Новые технологии
социального обслуживания населения Чувашской Республики
и социально-экономический эффект их внедрения |
В Чувашской Республике, как и в целом по России, в последние годы наблюдался рост в составе населения доли граждан старшего поколения - каждый четвертый житель достиг пенсионного возраста. Складывающаяся демографическая ситуация и социально-экономические условия объективно вызывали и вызывают необходимость поиска новых форм и технологий социального обслуживания.
Как во всех субъектах Российской Федерации, в республике наряду со стационарными учреждениями в структуре Центров социального обслуживания муниципальных образований функционирует широкая сеть отделений:
а) стационарного проживания,
б) дневного пребывания,
в) социального и медицинского обслуживания на дому,
г) срочного социального обслуживания и . . .
73 сельских дома для ветеранов (отделения временного проживания с функциями домов-интернатов малой вместимости) на 1076 мест.
Первый такой дом на 30 мест был открыт 10 ноября 1989 года в д.Кшауши Чебоксарского района в здании, состоящем на балансе учебного хозяйства «Приволжское».
При решении вопросов об открытии домов для ветеранов учитывалась необходимость их максимального приближения к населенным пунктам, обеспечения проживающих медицинским и иными видами обслуживания. Сельские дома для ветеранов открывались в освободившихся общежитиях, административных зданиях колхозов и совхозов, а в 90-х годах – в детских дошкольных учреждениях и учреждениях здравоохранения.
В 1993 году постановлением Совета Министров республики было утверждено Примерное положение о доме для ветеранов и штатные нормативы работников. При организации муниципальных Центров социального обслуживания эти дома были включены в их структуру.
В соответствии с этими актами отделения временного проживания предназначены для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на определенный период благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости - медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.
Основной контингент проживающих в отделениях временного проживания - одинокие престарелые граждане и инвалиды, получающие доходы ниже величины прожиточного минимума, частично утратившие способность к самообслуживанию и не имеющие близких родственников, либо потерявшие с ними социальные связи.
Динамика развития домов для ветеранов представлена графически.
Как видно из графика, наиболее активная работа по открытию таких домов происходила в период с 1995 по 2000 годы.
В отделениях временного проживания для обслуживаемых созданы условия, приближенные к домашним, и организован за ними уход. Проживающие обеспечиваются отдельным койко - местом, мебелью, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены.
В настоящее время из функционирующих домов для ветеранов 40 имеют до 15 мест, остальные – от 15 до 40 мест для проживания. Среднее количество проживающих – 14-15 человек.
Финансирование деятельности домов для ветеранов осуществляется за счет бюджетов соответствующих муниципальных образований и средств, поступающих от проживающих. Плата проживающих за коммунальные услуги и хозяйственные нужды колеблется от 50 до 350 рублей, за питание – от 200 до 500 рублей в месяц.
Каков сегодня социальный портрет проживающего в таких домах ?
Среди проживающих основная доля – 2/3 - женщины.
Средний возраст – 73 года (у мужчин – 67 лет, женщин – 76 лет), т.е. в среднем женщины старше мужчин на 9 лет.
Как правило, это одинокие граждане, хотя каждый четвертый мужчина и каждая шестая женщина формально состоят в браке.
84 % проживающих имеют образование меньше 10 классов (основной контингент – это работавшие в колхозах и совхозах).
Основными причинами проживания в домах для ветеранов пожилые люди называют состояние здоровья, отсутствие ухода и одиночество.
Несмотря на то, что дома для ветеранов считаются отделениями временного проживания, как правило, пожилые граждане и инвалиды приходят навсегда и остаются под присмотром социальных работников до своего ухода из жизни.
