Европейская Социальная Хартия
Проблемы ратификации Российской Федерацией
положений по социальной защите детей
Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе.
Подписание РФ 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной 3 мая 1996 года) и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к ее ратификации наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права.
Уровень гарантий, предоставляемых российским законодательством, и предусмотренных действующими международными договорами РФ, в большинстве случаев, вполне соответствует уровню, закрепленному как в первоначальной, так и в новой редакциях Хартии. Необходимо ратифицировать максимально возможное число ее положений. Это позволит установить четкие ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов и используя обобщенный опыт европейских государств. Это законодательно закрепит идеи социальной солидарности, которые являются основами социальной стабильности и устойчивого экономического развития.
Присоединение России к Европейской социальной хартии (ЕСХ) укрепит позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами Европы в рамках Европейского Союза.
Сравнительный анализ положений
Европейской социальной хартии
(пересмотренной 3 мая 1996 года)
и законодательства Российской Федерации6
(в отношении социальной защиты детей)
Направление: “Безопасность и гигиена труда”
Статья 7 - Право детей и молодежи на защиту.
Пункт 1 этой статьи гласит, что минимальный возраст для приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на легких работах, не наносящих ущерба их здоровью, нравственности и образованию. бл
Статьей 63 Трудового Кодекса РФ допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет. В случаях получения основного общего образования, либо оставления, в соответствии с федеральным законом, общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
Пункт 2 этой статьи гласит, что минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья, составляет 18 лет.
В соответствии со статьей 10 Основ (“Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда”) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет. Перечни этих работ утверждаются Правительством Российской Федерации с учётом консультации с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов. Статья 265 Трудового Кодекса запрещает применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 г. № 163 утвержден “Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет”.
Пункт 3 этой статьи гласит, что лица, на которых еще распространяется положение об обязательном обучении, не должны быть заняты на таких работах, которые мешают их возможности получать это образование в полном объеме.
Статьей 196 Трудового Кодекса установлено, что работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные Трудовым Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 203 Трудового Кодекса установлено, что время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени для работников соответствующего возраста, профессии, специальности.
Статья 7 может быть ратифицирована РФ.
Статья 11– Право на охрану здоровья.
Статьей 69 Трудового Кодекса установлено, что обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 266 Трудового Кодекса определено, что лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Эти осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 11 может быть ратифицирована РФ.
Направление “Защита семьи”
Статья 8 - Право работающих женщин на охрану материнства.
Трудовой Кодекс сохранил законодательное закрепление права работающих женщин на отпуск по беременности и родам минимальной продолжительностью 140 календарных дней с выплатой в этот период пособия. По сравнению с 2001 годом, после принятия поправок в Налоговый кодекс и другие законы, регулирующие налогообложение, с 1 января 2002 года восстановлено право на получение пособий по материнству женщинами, работающими у работодателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход. Теперь все женщины, состоящие в трудовых отношениях, имеют право на отпуск по беременности и родам, социальное страхование и обеспечение пособиями по беременности и родам.
Впервые введено ограничение максимального размера пособия по беременности и родам, однако оно установлено на достаточно высоком уровне - более 6 прожиточных минимумов, что в четыре раза выше средней заработной платы. Это признается допустимым при ратификации статьи 8.
Трудовой Кодекс сохранил гарантии защиты от увольнения беременной женщины. Усилены эти меры защиты для женщин, работающих по срочному трудовому договору. Работодатель обязан продлить контракт с такой женщиной до наступления отпуска по беременности и родам, т.е. женщины получают гарантию сохранения рабочего места до наступления этого отпуска и право на пособие по беременности и родам.
Трудовой Кодекс сохранил ранее действовавшие нормы обеспечения женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, оплачиваемыми перерывами в работе для кормления грудных детей. Теперь женщина более не должна согласовывать порядок предоставления таких перерывов с администрацией и профсоюзами.
