Р Е Ш Е Н И Е
Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
Заслушав и обсудив информацию сторон, Комиссия отмечает, что в I квартале 2004 года продолжалась работа по выполнению Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским советом профсоюзов на 2002-2004 годы.
Раздел 1. “В области экономической политики”
Анализ итогов за I квартал 2004 года свидетельствует о преобладании позитивных процессов в развитии экономики Чувашской Республики.
Основными тенденциями явились значительное ускорение темпов роста в промышленности, умеренная инфляция, расширение оборота розничной торговли, рост производства сельскохозяйственной продукции, сокращение всех видов просроченной задолженности, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, рост сбережений населения, положительное сальдо внешнеторгового оборота.
По итогам I квартала 2004 года темп прироста объемов производства промышленной продукции составил 16,3%, что значительно выше, чем в I квартале 2003 года (на 12, процентных пункта) и в среднем по России (на 8, 7 процентных пункта). Объем промышленного производства в действующих ценах составил 11,7 млрд.рублей. Характерной особенностью является то, что сегодня большинство предприятий республики работают не на склад, а под заказ. Об этом свидетельствуют темпы роста отгрузки промышленной продукции, которые составили 122,3%, а по химической отрасли – 171,7%.
Отмечается оживление на средних промышленных предприятиях в районах. Высокие темпы роста достигнуты в акционерных обществах «Канашский автоагрегатный завод», «Козловский комбинат автофургонов», «Канашский завод резцов», Алатырский механический завод и других.
Наиболее высокие темпы роста достигнуты в машиностроении и металлообработке (119,1%), главным образом за счет активизации внутреннего спроса на инвестиционные и потребительские товары, что способствовало увеличению объемов производства в акционерных обществах: «Чебоксарский электроаппаратный завод», «Завод электроники и механики», «Промтрактор», «Чебоксарский агрегатный завод», «Завод «Чувашкабель» и других.
В химической промышленности рост производства составил 135% за счет увеличения производства пластификаторов в 2,6 раза, гербицидов – на 79,5%, перкорбоната натрия – на 49,5%.
В промышленности строительных материалов (114,6%) рост произошел в основном за счет активной инвестиционной политики в области жилищного строительства. Увеличилось производство линолеума на 48,5%, сборных железобетонных конструкций – на 16,2%, санитарных керамических изделий – на 12,9%.
Положительная динамика зарегистрирована также на предприятиях электроэнергетики (111,7%), легкой (101%) и полиграфической (103,:%) промышленности, хотя темпы здесь ниже, чем в среднем по промышленности республики.
Рост производства сельскохозяйственной продукции в I квартале 2004 года составил 100,7% (по России – 98,6%, в республике Марий Эл – 92,4%, Нижегородской области – 94,3%, Ульяновской области – 88%). Позитивные изменения намечены в птицеводстве. Поголовье птицы в крупных и средних сельхозпредприятиях выросло на 32,1%, производство яиц – на 75,8%.
Следует отметить, что финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей остается сложным, что ограничивает не только приток инвестиций в основной капитал для обновления основных фондов, но и является существенным сдерживающим фактором для развития отрасли, кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,2 раза (по России – в 2,6 раза в 2003 году).
По состоянию на 1 апреля 2004 года заключили соглашения о реструктуризации задолженности перед кредиторами по основному долгу, пеням и штрафам 265 сельхозтоваропроизводителей (43,9% от общего числа) на общую сумму 723,3 млн.рублей. Пени и штрафы, накопленные до 1 января 2002 года в сумме 324,4 млн.рублей списываются, а оставшаяся сумма подлежит отсрочке от пяти до семи лет и рассрочке от четырех до шести лет.
Ввод в действие жилых домов составил 31 тыс.кв.метров жилья (113,9%), из них социального жилья 0,8 тыс.кв.метров. Наибольшую долю в общем объеме вводимого жилья имеют г.г.Чебоксары и Новочебоксарск, Канашский, Ядринский, Урмарский, Батыревский и Ибресинский районы.