Свыше 80 % домов для ветеранов имеют приусадебные участки и подсобное хозяйство, которые позволяют удешевить питание проживающих, а также создать благоприятные бытовые условия и заниматься трудотерапией. Так, в Чебоксарском районе 8 домов для ветеранов имеют более 3,5 гектаров земли, в Ибресинском районе - около 4 гектаров земли. В 22 домах для ветеранов содержат домашний скот и птицу. В доме для ветеранов д.Шоркино - корову, бычка, овец, свиней и кур. В д. Хормалы - 2-х коров, бычка, теленка, свиней. В двух домах Чебоксарского района занимаются пчеловодством.
Нами проведен анкетный (по сути – сплошной) опрос проживающих. Опрошено 782 человека. 78 % опрошенных считают необходимым иметь подсобное хозяйство.
Участие в работе подсобного хозяйства принимают более половины от общего числа проживающих. Мужчин - несколько больше, чем женщин (понятно, первые на 10 лет моложе и к тому же – мужчины).
Размещение в отделениях пожилых и инвалидов, оставшихся без помощи родственников, решает проблему их проживания в родных местах без нарушения сложившегося привычного уклада жизни сельского жителя и не нарушает связей с односельчанами.
Социальный эффект данных учреждений заключается и в том, что граждане ведут активный образ жизни и продлевают свое активное долголетие.
Абсолютно справедливо отмечается в розданной справке, что «социальные услуги – особый вид продукции, оцениваются они субъективно, в зависимости от того, насколько удовлетворяются потребности и запросы потребителей услуг». А 99,2 % проживающих, по данным анкетного опроса, удовлетворены условиями проживания. Безусловно, этот результат говорит, прежде всего, о качестве социального обслуживания, но и в известной мере – о непритязательности сельского населения.
В перспективе мы полагаем, что сельские дома для ветеранов могут стать центрами духовного общения пенсионеров, организации социокультурного досуга для сельских жителей. Здесь частые гости - соседи, односельчане и, конечно же, школьники, дети. Развивается шефство школ над домами. Таким образом, учреждения несут и воспитательную нагрузку.
Что интересно: на вопрос о необходимости сделать дом для ветеранов центром общения граждан, проживающих в этом же населенном пункте, мнения разделились почти поровну между теми, кто считает это необходимым, теми, кто затруднились ответить и кто считает это излишним.
Причем, в ответах опрашиваемых нет различий в зависимости от их социально-демографических характеристик. На наш взгляд, здесь переплелись интересы личности, семьи (коллектив дома – одна большая семья) и общества, т.е. индивидуальное, особенное и всеобщее начала. В то же время, треть опрошенных считает, что нужно активизировать работу по проведению бесед и лекций, каждый четвертый ждет посещения агитбригад и столько же – школьников. Т.е. по сути, сельские дома для ветеранов уже имеют право претендовать на один из специфических видов социального института, который показывает свою эффективность, если он, конечно, структурирован (сформирован) с учетом социально-демографических и психологических особенностей проживающих.
В части семьи. Нередки здесь случаи и образования самой малой ячейки общества.
Крючкова Ксения Филипповна – инвалид с детства, проживает с 1999 года в Хыркасинском доме для ветеранов.
Семенов Леонид Семенович – одинокий престарелый. До устройства в дом для ветеранов проживал в деревне у родственников, которые его обижали, пенсию отбирали сразу после получения. Когда поступил в Хыркасинский дом, первый раз получил пенсию на руки и заплакал.
Крючкова К.Ф. и Семенов Л.С. познакомились и создали семью, уже два года проживают вместе. Им выделена отдельная комната.
Уважаемые участники заседания !
Попытаемся посмотреть на деятельность сельских домов для ветеранов с точки зрения экономической эффективности.
В целях определения эффективности функционирования отделений временного проживания проведен анализ всех расходов на содержание 1 проживающего – это:
а) средства районных бюджетов,
б) сумм средств, вносимых проживающими и
в) доходы от деятельности подсобного хозяйства.
Анализ показывает, что расходы муниципальных бюджетов на содержание одного человека в отделениях временного проживания в два раза меньше, чем расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на одного обеспечиваемого в интернатных учреждениях. Так, если расходы на 1 обеспечиваемого в доме-интернате в 2002 году составили по всем источникам финансирования 26,9 тыс.руб. в год, в том числе из республиканского бюджета – 17,6 тыс.руб., то на 1 человека в отделениях временного проживания в среднем соответственно – 12,6 и 7,5 тыс.руб. (муниципальный бюджет).
Табл. 1
РАСХОДЫ
на содержание одного проживающего в домах для ветеранов и доме-интернате для престарелых и инвалидов в 2002 году
учреждения
социального обслуживания |
общие расходы
(тыс.руб.) |
в т.ч. из бюджетов
(тыс.руб.) |
Дома для ветеранов
(73 дома) |
12,6 |
7,5
(муниципальный) |
Кугесьский дом-интернат для престарелых и инвалидов |
26,9 |
17,6
(республиканский) |
Если же сравнить расходы на содержание 1 человека в отделениях временного проживания в районах, где развито подсобное хозяйство (I-я группа домов) с теми, где оно недостаточно развито (II-я группа), получается следующая картина.
Табл.2
РАСХОДЫ
на содержание одного проживающего в домах для ветеранов
в 2002 году
(тыс.руб.)
группы домов
для ветеранов |
количество
проживающих |
общие
расходы
|
в т.ч. |
из муниципального бюджета |
доходы от подсобного хозяйства |
I группа
(с развитым подсобным
хозяйством) |
113 |
13,4 |
5,2 |
2,3 |
II группа
(с недостаточно развитым подсобным хозяйством) |
117 |
14,3 |
10,2 |
0,3 |
Дом для ветеранов д.Хыркасы
Чебоксарского района |
14 |
15,4 |
4,6 |
5,3 |
При затратах на 1 человека по всем источникам финансирования 13,4 тыс.руб. по 1-й группе домов для ветеранов и 14,3 тыс.руб. по 2-й группе, затраты районных бюджетов по 1-й группе (с развитым подсобным хозяйством) равны 5,2 тыс.руб., а по второй (с недостаточно налаженным подсобным хозяйством) – 10,2 тыс.руб., то есть в два раза меньше. В доме для ветеранов д.Хыркасы Чебоксарского района, имеющем самое развитое подсобное хозяйство, которое, кстати, вчера посетила одна из групп участников заседания, затраты из бюджета (4,6 тыс.руб.) меньше, чем доходы (5,3 тыс.руб.) от подсобного хозяйства на 1 человека. В результате этого проживающие в указанном доме для ветеранов вносят лишь по 200 руб. в месяц за питание, в то время как в других домах, где неразвит этот вид деятельности, проживающие платят в два раза больше.
Добрых примеров немало. Например, в доме для ветеранов д. Хормалы Ибресинского района получили прибыль от продажи 12 поросят в сумме 5,0 тыс.рублей, в д.Санарпоси Вурнарского района также получена прибыль от продажи крупного рогатого скота (2 коровы и один теленок) в сумме 17,0 тыс.рублей.
В д.Хыркасы Чебоксарского района на питание израсходовали 40 кг меда, а излишние 20 кг обменяли на строительные материалы и отремонтировали стиральную машину.
Дом для ветеранов в д.Чадукасы Красноармейского района (вчера была одна из групп) арендует 8 га сада, собирает несколько тонн яблок, которые используются в качестве продуктов питания (свежие, сушеные и переработанные).
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о социально-экономической эффективности деятельности отделений временного проживания – домов для ветеранов. В то же время мы понимаем, что есть еще проблемы с созданием всего комплекса бытовых услуг в этих помещениях (зданиях), благоустройством территории в рамках совершенствования общественной инфраструктуры – в целом в создании доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности. Кстати, по совершенствованию общественной инфраструктуры действует Указ Президента республики Н.В.Федорова.
Абсолютно верно, что (цитата из справки) «введение унификации деятельности домов-интернатов малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов… ... затруднительно и неплодотворно». Потому что каждый субъект федерации имеет свои региональные особенности. Однако у нас достаточно много общего, которое позволяет нам перенять друг у друга нечто полезное и значимое.
