Охрана труда в Чувашской Республике
В Чувашии за последние годы сформирована эффективная государственная система управления, включающая в себя три уровня: республиканский, муниципальный и корпоративный. Основной задачей государственной системы является совершенствование взаимодействия органов государственного управления, надзора и контроля, местного самоуправления, профсоюзов и работодателей в области улучшения условий и охраны труда. Усилия последних лет позволяют сохранить положительную динамику уменьшения числа пострадавших от травм на производстве и удельного веса работающих во вредных условиях труда. Однако анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости показывает, что ситуация в области условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики республики продолжает оставаться сложной и является серьезной социально-экономической проблемой. При общем снижении травматизма, серьезного снижения числа погибших на производстве за 2003 год нет, растет тяжесть получаемых на производстве травм, профессиональных заболеваний. Все это приводит к потере дней трудоспособности работников, росту инвалидизации труда и в конечном итоге к увеличению размеров страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что наносит социальный и экономический ущерб производству и республике.
Анализ производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по-прежнему по организационным причинам, не требующим особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, пьянства на производстве, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. В некоторых отраслях экономики не наблюдается улучшения состояния здоровья работников и сохраняется риск профессиональной патологии, особенно в сельском хозяйстве. Таким образом, проблемы охраны труда носят комплексный характер и требуют решения правовых, организационных, социальных, экономических и других задач. Все эти задачи решаются в рамках Республиканской программы улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2001г. № 156.
В 2003 году работа в социально-трудовой сфере, включая область охраны труда, была направлена на совершенствование взаимодействия участников социального партнерства по регулированию социально-трудовых отношений. Активизировалась деятельность Межведомственной комиссии по охране труда, профсоюзов с участием уполномоченных лиц по охране труда, которых насчитывается свыше 4 тыс. человек. Улучшилась работа по заключению коллективных договоров, соглашений различного уровня, в том числе отраслевых и территориальных. Из 19618 организаций коллективные договоры заключены в 5604 (29% от общего количества действующих организаций), 55% из них прошли уведомительную регистрацию. В 2002 году эти цифры соответственно составляли 28,6 и 60,8 процента. Территориальные соглашения приняты и реализуются во всех муниципальных образованиях.
Государственной экспертизой условий труда в 2003 году было охвачено 683 организации и предпринимателя (в 2002 году - 487). Аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях проведена на 16,3 тыс. рабочих местах, из них на 5660 (34%) были улучшены условия труда. В 2003 году в республике создана система сертификации работ по охране труда в организациях, что закреплено соответствующим постановлением Министерства социальной политики Чувашской Республики.
В прошедшем году продолжена работа по восстановлению служб охраны труда в организациях районов и городов республики. Они были созданы в 83% организаций с численностью работающих более 100 человек, а в системе агропромышленного комплекса этот показатель составил 89 процентов. Работа специалистов администраций, координационных советов по охране труда районов и городов стала более эффективной. Во всех районах и городах реализуются территориальные программы улучшения условий и охраны труда, принимаются ежегодные муниципальные доклады о состоянии условий и охраны труда, проводятся месячники, семинары, совещания, смотры-конкурсы по охране труда.
В 2003 году пострадали от несчастных случаев на производстве 650 человек (в 2002 году - 801 человек). Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих в 2003 году снизился и составил 2,3 человека (в 2002 году - 2,6 человека), однако наблюдается увеличение числа дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего до 32,4 (в 2002 году - 31,8). По данным Государственной инспекции труда в Чувашской Республике количество погибших на производстве составило 54 человека (в 2002 году - 55, 2001 г. - 58, 2000 г. - 62, 1999 г. - 75, 1996 г. - 90). Не допущено смертельного травматизма в Ибресинском, Козловском, Красноармейском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Порецком, Урмарском и Шемуршинском районах. Его снижение отмечено в Ибресинском, Канашском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Порецком, Шемуршинском и Шумерлинском районах. В Козловском и Урмарском районах на протяжении двух лет смертельный травматизм на производстве отсутствует. В то же время значительно возрос уровень смертельного травматизма в Алатырском, Вурнарском, Комсомольском, Красночетайском, Цивильском и Янтиковском районах, а также в гг. Алатырь, Канаш и Новочебоксарск.
В республике в неблагоприятных условиях труда всего работало 36,7% работников, а в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, - 16,5 процента. В 2003 году у 99 работающих был впервые установлен диагноз профессионального заболевания (в 2002 году - 122). Инвалидами по причине производственного травматизма или профессиональной заболеваемости признаны 138 человек (в 2002 году - 144).
В 2003 году на затраты на мероприятия по охране труда израсходовано 336,2 млн. рублей, или 121,8% к уровню 2002 года. В среднем на одного работника было израсходовано 1176,5 рубля, (в 2002 году - 889,5 рубля). На возмещение причиненного здоровью вреда выделено в целом по республике 154,3 млн. рублей (в 2002 году - 123,4 млн. рублей), что в 1,3 раза больше, чем в 2002 году. Средний размер ежемесячных страховых выплат, приходящихся на одного пострадавшего, увеличился с 1442 тыс. рублей в 2002 году до 1457 тыс. рублей. В 2003 году разработано и реализовано 1569 программ реабилитации пострадавшим на производстве, в том числе 690 (44%) программ для инвалидов производства и 862 (56%) программы для пострадавших с частичной утратой трудоспособности. На социальную и медицинскую реабилитацию израсходовано 28,5 млн. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2002 году (19,8 млн. руб.).
