Центры общественного доступа
Создание инфраструктуры общественного доступа к информационным ресурсам и сервисам является одним из ключевых направлений реализации проекта «электронного правительства» в Чувашии.
Первые два муниципальных центра общественного доступа были открыты в Чувашии в конце 2002 года в рамках совместного проекта с Минэкономразвития России. Программа создания центров получила развитие в 2003 году: было открыто еще 4 центра.
В декабре 2003 года Чувашия получила первую партию персональных компьютеров и коммуникационного оборудования в рамках соглашения с Минсвязи России о реализации в республике пилотного проекта целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В настоящее время с использованием данного оборудования в районных и городских администрациях ведутся работы по созданию муниципальных Центров общественного доступа.
В настоящее время открыты 7 ЦОДов и в режиме опытной эксплуатации они работают в 10 городах и районных центрах республики. В самое ближайшее время создание центров будет завершено во всех 26 районах и городах республики.
В центрах общественного доступа, функционирующих при районных и городских администрациях, гражданам бесплатно предоставляется доступ к республиканскому порталу органов власти www.cap.ru, к иным ресурсам Интернет, оказываются услуги электронной почты. Все бремя эксплуатационных расходов и оплаты трафика Интернет берут на себя муниципалитеты.
Работы ведутся в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «Об организации центров общественного доступа к информационным ресурсам в районах и городах Чувашской Республики», в которой основными задачами создаваемых центров определены задачи по повышению открытости органов власти и совершенствованию их взаимодействия с гражданами и организациями.
«Электронное правительство» в Чувашии
В 2000 году в рамках реализации проекта МБРР по реформированию системы управления общественными финансами была создана Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС), объединяющая информационные ресурсы различных ведомств и позволяющая осуществлять казначейское исполнение бюджета. Республика является дотационной, и мы осознаем, что, только используя инновационные методы, сможем достичь необходимой эффективности управления.
Поставка тысячи новых компьютеров, развертывание коммуникационных сетей во всех районных центрах республики, подключение к ним сотен школ, библиотек и лечебных учреждений, всех органов власти республиканского и муниципального уровня – таков масштаб информатизации республики.
Республиканская информационно-аналитическая система стала основой целостной системы управления регионом - «электронного правительства» Чувашии. На основе единой инфраструктуры:
функционирует казначейская система федерального, республиканского и муниципального уровней;
средние общеобразовательные школы подключены к сети и имеют свои адреса электронной почты, что существенно превышает средний показатель по России;
создается сеть модельных библиотек, оснащенных компьютерами с банками правовых актов и выходом в Интернет;
открываются центры телемедицины и развертывается информационная сеть для создаваемых повсеместно офисов врачей общей практики.
Во всех районных и городских администрациях республики развернуты локальные сети, объединяющие информационные комплексы подразделений администраций и сервера, поддерживающие интегрированные муниципальные банки данных.
«Мозгом» нашей информационной системы является республиканский Центр обработки данных. В его составе - около 20 серверов и система хранения данных большой емкости. Центр обеспечивает доступ к информационным ресурсам и оказание информационных сервисов всем органам власти на территории Чувашии.
Важнейшей задачей мы считаем создание инфраструктуры общественного доступа к информационным ресусам, обеспечивающей взаимодействие органов власти с гражданским сообществом. Около 40% населения республики проживает в сельской местности, и мы обязаны предоставить им информационный сервис, сопоставимый по уровню с городским и тем самым преодолеть «цифровое неравенство». Центры общественного доступа до конца года будут созданы во всех районах и городах. Граждане могут воспользоваться разнообразными информационными услугами: от бесплатной электронной почты и доступа к республиканскому порталу до массового обучения информационным технологиям и оказания интерактивных сервисов.
С начала этого года в «присутственных местах» республики устанавливаются информационные терминалы («информационные киоски») с сенсорными экранами. В ближайшее время будет создана и бесплатная служба доступа по телефонным каналам к республиканским информационным ресурсам.
По мере решения вопросов развития инфраструктуры на первый план для нас выходят проблемы создания и развития объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР). Мы полностью поддерживаем позицию Минэкономразвития России о необходимости выбора типовых программных продуктов для их последующего внедрения в регионах. Это позволит обеспечить совместимость и единство технологических решений, а также минимизировать риски, связанные с выбором поставщиков.
Одной из важнейших задач регионального управления является создание эффективной системы государственных и муниципальных закупок. В республике сформирована целостная система государственного заказа как неотъемлемая часть бюджетного процесса.
В Чувашии более 90% расходов консолидированного бюджета республики осуществляются с использованием механизма конкурсного размещения заказов, что существенно выше среднероссийского значения (около 75%). Эффективность от внедрения конкурсной системы оценивается в пределах 10% от общего объема закупок, что в прошлом году составило около 200 млн. руб.
Внедренная полтора года назад базовая программная система позволила вести реестр закупок, что существенно облегчило централизованный контроль за процессом. В настоящее время осуществляется переход на систему госзакупок, разработанную корпорацией «Парус», которая обеспечивает информационную поддержку на качественно более высоком уровне. В системе возможно создание реестра поставщиков, каталога поставляемых товаров и услуг, проведение в режиме реального времени закупок продукции, контроль за закупками, оценка бюджетной эффективности. В 2004 году на базе разработок корпорации «Парус» организован полный цикл республиканских и муниципальных закупок.
Очень важной для нас является электронная система мониторинга жилищно-коммунального хозяйства. Она позволяет установить связь между конкретным объектом недвижимости, коммуникациями ЖКХ и объемом потребленных услуг и дает возможность глубокого и эффективного анализа по двум важнейшим направлениям.
Первое из них – энергомониторинг потребителей услуг ЖКХ. Обнаруживаются удивительные вещи – в соседних школах, построенных по одинаковому проекту, энергопотребление отличается в несколько раз.
Второе направление - анализ деятельности поставщиков услуг. Здесь сходная ситуация – превышение удельных затрат на производство услуг ЖКХ по сравнению со средневзвешенными значениями указывает на необходимость более тонкого анализа и принятия взвешенных управленческих решений.
Например, в результате энергомониторинга в бюджетных организациях выявлен потенциал экономии в размере более чем 13 миллионов тонн условного топлива. И это – огромные резерв, который очень пригодится в условиях реформы отрасли ЖКХ! В Чувашской Республике реализуется масштабная программа энергосбережения, важнейшим инструментом которой и служит система мониторинга ЖКХ.
Следующим направлением работ является создание систем персонифицированного учета и их интеграция - самое трудоемкое и сложное направление информатизации, поскольку, по разным оценкам, от 25 до 40 федеральных и региональных ведомств занимаются в той или иной степени учетом населения. В настоящее время совместно с фирмой «Инсофт» ведется работа по созданию объединенных государственных информационных ресурсов по учету населения на территории Чувашии. Все органы ЗАГС и паспортно-визовые службы МВД оснащены компьютерами и программным обеспечением, ведется выверка персональных данных. На основании этой информации в муниципальных администрациях со временем будут формироваться единые эталонные банки данных о населении, которые могут использоваться различными органами власти для актуализации своих систем.
Тем самым решаются жизненно важные вопросы функционирования и координации деятельности множества ведомств, а также их взаимодействия с гражданами. Задачи правоохранительные и антитеррористические, медицинское и социальное страхование, налоги и социальные пособия, ЖКХ – все эти функции государство сможет наиболее эффективно выполнять только при условии адресности. Так, в двух муниципальных образованиях республики (г.г. Шумерля и Новочебоксарск) успешно реализованы пилотные проекты по внедрению адресной социальной поддержки населения при оплате услуг ЖКХ с использованием системы персонифицированных счетов.
Интегрирующим звеном всей системы, позволяющим поднять на качественно новый уровень технологию принятия решений, является созданный республиканский ситуационный центр. Задачей центра является организация эффективного применения модельного аппарата для целей ситуационного анализа и вариантного имитационного моделирования, прогнозирования последствий управленческих решений.
Совместно с компанией «Прогноз» организована работа по доработке и внедрению системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического положения республики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Завершено формирование ретроспективной базы данных, включающей более 1500 показателей за последние 10 лет. Правительство республики получило возможность осуществлять регулярный мониторинг и анализ социально-экономического развития Чувашии в сопоставлении с динамикой развития регионов Приволжского федерального округа и Российской Федерации в целом.
В настоящее время на основании заключенных с Кабинетом Министров республики соглашений значительная часть, из более чем 200 крупных и социально значимых предприятий, оперативно предоставляет для наполнения системы ключевую информацию о своей деятельности (балансы и приложения к балансу, а также прогнозные формы).
Полностью сформирована база показателей по муниципальным образованиям, разработаны паспорта социально-экономического развития районов и городов. При этом в рамках системы «Прогноз» дополнительно внедрена подсистема комплексной оценки уровня социально-экономического развития и показателей экономического соревнования муниципальных образований.
Апробация подсистемы прогнозирования проведена в рамках расчета прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2004-2006 годы на первом этапе его разработки. Многовариантные прогнозные расчеты использовались также при определении конечных ожидаемых параметров принятой на днях Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы.
Важной составляющей проекта и одним из инструментов информационного взаимодействия органов власти с гражданским сообществом является республиканский Интернет-портал.
В рамках портала поддерживаются сайты более 70 органов власти, в том числе Госсовета, Главного федерального инспектора, федеральных органов власти на территории Чувашии, всех республиканских министерств и госкомитетов, всех районных и городских администраций. Новости, планы мероприятий, публикации прессы, структура и функции органов власти, принятые решения и проекты для обсуждения – вот далеко неполный перечень разделов портала.
Портал построен по динамической технологии: вся информация хранится в унифицированном формате и отображается на портале в интегрированном и пригодном к поиску виде. Каждый орган власти может самостоятельно осуществлять оперативное размещение информации через простой и интуитивный интерфейс, что позволяет осуществлять информирование граждан в режиме реального времени.
Буквально на днях (в конце января 2004 года) Президент Чувашии подписал собственные указы электронной цифровой подписью, создав прецедент как на республиканском, так и на российском уровне.
В заключение хотелось бы подчеркнуть: стратегической задачей руководства Чувашии является создание целостной системы управления, в основе которой должна лежать единая инфраструктура, единая методология, единые регламенты. Центральное место в работах по информатизации должна занять интеграция государственных информационных ресурсов, что предусмотрено нашим соглашением с Минэкономразвития России. И у нас уже налажено активное сотрудничество в этом направлении с разработчиками всех внедряемых у нас прикладных программных систем.
В словосочетании «электронное правительство» главным для нас является слово «правительство». Мы должны с помощью информационных технологий добиться повышения эффективности органов власти всех уровней, снизить затраты на функционирование, реформировать структуру и формализовать систему взаимодействия. Крайне важной задачей мы считаем разработку административных регламентов и их реализацию в электронном виде.
Чувашия является одним из пилотных регионов ещё и по административной реформе, и на созданной в рамках «Электронной России» информационно-технологической базе мы можем достичь синергетического эффекта: изменения в реальном государственном аппарате будут быстро и адекватно отражены и поддержаны в виртуальном мире информационных систем «электронного правительства». Правда, это потребует слома непреодолимой сегодня преграды в виде устаревших норм и зачастую эгоистичных ведомственных интересов, которые препятствуют информационному обмену и эффективному решению общегосударственных задач. Опыт Чувашии показывает, что инвестиции в информатизацию окупаются многократно.
«Электронная Россия» - программа, затрагивающая фундаментальные основы системы государственного управления и предоставляющая эффективные инструменты ее реформирования в различных направлениях: административная реформа, реформа ЖКХ, пенсионная реформа.
Вся система взаимодействия выходит на принципиально новый уровень. Открытость, подконтрольность, эффективность – вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.