__________ . _________
Хорошей базой и условием для реализации новых социальных технологий является тесное межведомственное взаимодействие.
Думаю, многим известно, что в Чувашской Республике широкое развитие получила служба семейной медицины.
Свыше 100 отделений (офисов) общих врачебных (семейных) практик
действуют сегодня в республике. Об этом говорил Президент Н.В.Федоров.
Семейный врач является доктором, который видит не отдельную болезнь, а пациента в целом, знает общее состояние его здоровья. Сегодня созданный институт врача общей практики оказывает первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, он стал по сути семейным врачом. Особенно это важно для сельских жителей, для которых с введением новой системы качественная врачебная помощь становится максимально приближенной к месту жительства и работы, экономит их время и деньги.
Накопленный опыт работы действующих отделений общих врачебных практик доказал важность и необходимость семейной медицины: обращаемость к врачам различных специальностей снизилась на 10-20 процентов, количество вызовов скорой медицинской помощи уменьшилось, снизился процент госпитализации населения.
2672 – число больных, которые могли бы получить помощь в круглосуточном стационаре, а пролечились у врача общей практики. А в целом, только экономия финансовых средств в 2002 году составила 14,1 млн.рублей.
На базе отделений общих врачебных практик начинают работать межведомственные профилактические советы, главный смысл деятельности которых - "насаждение" (в лучшем смысле этого слова) здорового образа жизни - семейная медицина обогатится новыми современными технологиями. И она уже обогащается.
Одним из новых направлений улучшения социального обслуживания для нас является приближение к нему медицинского обслуживания, или наоборот. Это непринципиально важно.
В целях организации работы в данном направлении, Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым подписан Указ № 14 от 25 февраля 2003 года «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике». Одним из пунктов данного Указа администрациям районов и городов рекомендовано совместно с Министерством социальной политики и Министерством здравоохранения Чувашской Республики открыть на базе центров общих врачебных практик отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальных центров социального обслуживания.
Во исполнение Указа принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 95 от 14 апреля 2003 года «О стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 годы», которым предусмотрено в 2003 году открытие таких домов в д.Кзыл-Чишма Батыревского района и с. Октябрьское Мариинско-Посадского района.
Вчера все три группы гостей-участников заседания побывали в одном – первом для нас таком доме в д.Кзыл-Чишма.
Это первый реализующийся проект в республике, может быть (скорее всего) – и в Российской Федерации. Завершаются подготовительные работы, идет заселение престарелых и инвалидов. По сути, идет формирование (становление) еще одного социального института – комплексного центра медико-социального обслуживания сельского населения.
Дополнительно к Стратегическому плану предусматривается открытие таких домов на базе отделений общих врачебных практик в д.Тяптяево Ядринского района и с.Шерауты Комсомольского района.
В качестве методических рекомендаций совместным приказом Минсоцполитики и Минздрава Чувашии от 11 июня 2003 г. № 151/440 «О создании отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальных центров социального обслуживания на базе отделений и центров (офисов) общих врачебных (семейных) практик» утверждены:
- Примерное положение об отделениях временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальных центров социального обслуживания на базе отделений и центров (офисов) общих врачебных (семейных) практик;
- Типовой договор о передаче имущества в безвозмездное пользование;
- Примерное штатное расписание отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципальных центров социального обслуживания на базе отделений и центров (офисов) общих врачебных (семейных) практик.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2003 г. № 145 муниципальным учреждениям социального обслуживания в 2003 году дополнительно, наряду со средствами местных бюджетов, выделяются средства Пенсионного фонда России в объеме 10,6 млн.руб., из которых 4,6 млн.руб. будут направлены на открытие вышеназванных четырех отделений временного проживания.
При этом престарелые и инвалиды переходят жить в гораздо более благоустроенные здания с более качественным медицинским и социальным обслуживанием.
Прошу показать дом в с.Октябрьское. Что было. Вот что будет буквально через месяц.