В 2003 году обучением было охвачено 7963 человека, в том числе 1325 (16,7%) руководителей организаций и предпринимателей, 344 (4,3%) работника служб охраны труда, 2634 (33,1%) члена комиссий по охране труда, 2397 (30,1%) уполномоченных лиц профсоюзов. Из этого количества 7049 человек (88%) составляют отдельные категории застрахованных, которые обучены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Одной из важнейших задач в 2004 году станет разработка и принятие очередной Республиканской программы улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике на 2005-2007 годы, в которой будут учтены предложения органов местного самоуправления и организаций.
Серьезная работа предстоит по разработке технических регламентов в рамках реализации Федерального закона «О техническом регулировании», а также по совершенствованию трудового законодательства, нормативных правовых актов по охране труда.
В рамках административной реформы предстоит пересмотр функций органов государственного управления. Совершенствование всей системы государственного управления приведет к изменениям и в государственной системе управления охраной труда, потребует от нее не только количественных, но и качественных изменений.
Важнейшей задачей остается дальнейшее усиление взаимодействия органов исполнительной власти, надзора и контроля, местного самоуправления по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в рамках работы Межведомственной комиссии по охране труда. Работа комиссии носит выездной расширенный характер. В 2004 году деятельность комиссии будет направлена на комплексное рассмотрение состояния условий и охраны труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, агропромышленном комплексе, ОАО «Проомтрактор» и его дочерних предприятиях, в Цивильском районе и гг. Шумерля и Чебоксары (Калининский район), а также на анализ состояния социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, хода аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.
Развитие государственной системы управления охраной труда продолжится в рамках Республиканского соглашения о социальном партнерстве на 2002-2004 годы, где определены меры по созданию новых рабочих мест, улучшению условий и охраны труда, сокращению административных барьеров на уровне республики и органов местного самоуправления.
Продолжится дальнейшее развитие экономического стимулирования работодателей через механизм скидки и надбавки к страховому тарифу, совершенствование системы мониторинга состояния безопасности труда, Системы сертификации работ по охране труда путем создания органа по сертификации на базе организации Госстандарта России, а также подготовка экспертов по сертификации и кандидатов в эксперты и охват сертификационными работами организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда. Необходимо продолжить дальнейшее расширение сферы деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечения необходимого качества работ по аттестации;
На муниципальном уровне при решении задач по улучшению условий и охраны труда необходимо завершить создание служб охраны труда в организациях с численностью более 100 работающих, реализацию городских и районных программ улучшения условий и охраны труда на 2002-2004 годы, совершенствование работы координационных советов по охране труда при главах администраций, обучение и проверку знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных. Семинары-совещания, организованные администрациями районов и городов республики совместно с Минсоцполитики Чувашии, месячники, дни охраны труда, муниципальные и республиканские смотры-конкурсы между организациями также позволят усилить работу по улучшению состояния охраны труда. В целях оценки состояния условий и охраны труда, в рамках информационного обеспечения охраны труда продолжится работа по подготовке ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда в районах и городах.
Важное место занимает обучение по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных. Выполнение плановых цифр обучения, целевое использование выделяемых средств требуют обеспечения надлежащего контроля и качества учебного процесса, совершенствования методик преподавания и учебных программ, активного взаимодействия с федеральными органами власти, Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.
Реализация Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» будет направлена на совершенствование механизма экономического стимулирования работодателей за создание безопасных условий труда за счет установления скидок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В этой связи должна быть развернута практическая работа по реализации современных механизмов охраны труда, которые экономически стимулируют работодателя, который действительно заботится о создании безопасных и здоровых условий труда на производстве, обеспечении социальной защиты работников.
В целях информационного обеспечения организаций республики литературой по вопросам охраны труда в 2004 году планируется издание ряда методических рекомендаций и учебных пособий по охране труда, а также продолжить ежеквартальный выпуск вестника «Охрана труда в Чувашской Республике». Участие в международных и всероссийских выставках, семинарах, конгрессах позволит активизировать обмен опытом в области улучшения условий и охраны труда, вывести республиканские предприятия, работающие в этой сфере, на российские и международные рынки. Проведение межрегиональных и республиканских семинаров-совещаний по охране труда для руководителей и специалистов организаций, организация выставок средств индивидуальной защиты и нормативной правовой и методической литературы по охране труда также станут приоритетным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников, требует постоянного внимания, системного подхода, тесного взаимодействия между работодателем и работниками. Совершенствование механизмов социальной защиты работников от профессиональных рисков, социального партнерства, взаимодействия органов государственного управления, контроля и надзора, местного самоуправления, объединений работодателей и работников, законодательства об охране труда в конечном счете должно способствовать социально-экономическому развитию республики.
Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики