Р Е Ш Е Н И Е
Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Заслушав и обсудив информацию о предварительных итогах перехода к адресной системе социально защиты населения путем усиления адресной поддержки наименее обеспеченных слоев населения, Комиссия отмечает, что правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Государственная социальная помощь предоставляется гражданам в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
В республике создана система регистрации малоимущих семей и мониторинга их доходов, информационная система учета малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, создана и работает компьютерная программа их регистрации, которая модифицирована как для республиканского, так и муниципального уровня. При помощи данной программы в республике создан компьютерный банк данных малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, ведется мониторинг их доходов.
По состоянию на 01.04.2004 г. в республике зарегистрировано (по заявительному принципу) в качестве малоимущих 57 866 семей.
В настоящее время в республике адресно предоставляется два вида социальной помощи – это единовременное пособие на ребенка, выплачиваемое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердых видов топлива и сжиженного газа, предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
По состоянию на 1 мая 2004 года в республике ежемесячное пособие на ребенка выплачивается 157226 получателям на 225928 детей, ежемесячная потребная сумма, необходимая на выплату пособия, - 17,1 млн. руб. Сумма выплаченных пособий с начала года составляет 71,3 млн. руб.
Начиная с 1996 года в республике работает программа предоставления субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. До августа 2001 года данной программой было охвачено население, проживающее во всех видах жилищного фонда, за исключением частного индивидуального.
В целях развития адресного подхода к социальным выплатам и оказания адресной социальной поддержки семьям с низкими доходами в республике принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2001 г. № 136 «О переходе на выплату субсидий населению для приобретения твердых видов топлива и сжиженного газа». Данное постановление позволило осуществить переход от дотирования топливообеспечивающих и газоснабжающих организаций к выплате субсидий населению на приобретение твердых видов топлива и сжиженного газа исходя из критерия нуждаемости.
В течение 2001 года была также расширена категория получателей субсидий, проживающих в частных индивидуальных домах. Своим законным правом на получение субсидий воспользовались семьи, отапливающие дома природным газом.
Всего на реализацию программы субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2004 год» предусмотрено 462,0 млн. рублей.
В 1 квартале 2004 года количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, составило 59327 единиц (11,8 % от общего числа семей), назначено субсидий на сумму 120,7 млн. рублей, средний размер субсидии – 678,4 рублей.
Значимым этапом реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на субсидирование отрасли, от жилищных и коммунальных предприятий непосредственно гражданам. Чувашская Республика, в числе других 8 субъектов Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» в 2002-2003 годах участвует в эксперименте по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Изменение бюджетных потоков от организаций-производителей услуг на банковские счета граждан усилило социальную направленность бюджетной политики на республиканском и местном уровнях, поскольку возросла ответственность всех уровней власти перед гражданами - получателями жилищных субсидий. Неполное или несвоевременное перечисление бюджетных ассигнований на предоставление субсидий может вызвать негативный общественный резонанс, поэтому не осуществить или задержать выплату субсидий в адрес конкретного гражданина сложнее, чем в адрес предприятия ЖКХ. Немаловажным в условиях повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги является и то, что зачисление жилищных субсидий на социальные счета позволило воочию увидеть и проконтролировать, какие средства затрачиваются государством на оказание конкретному человеку социальной помощи.
В настоящее время Министерством труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики совместно с администрациями районов и городов республики проводится работа по переводу служб субсидий муниципальных образований в отделы (управления) социальной защиты населения. С июня 2004 года такой переход будет осуществлен в Ибресинском, Порецком, Шумерлинском и Порецком районах.
Важным результатом проведенного эксперимента является также то, что в республике созданы предпосылки унификации всех видов бюджетной помощи – субсидий, компенсаций, пособий, льгот.
Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений Р Е Ш И Л А :
1. Информации Сторон о предварительных итогах перехода к адресной системе социально защиты населения путем усиления адресной поддержки наименее обеспеченных слоев населения принять к сведению.
2. Рекомендовать администрациям районов и городов республики продолжить работу по передаче полномочий по назначению и выплате субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг из системы жилищно-коммунального хозяйства в систему социальной защиты населения.