Проживающие в доме с. Новые Мураты вскоре переедут в соседнее село Шерауты.
_________ . _________
В качестве примера межведомственного взаимодействия хотелось бы упомянуть и о мероприятиях по льготному лекарственному обеспечению, бесплатному зубо и слухопротезированию инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В республике с 2000 года введен Порядок обеспечения ветеранов, инвалидов льготными лекарственными препаратами, бесплатным зубопротезированием, разработанный совместно Министерством здравоохранения, Министерством социальной политики и Министерством финансов и утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики 25 декабря 2002г. № 377. Согласно вышеуказанному Порядку льготы предоставляются аптечными предприятиями различных форм собственности, оплата осуществляется через районные и городские финансовые отделы по представленным реестрам и счетам.
В целях гарантированного льготного лекарственного обеспечения, рационального использования и контроля за целевым использованием бюджетных средств во всех аптечных предприятиях республики введен персонифицированный учет льготной категории граждан. Это позволяет владеть информацией об общем количестве льготников, их возрастном составе, о количестве и сумме предоставленных медикаментов на бесплатной основе по каждому человеку.
Выписка льготных медикаментов для обеспечения базисной терапии при амбулаторном лечении осуществляется лечащим врачом согласно утвержденного республиканского Перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств. Ассортимент данного Перечня включает 398 международных непатентованных и свыше 2 тысяч торговых наименований.
Инновационный характер персонифицированного учета позволяет обеспечить доступность и высокое качество базовой медицинской, в данном случае - лекарственной, помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
________ . __________
Важной медико-социальной проблемой для Чувашской Республики, как и для Российской Федерации в целом, является состояние здоровья детей, в том числе учащихся и воспитанников образовательных учреждений. По итогам Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году в Чувашской Республике к числу абсолютно здоровых детей можно было отнести всего около 20% школьников. Данное обстоятельство требует не только совершенствования медицинского обслуживания учащихся, но и внедрения в образовательные учреждения новых здоровьесберегающих технологий. К числу первых в Российской Федерации образовательных учреждений, где широко используются современные здоровьесберегающие технологии, относится общеобразовательная школа № 59 г. Чебоксары. На базе школы уже более года успешно функционирует реабилитационный центр "Здравушка".
В центре осуществляется комплекс коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий (физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, рефлексотерапия, психотерапия, фитотерапия, офтальмотерапия).
Школьный реабилитационный центр структурно состоит из 2-х частей: медицинской реабилитации (с восстановительно-оздоровительным и профилактическим отделениями) и психолого–педагогический (с социальным отделением, центром физического развития и художественно-эстетическим центром).
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволило добиться улучшения состояния здоровья детей в 73,1% случаев. Показатель общей заболеваемости школьников снизился на 15,5%, показатель обострения хронических заболеваний, повлекших госпитализацию - на 18,0%, а количество детей, занимающихся в основной группе по физической культуре, увеличилось на 30,0%.
Положительный опыт работы реабилитационного отделения в составе образовательного учреждения высоко оценен Министерством здравоохранения Российской Федерации и Всероссийским совещанием руководителей службы охраны здоровья матери и ребенка, проходившем в г. Чебоксары в сентябре прошлого года и рекомендован к активному внедрению в Российской Федерации.
__________ . __________
Приоритетной задачей в области социальной защиты населения является усиление адресной поддержки малоимущих граждан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 г. № 180 «О создании системы регистрации малоимущих семей и мониторинга их доходов» в республике создана система регистрации малоимущих семей и одиноко проживающих граждан для оказания им социальной помощи.
Выявление семей, нуждающихся в социальной помощи, осуществляется по заявительному принципу. Для определения нуждаемости в социальной помощи районные и городские органы социальной защиты населения оформляют «социальный паспорт» семьи. Право на получение такого паспорта имеют семьи и одиноко проживающие граждане, чей доход ниже величины прожиточного минимума.
