Социальное развитие ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология социального обслуживания граждан пожилого возраста

 

     Обеспечение высокого качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, может быть более успешно достигнуто в небольших по численности проживающих учреждениях, расположенных на территориях, где эти граждане проживали ранее.

Предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в домах малой вместимости имеет достаточно длительную историю. Официально оно берет начало в 70-х годах двадцатого века.

Стимулом к развитию сети указанных учреждений стало одобрение 21 декабря 1971 года постановлением Российского республиканского совета социального обеспечения колхозников Примерного положения о межколхозном доме-интернате для престарелых и инвалидов.

В соответствии с Примерным положением в межколхозном доме-интернате для престарелых и инвалидов обеспечивались необходимые условия для спокойной жизни и всестороннее материально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных членов колхозов.

В дальнейшем эти учреждения получили наименование домов ветеранов сельскохозяйственных производственных комплексов, назывались сельскими домами ветеранов и домами ветеранов, сохраняя свой главный признак – малую вместимость.

В 80-е годы в основном сформирована нормативная база деятельности домов малой вместимости (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 января 1987 г. № 95 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”, Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 г. № 113 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 мая 1988 г. № 621 “О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда”, Совета Министров РСФСР от 21 июня 1988 г. № 240 “О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда”).

Предусматривалось развитие новых, удобных для граждан престарелого возраста и инвалидов форм обслуживания, создание надлежащих условий для отдыха и досуга, развитие сети межколхозных и колхозных домов-интернатов.

В середине 90-х годов началась замена устаревшей нормативной базы, прежде всего, благодаря вступлению в действие федеральных законов “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” и “Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.

Однако в названных федеральных законах ничего не говорится о домах-интернатах малой вместимости. Можно констатировать, что в период принятия указанных выше федеральных законов была упущена возможность закрепления юридического статуса учреждений нового типа.

Цель Минтруда России – на основе комплексного анализа действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дать оценку состояния, определить эффективность домов-интернатов малой вместимости, выявить недостатки и пробелы в законодательстве, подготовить рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию правового механизма.

Немалая часть учреждений малой вместимости в 90-е годы образовалась на базе освободившихся общежитий, административных зданий, участковых больниц, детских дошкольных учреждений.

К категории учреждений малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов (с численностью проживающих граждан от 5 до 50 человек) можно отнести:

дома-интернаты малой вместимости, дома ветеранов, пансионаты, дома милосердия;

отделения стационарного проживания, милосердия, сестринского ухода, геронтологические отделения, созданные при учреждениях социального обслуживания или органах социальной защиты населения;

специальные жилые дома социального назначения для одиноких пожилых людей, одиноких (не имеющих детей) пожилых супружеских пар.

Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России проведен анализ деятельности учреждений малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действует 494 дома-интерната малой вместимости, входящих в государственный и муниципальный секторы социального обслуживания, где проживает более 14,4 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов (табл. 1).

В их числе: 224 домов-интернатов, 76 домов-интернатов малой вместимости, 63 дома ветеранов, 56 домов милосердия, 34 пансионата, 25 отделений стационарного проживания; 11 специальных жилых домов; 5 геронтологических отделений.

 

Наибольшая численность государственных и муниципальных домов малой вместимости отмечается в Белгородской, Брянской, Орловской, Тверской областях (Центральный федеральный округ), Архангельской и Новгородской областях (Северо-Западный федеральный округ), Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях (Южный федеральный округ), республиках Марий Эл, Мордовия и Татарстан, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областях (Приволжский федеральный округ), Ханты-Мансийском автономном округе (Уральский федеральный округ), Республике Бурятия, Алтайском крае (Сибирский федеральный округ), Приморском и Хабаровском краях (Дальневосточный федеральный округ).

При этом 273 учреждения (более 55 процентов) рассчитаны на проживание до 26 граждан пожилого возраста и инвалидов (в основном расположены в Республике Бурятия, Алтайском крае, Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Оренбургской, Томской и Челябинской областях), а 45 процентов (221 учреждение) – на проживание от 26 до 50 человек (находятся в республиках Марий Эл и Татарстан, Кемеровской, Нижегородской, Самарской и других областях).

К государственному сектору социального обслуживания (находятся в собственности субъектов Российской Федерации) относится четверть домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

Как правило, учреждения малой вместимости, имеющиеся в регионе, относятся к различным секторам социального обслуживания.

