проводятся практические и консультационные семинары-совещания по всем направлениям реформирования отрасли, и в том числе по вопросам тарифной политики, совершенствования и реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
На базе Учебного центра Минстроя Чувашской Республики были проведены курсы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по реформированию ЖКХ. В целях оказания практической помощи ежегодно проводятся семинары-совещания с руководителями, бухгалтерами и экономистами предприятий ЖКХ, в которых принимают участие специалисты Росстроя, Фонда "Институт экономики города".