Компьютерная программа модифицирована как для республиканского, так и муниципального уровней.
Для дальнейшего развития адресного подхода к социальным выплатам Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 21 июня 2001 г. № 136 «О переходе на выплату субсидий населению для приобретения твердых видов топлива и сжиженного газа», в соответствии с которым выплата субсидий производится исходя из критерия нуждаемости, т.е. введен адресный принцип, и одновременно произведен переход от системы дотирования топливо-газоснабжающих предприятий на выплату денежных пособий.
С принятием данного постановления в республике, одной из первых в Российской Федерации, стала в полной мере исполняться ст.19 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в части предоставления субсидий населению гражданам, проживающим в частных индивидуальных домовладениях. Отказ от дотирования топливообеспечивающих и газоснабжающих предприятий и переход к адресному субсидированию населения позволил сократить расходы бюджетных средств. Так, если за 6 месяцев 2001 года предприятиям, отпускающим населению твердые виды топлива и сжиженный газ, дотировано из республиканского бюджета 33,5 млн. руб., то на предоставление субсидий населению для приобретения твердых видов топлива и сжиженного газа за весь 2002 год затрачено 32,0 млн. рублей.
В рамках Программы реформирования и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» Чувашская Республика в числе восьми других субъектов Российской Федерации вошла в эксперимент: в городах Новочебоксарск и Шумерля апробируется новый порядок выделения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов.
Методическое сопровождение эксперимента осуществляет Фонд «Институт экономики города» г.Москвы.
В настоящее время завершается этап полного перевода получателей субсидий на новую форму её предоставления. Этот этап был достаточно коротким – в течение 6 месяцев текущего года 12 тысяч заявителей в г.г. Новочебоксарск и Шумерля прошли через службу субсидий отделов социальной защиты.
Новая форма предоставления субсидий открывает населению возможность контролировать качество и объёмы жилищно-коммунальных услуг, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан.
А гражданин сам со своего счета, открытого в банке, рассчитывается за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Соответственно, жилищные субсидии поступают регулярно на его расчетный счет.
Работа с персонифицированными счетами способствует также прозрачности расходования бюджетных средств. Здесь исключается возможность их нецелевого использования, работа с населением обязывает органы власти доводить денежные средства конкретно до того, кому они предназначены. Тем самым усиливается социальная направленность бюджетной политики.
На наш взгляд, любой случай (прецедент) реализации адресности – это еще одна предпосылка унификации всех видов социальной помощи – субсидий, компенсаций и пособий, в целом - всех льгот.
________ . _________
Как видим, комплекс мер, принимаемых Президентом и Правительством республики дает свои ощутимые результаты. Мы давно не знаем, как сказал Президент республики Н.В.Федоров, что такое долги по заработной плате, детским пособиям. Региону присущи достаточно стабильная обстановка, отсутствие социальной напряженности.
Но самый главный итог, один из самых главных критериев всей этой деятельности – это здоровье и жизнь человека.
Общий показатель смертности населения республики (14,8 на 1 тыс. населения) заметно ниже аналогичных показателей в России (16,3) и Приволжском федеральном округе (16,1).
Показатели младенческой, перинатальной и материнской смертности – наиболее благополучные не только в Приволжском федеральном округе, но и Российской Федерации в целом.
2003 год в Чувашии Указом Президента Н.В.Федорова объявлен Годом семьи. Показатели рождаемости в республике сегодня сопоставимы с данными Приволжского федерального округа и в целом Российской Федерации.
Но отрадно, что детей в 2002 году у нас родилось больше, чем в 2001 году. А в этом году рождается больше, чем в прошлом.
И, наконец, общепризнанный индикатор социально-экономического благополучия любого общества – это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
В 2002 году данный показатель по сравнению с 2001 годом по данным Госкомстата России вырос с 66,4 до 67,1 лет, что на 2,26 лет больше, чем в Российской Федерации и на 1,3 года выше аналогичного показателя в Приволжском Федеральном округе.