От запрета на работу в ночное время женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, Трудовой Кодекс перешел к регулированию их занятости с одновременным принятием защитных мер. В соответствии с Кодексом такие женщины допускаются к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено медицинскими рекомендациями. При этом они должны быть ознакомлены, в письменной форме, со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Одновременно Трудовой Кодекс делает исключение для работы в ночное время работников творческих профессий в соответствии с перечнем категорий этих работников, утверждаемым Правительством. Их работа в ночное время может регулироваться коллективным договором, локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора.
Эти нормы более прогрессивны по сравнению с ранее действовавшими, т.к. предоставляют женщине право выбора удобных для нее режимов работы с учетом внутрисемейного распределения функций. Трудовым Кодексом четко определяется время суток, работа в течение которого является работой в ночное время.
Трудовой Кодекс отказался от запрета работы женщин на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах. Труд женщин в этих условиях только ограничивается. По-прежнему не выделяются в качестве особого объекта защиты беременные женщины, женщины, недавно перенесшие роды и ухаживающие за грудными детьми.
Однако пока действует постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162, которым утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Соблюдение норм пока действующего Перечня позволяет считать, что положения ЕСХ в этой части выполняются.
К концу 2002 года должен быть подготовлен проект постановления Правительства “О перечнях производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную”. При его подготовке надо сформулировать защитные меры для беременных женщин, женщин после родов и женщин, ухаживающих за малолетними детьми.
Трудовой Кодекс сохраняет меры по защите прав беременных женщин, работающих в неблагоприятных условиях путем предоставления им другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы.
Трудовой Кодекс сохранил контрольный механизм соблюдения прав женщин на охрану материнства и санкции за нарушение действующего законодательства. Проблемой является несоблюдение законодательства в так называемом “теневом” секторе экономики, где трудовые отношения не оформляются. В этих случаях первичным является строгий контроль соблюдения базовых требований Трудового Кодекса.
РФ в настоящее время может ратифицировать статью 8.
Статья 12 - Право на социальное обеспечение.
Эта статья анализировалась с позиций обеспечения выплат пособий семье в связи с рождением и воспитанием детей. В соответствии с законодательством и практикой Российской Федерации она может быть ратифицирована (см. статьи 8 и 16 ЕСХ).
Что касается пособий семьям, вопрос требует дальнейшего изучения и консультаций с экспертами Совета Европы. Исторически сложившаяся в России (до того - в Советском Союзе) система пособий семьям (родителям) никогда не увязывалась с занятостью родителей. Поэтому отсутствует даже статистика по категориям экономически активного населения, имеющего право на пособие. Оценка достаточности, затрачиваемого на выплату семейных пособий объема средств, также требует определенных согласований. Однако по косвенным подсчетам статья 12 может быть ратифицирована РФ.
Статья 16 - Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту.
Российское законодательство и практика в рамках имеющихся экономических возможностей соответствует положениям названной статьи Хартии. Равенство супругов во всех сферах семейной жизни установлено законом. В случае распада семьи приоритетная защита адресована детям (приоритет интересов ребенка). Дети, рожденные в браке или вне брака при установленном отцовстве (что может быть признано как добровольно, так и в судебном порядке), равны в правах на получение содержания и наследовании. Дети наделены широкими правами по высказыванию своего мнения в случаях, установленных законом, и его учет обязателен. Неполным семьям адресованы повышенные меры защиты.
В России сформирована система пособий гражданам, имеющим детей, введены налоговые льготы для семей с детьми и другие меры экономической поддержки семей, в первую очередь социально уязвимых (многодетных, семей с детьми-инвалидами и пр.). Поддержка распространяется прежде всего на семьи с низкими доходами, определяемыми как по категориальному принципу, так и на индивидуальной основе.
Наряду с традиционными службами ухода за детьми (детские дошкольные учреждения, группы продленного дня, санаторно-курортные учреждения, детские лагеря и пр.) создана сеть принципиально новых учреждения, оказывающих семье и детям консультативную и социальную помощь.
Проблема жилищного обеспечения семей является одной из сложнейших, хотя уже в настоящее время семья вправе получать и на практике получает субсидии для оплаты жилья (но не приобретения).
Учитывая, что рассматриваемая статья не содержит строгих критериев выполнения, необходимо обсуждение подготовленного материала с экспертами Совета Европы для конкретизации их требований. Полагаем возможным предложить ратифицировать статью 16.