Газификация является приоритетным направлением инвестиций в республике. За I квартал т.г. сданы в эксплуатацию газовые сети общей протяженностью 290,км, их ввод увеличился в 2,1 раза.
В I квартале 2004 года продолжена работа по реструктуризации задолженности организаций по начисленным пеням и штрафам в Пенсионный фонд Российской Федерации, имевшейся по состоянию на 1 января 2001 года. Просроченная задолженность по страховым взносам, мобилизована в сумме 23,4 млн. рублей.
Продолжается реализация Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы. Доля малых предприятий от общего количества хозяйствующих субъектов действующих на территории Чувашской Республики составляет 21,3% (в Приволжском Федеральном округе - 25,6% , по России – 22,9%). В секторе малого бизнеса занято около 19 % экономически активного населения республики (в 1996 году – 6,3%, по России - 17%). В бюджеты всех уровней от малого бизнеса в текущем году поступило более 15% всех налоговых поступлений по республике (в 1996 году – 12,1%).
Для предпринимателей предоставляется ряд кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки. В целях содействия развитию малого бизнеса республики в I квартале 2004 года с субъектами малого предпринимательства:
- заключено 8 договоров лизинга на общую сумму 9205,5 тыс.рублей лизинговыми компаниями;
- заключено 614 кредитных договоров кредитными организациями. Оценочная сумма кредитов, полученная субъектами малого предпринимательства Чувашской Республики составляет 642 млн.рублей;
заключено 82 договора краткосрочного займа на общую сумму 5,131 млн.рублей;
заключено 265 договоров займа на общую сумму 8,3 млн.рублей филиалом Фонда поддержки малого предпринимательства «Фора»(г.Нижний Новгород).
Раздел 2. “ Оплата труда, доходы и уровень жизни населения”
В I квартале 2004 года сохраняется тенденция к росту денежных доходов населения. По сравнению с данными соответствующего периода прошлого года они возросли на 21,6% и составили 2752,0 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы увеличились за этот период на 6,4%. Выше, чем в среднем по России росла реальная заработная плата (117,3% против 113% по России). Увеличение номинальной среднемесячной заработной платы произошло во всех муниципалитетах республики, причем самый низкий прирост в Алатырском районе (24,7%), самый высокий – в Шемуршинском районе (89,4%).
Повысилась покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения по всем основным продуктам питания (кроме муки, хлеба, макаронных изделий). Позитивно изменилась структура использования денежных доходов населения. Рост потребительской активности сопровождался увеличением склонности к сбережениям. Объем сбережений граждан в банках увеличился по сравнению с январем-мартом 2003 года на 6,7%. Расширился общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации на 6,9%. Положительная динамика оборота.
Рост средней заработной платы произошел во всех отраслях экономики. Средняя заработная плата в промышленности за январь-февраль 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года увеличилась на 26,9% и составила 4672,0 рублей. На предприятиях транспорта она увеличилась на 31,4 % и составила 5478,0 руб., в связи - на 43,1 % и 4993,0 руб., строительстве - на 28,3 % и 3804,0 руб., в сельском хозяйстве – на 48,7 % и 1035,0 руб.
Уровень заработной платы работников бюджетной сферы за январь-февраль 2004 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос на 35,2% и достиг 2845,0 рублей. В данной сфере обеспечивается полная и своевременная выплата заработной платы. В производственных отраслях заработная плата на 24,5% выше, чем в бюджетной сфере.
В текущем году наблюдается стабильное снижение задолженности по выплате заработной платы. В марте по отношению к началу 2004 года она снизилась на 11,6 млн.руб. (на 8,1%) и на 1 апреля 2004 года составила 132,2 млн.руб., в том числе в промышленности - 23,5 млн.рублей, в сельском хозяйстве - 74,5 млн.руб., на транспорте - 9,7 млн.руб., в строительстве - 18,8 млн.руб., в жилищно-коммунальном хозяйстве - 0,7 млн.руб. Основная доля задолженности (93,6 %) образовалась из-за отсутствия собственных средств организаций.