Статья 17 – Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту.
В целом законодательство РФ обеспечивает детям необходимую защиту и помощь. В том числе от безнадзорности, насилия и эксплуатации. Обеспечивает особые меры защиты детям-сиротам и детям-инвалидам. Имеющаяся инфраструктура детских учреждений, (лечебно-профилактических и образовательных) обеспечивает охрану здоровья и обучение, в том числе профессиональное, детей и молодежи.
Вместе с тем необходимы меры по улучшению работы учреждений для детей-сирот и образовательных для детей-инвалидов, организаций оказания детям дорогостоящей медицинской помощи, передачи детей, лишившихся родительского попечения, на воспитание в семьи, а не в детские учреждения. Эти задачи осознаются, работа по указанным направлениям ведется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Проблемой выполнения ЕСХ является недостаток средств на полную реализацию всех предусмотренных законодательством мер.
Устройство бюджетной системы и финансовой отчетности пока не позволяют оценить в полном объеме уровень государственных расходов на эти цели. Приводятся только затраты на реализацию федеральных целевых программ, но они не показательны, поскольку основные затраты несут субъекты Российской Федерации.
Необходимо усилить контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания семьи и детей, создающихся частными лицами или общественными (религиозными) организациями.
В системе правосудия установлен возраст уголовной ответственности детей (16 лет - общей уголовной ответственности и 14 лет - за особо тяжкие преступления). Предусмотрена особая процедура досудебного разбирательства с участием детей. Снижены санкции за преступления, совершенные несовершеннолетними. Они отличаются от общих форм отбывания наказания. Однако при этом отдельных ювенальных судов и специализации судей по делам несовершеннолетних пока не существует.
На настоящем этапе можно предложить ратифицировать статью 17. Однако необходимо провести консультации с экспертами Совета Европы практически по всем рассматриваемым в рамках данной статьи вопросам, чтобы определить соответствие законодательства и практики Российской Федерации европейским стандартам и пути дальнейшего совершенствования работы в этой сфере.
Направление: “Профессиональная подготовка и переобучение”
Статья 10. Право на профессиональную подготовку.
Выполнение пункта 1 этой статьи предполагает предоставление технической и профессиональной подготовки всем лицам, включая инвалидов, а также предоставление средств, дающих доступ к высшему техническому и университетскому образованию исключительно на основе критерия личных способностей.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 13.01.1996 № 12-ФЗ государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Бесплатно можно получить среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское образование, но на конкурсной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и если образование данного уровня гражданин получает впервые.
С учетом различных потребностей и возможностей обучение можно получить не только в очной, вечерней и заочной формах, но и в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода; расходы на высшее профессиональное образование - не менее 3 процентов расходов государства; норма государственного финансирования обучения в высших образовательных учреждениях - не менее 170 студентов
на 10 тыс. человек.
Доля расходов на образование в бюджетах всех уровней составила в 2000 г. 3,5 % ВВП (валового внутреннего продукта). На 10 тыс. населения приходится 280 студентов обучающихся в государственных и негосударственных вузах (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них 183 получают высшее образование за счет бюджета.
Для повышения результативности подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием Правительством Российской Федерации принято постановление от 21 августа 2001 г. № 06 “О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием”.
Для более эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, экономического стимулирования повышения его качества Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 января 2002 г. № 6 “О проведении в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств”.
Принятая в 2000 году Национальная доктрина образования определяет государственную политику в области образования, стратегию и основные направления его развития на период
до 2025 года.
“Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года” одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. В ней развиваются основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и в “Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы”.
В пункте 2 статьи 10 предполагается способствовать развитию системы ученичества и иных систем профессиональной подготовки юношей и девушек по месту работы.
Реализация данного пункта Хартии нашла свое отражение в Трудовом Кодексе РФ (главы 31 и 32). В нем определены права и обязанности работника и работодателя в области профессионального обучения. Введено понятие “Ученический договор” и раскрывается его содержание, в том числе организационные формы, сроки и оплата в период ученичества, права и обязанности работника после окончания обучения.
Можно предложить ратифицировать статью 10
Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 3 (196)