Раздел 3. “Развитие рынка труда и гарантии занятости населения”
В I квартале 2004 года начата работа по реализации мероприятий Программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года № 330. Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, службы занятости, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения. В январе-марте т.г. в районные и городские центры занятости населения за содействием обратилось 13,2 тыс.человек, из них 7,5 тыс.человек трудоустроено, 2,3 тыс.человек направлено на профессиональное обучение. На материальную поддержку безработных граждан израсходовано 29016,7 тыс.рублей средств федерального буджета.
Одной из специальных программ, осуществляемых для развития системы временных рабочих мест, является внедрение такой формы государственной поддержки как субсидия на возмещение расходов по инвестиционным проектам стоимостью свыше 30 млн.рублей, которые предусматривают создание или реконструкцию инженерной инфраструктуры и создание новых рабочих мест. В I квартале 2004 года Комиссией по конкурсному отбору бизнес-планов для предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства рассмотрено 13 проектов на получение государственной поддержки, в том числе на субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков – 12 проектов, на субсидирование лизинговых платежей – 1 проект. Реализация данных инвестиционных проектов позволит создать 117 новых рабочих мест.
Одной из специальных программ, осуществляемых для развития системы временных рабочих мест, является трудоустройство незанятых граждан на общественные работы. В отчетном периоде заключено 260 договоров с предприятиями республики, в соответствии с которыми в общественных работах участвовало 1,2 тыс.человек. Более половины участников общественных работ получали пособие по безработице.
Услуги по профессиональной ориентации оказаны 42,2 тыс.человек.
Раздел 4. “В области социальной защиты населения”
В соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” в течение отчетного квартала назначено 5,1 тыс. пенсий. За перерасчетом страховой части трудовой пенсии обратилось 23,8 тыс.пенсионеров, из числа тех, кто после назначения пенсии продолжали трудовую деятельность.
С 1 апреля 2004 года базовая часть трудовой пенсии по старости, назначенная в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» увеличена и ее размер составил 621 рубль в месяц.
С учетом проведения индексации базовой части трудовой пенсии и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии средний размер трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2004 года увеличился на 130 рублей и составил 1840 рублей в месяц. Средний размер всех пенсий по республике возрос на 106 рублей и составил 1680 рублей.
Повышение пенсий участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составит в среднем 202 рубля, социальных пенсий – 43 рубля.
В течение I квартала 2004 года обеспечивалось своевременное финансирование и выплата пенсий. Расходы на выплату пенсий профинансированы на 1645 млн. рублей, из них базовой части трудовой пенсии – 629,9 млн.руб. Обеспеченность расходов на выплату пенсий собственными доходами составила 60,5 %, страховой части трудовой пенсии средствами на обязательное пенсионное страхование – 55%.
Принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2004 года № 90 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2004 года», в соответствии с которым на организацию летнего труда и отдыха детей будет выделено из средств республиканского бюджета Чувашской Республики Минобразования Чувашии на приобретение путевок в организации (учреждения) отдыха и оздоровления для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школах-интернатах - 2000,0 тыс.рублей; Государственному комитету Чувашской Республики по делам молодежи на реализацию инновационных программ и проектов в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи – 125,0 тыс.рублей.
По итогам трех месяцев 2004 года за счет средств обязательного социального страхования в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия оздоровлено 300 детей на сумму 2880,0 тыс.рублей. Всего получили санаторно-курортное лечение 979 детей школьного возраста и 72 дошкольника.
В республике продолжена работа по привитию навыков здорового образа жизни, привлечению все большего количества детей и подростков к активным занятиям физической культурой и спортом. На начало 2004 года к услугам населения республики предоставлены 3489 единиц спортивных сооружений, что на 45 единиц больше, чем в начале 3003 года, их единовременная пропускная способность составляет 80,4 тыс.человек (78,7 тыс.человек в прошлом году). В целях сохранения и развития сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в I квартале 2004 года за счет средств республиканского бюджета выделено на инвестиции 3400,0 тыс.рублей, в том числе: на реконструкцию ГОУ «РСДЮШОР по плаванию» - 200,0 тыс.рублей; на реконструкцию ГОУ «Чебоксарское среднее специальное училище олимпийского резерва» - 1500,0 тыс.рублей; на реконструкцию ГУ «Оздоровительный лагерь «Белые камни» - 1700,0 тыс.рублей.
На реализацию Федерального закона «О ветеранах» в I квартале 2004 года из федерального и республиканского бюджета выделены средства в объеме 128,1 млн.рублей, освоены 119,1 млн.рублей, сохранены все льготы, действующие в 2003 году.
Из Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам районов и городов на реализацию федеральных законов “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в I квартале 2004 года направлено соответственно 73451,0 тыс. рублей и 4464,0 тыс. рублей (30,5% и 22,3% к годовому назначению).
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, как и ранее, предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива, проезда на транспорте городского, пригородного и междугородного маршрутов, услуг связи, протезирования, лекарственного обеспечения, обеспечения средствами реабилитации, санаторно-курортного лечения.
Раздел 5. “Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность”
В I квартале 2004 года в Чувашской Республике проведено 516 различных проверок. Возросло количество комплексных проверок с 168 до 253. По итогам проверок, рассмотренных заявлений и обращений, расследований несчастных случаев выявлено 3593 нарушения законодательства об охране труда. Совместно с надзорными и контрольными органами проведена 441 проверка, что составляет 85,5% от всех проверок, в том числе с городскими и районными прокуратурами – 181 (35,1%).
В I квартале 2004 года завершено расследование 72 несчастных случаев. За допущенные нарушения законодательства об охране труда к административной ответственности привлечено 272 руководителя и других ответственных работников на сумму 253,5 тыс.рублей.
Во исполнение Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ за I квартал 2004 года ГУ Региональное отделение ФССРФ ПО ЧР назначены и произведены ежемесячные страховые выплаты застрахованным, пострадавшим на производстве, и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, в сумме 19295,5 тыс. рублей, единовременные страховые выплаты в сумме 617,4 тыс. рублей, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в сумме 12018,6 тыс.рублей.
За I квартал 2004 года в Чувашской Республике проведено 33 экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В результате 16 организаций с общей численностью работников около 3 тыс.человек получили положительные заключения государственной экспертизы условий труда. По результатам сертификации работ по охране труда 4 организации получили сертификат безопасности.
Подготовлен и издан вестник “Охрана труда в Чувашской Республике”. Вопросы охраны труда регулярно освещаются в СМИ.
В I квартале 2004 года проведена проверка соблюдения законодательства о недрах АОА «Чебоксарский завод строительных материалов», проверки состояния готовности к прохождению весеннего паводка на двух ГТС в Вурнарском районе и четырех - в Канашском районе. Проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории с.Порецкое, 3 проверки исполнения законодательства «О животном мире» в Чебоксарском, Моргаушском и Ядринском районах, 3 внеплановые проверки по фактам, отраженным в жалобах и обращениях граждан.
Раздел 6. “В области развития социального партнерства и координации действий Сторон”
За отчетный период состоялось одно заседание Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседаниях рассматривались самые актуальные вопросы развития и совершенствования социально-трудовых отношений в республике. Принимались меры по развитию связей Республиканской трехсторонней комиссии с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, территориальными комиссиями. Деятельность Республиканской трехсторонней комиссии периодически освещается в средствах массовой информации.
Подписаны и действуют отраслевые тарифные соглашения, заключенные как на республиканском, так и на территориальном уровне. В муниципальных образованиях заключены и пролонгированы территориальные соглашения о социальном партнерстве. В 2003 году закончился срок действия ряда территориальных и отраслевых соглашений, с учетом этого проводится работа по заключению новых. В настоящее время в республике действует 42 отраслевых соглашения, 26 двусторонних и трехсторонних территориальных и иных соглашений, в том числе на уровне районов – 20, на уровне городов – 6.
На предприятиях и в организациях всех форм собственности заключено и пролонгировано 5604 коллективных договоров или 29% от общего количества, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций, включая их филиалы, и 91% от числа крупных и средних предприятий. Процент зарегистрированных коллективных договоров составляет 55% к числу заключенных.
В соответствии с Федеральным Законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” в республике продолжается работа по профилактике возникновения коллективных трудовых споров, осуществлению мероприятий по повышению роли коллективно-договорных отношений в решении социально-трудовых проблем. С 2000 по настоящее время в республике не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора.
Вместе с тем, наряду с позитивными процессами, происходящими в экономике республики и положительными тенденциями, в I квартале 2004 года сохранился спад производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (80,1%). Общей проблемой лесной и деревообрабатывающей отрасли является морально устаревшее технологическое оборудование (степень износа – около 50%), не позволяющее выпускать конкурентоспособную продукцию, отсутствие собственных финансовых ресурсов на модернизацию и техническое перевооружение предприятий.
Сложной остается ситуация в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, где снижение объемов производства (78,2%) продолжается в течение последних лет. Основными причинами сокращения производства в данных отраслях являются недостаток зерна на зерновом рынке, оборотных средств, низкий уровень менеджмента и неэффективная маркетинговая политика предприятий, реорганизация РГУП «Чувашхлебопродукт», что не позволяет привлекать инвесторов, эффективных собственников на развитие производства.
Необходимо отметить, что доля убыточных предприятий сокращается, около 65% предприятий республики работают прибыльно, но при этом отмечается снижение прибыли. Суммарная прибыль по экономике составила 294,8 млн.рублей, или только 88,7% к уровню соответствующего периода прошлого года.
Наблюдается снижение поголовья всех видов скота, которое отразилось на производстве животноводческой продукции: производство молока составило 96,1%, мяса – 95%. Основной причиной снижения выпуска молока стало сокращение молочного стада. В производстве мясной и молочной продукции сохранилась ведущая роль хозяйств населения и фермеров. На их долю приходится 51% производства мяса, 67% - молока (в I квартале 2003 года – 49% и 63,5% соответственно).
Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений Р Е Ш И Л А :
1. Информации Сторон о ходе выполнения Соглашения по итогам I квартала 2004 года принять к сведению.
2. Рекомендовать органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления совместно с объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов “Чувашрессовпроф”:
продолжить работу по заключению территориальных и отраслевых соглашений о социальном партнерстве на 2004-2006 годы в рамках единой переговорной кампании в единые сроки во всех городах и районах республики;
ежеквартально на заседаниях территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений подводить итоги выполнения принятых соглашений;
регулярно размещать в СМИ информацию о заключении и ходе выполнения коллективных договоров, территориальных и отраслевых тарифных соглашений, о деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
4. Рекомендовать отраслевым министерствам совместно с органами местного самоуправления, а также республиканскими товаропроизводителями:
продолжить практику проведения анализа происходящих экономических процессов в отраслях, допустивших снижение эффективности производства продукции;
на основе проведенного анализа подготовить предложения по преодолению кризисных явлений в данных отраслях промышленности и сельского хозяйства, разработать меры по активизации их деятельности;
о ходе проведения соответствующих мероприятий докладывать на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Рекомендовать органам государственной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления совместно с объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов “Чувашрессовпроф”:
осуществлять совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности;
принимать меры по соблюдению технологической и производственной дисциплины в трудовых коллективах в целях предупреждения промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и охраны окружающей природной среды.
регулярно размещать в СМИ информацию о состоянии условий и охраны труда в организациях республики.