В Республиках Алтай, Дагестан, Мордовия, Саха (Якутия) и Татарстан, Красноярском и Ставропольском краях, Воронежской, Псковской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях все действующие дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов относятся к государственному сектору социального обслуживания.

Наибольшее количество домов-интернатов малой вместимости (77 процентов) находится в ведении органов местного самоуправления и относится к муниципальному сектору социального обслуживания.

 

Например, в Орловской области действует 36 стационарных учреждений малой вместимости общего профиля, рассчитанных на проживание 772 граждан пожилого возраста и инвалидов. Все учреждения являются муниципальными, 6 учреждений имеют статус юридического лица, 30 учреждений являются структурными подразделениями центров социального обслуживания населения.

В Белгородской области открыто более 30 муниципальных сельских домов-ветеранов. В текущем году планируется открытие еще двух муниципальных стационарных учреждений для пожилых людей и инвалидов в Губкинском районе на 40 мест и в Грайворонском районе на 25 мест.

В среднем в разрезе отдельных регионов соотношение домов малой вместимости и общего количества стационарных учреждений социального обслуживания составляет 20-76 процентов.

Таким образом, данные учреждения функционируют во всех субъектах Российской Федерации, но практика их работы требует более тщательного изучения, четкого определения статуса, приоритетов (направлений) деятельности, а также оценки социальной и экономической эффективности.

Общим для перечисленных разновидностей учреждений социального обслуживания является:

во-первых, функционирование в географически близкой и привычной для пожилых людей среде жизнедеятельности (город, район, местность);

во-вторых, налаженное социально-медицинское и сервисное обслуживание;

в-третьих, персонифицированное предоставление необходимых (жизненно важных) социальных услуг и проведение индивидуальной социальной работы по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов.

Небольшая численность проживающих в учреждении позволяет на основе учета их потребностей организовать необходимый индивидуальный уход, облегчить процесс адаптации, создать условия, когда проживающий не чувствует себя затерянным среди незнакомых  людей, с которыми которых ему предстоит взаимодействовать, сформировать ощущение коллективности. В небольших учреждениях создается благоприятный социально-психологический климат и уют, приближенные к домашним.

Условия небольшого стационарного (интернатного) учреждения социального обслуживания, где постоянно проживает не более 50 граждан пожилого возраста и инвалидов, как правило, по 1-2 человека в комнате, служат дополнительной гарантией позитивных результатов мер социальной адаптации, развитию возможностей самообслуживания, поддержанию активного образа жизни, осуществлению посильной трудовой деятельности, приобретению новых (полезных в пожилом возрасте) трудовых и бытовых навыков, содействию в восстановлении социальных связей.

По сравнению с крупными стационарными учреждениями, где адаптационный период зачастую протекает сложно, что может приводить к повышенной преждевременной смертности проживающих, в домах малой вместимости этот процесс проходит более легко и безболезненно.

Социальные преимущества домов-интернатов малой вместимости, получившие подтверждение во многих регионах страны, выдвигают организацию домов-интернатов малой вместимости в число наиболее перспективных направлений в сфере стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология позволяют облегчить доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам, персонифицировать традиционное стационарное обслуживание, реально обеспечить более благоприятные условия для продления жизни граждан с особыми потребностями, вызванными наступлением пожилого возраста, негативными изменениями состояния здоровья, значимыми социальными причинами (неустойчивое материальное положение, одиночество, неблагоустроенное жилье или его утрата по различным причинам, другое).

С учетом этого Департаментом по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России разработаны:

Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов”;

Штатная численность государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов”.

При подготовке названных нормативных документов (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 года № 25) приняты во внимание предложения, поступившие от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и непосредственно от руководителей действующих стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости.

Впервые детализирован статус дома-интерната малой вместимости, определяемого как учреждение стационарного типа, создаваемое в целях предоставления различной социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, обеспечения адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организации отдыха и досуга.

В дом-интернат малой вместимости целесообразно принимать граждан пенсионного возраста и инвалидов I и II групп старше 18 лет на постоянное, временное (сроком до 6 месяцев) и интервальное (пять дней в неделю) проживание, нуждающихся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к обслуживанию в стационарных учреждениях социального обслуживания.

При общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов менее 26 человек рекомендуется создавать отделения (структурные подразделения) с функциями дома-интерната малой вместимости в составе учреждений социального обслуживания иных видов или органов социальной защиты населения.

Дома-интернаты малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов могут быть стационарными учреждениями общего и психоневрологического профиля.

На основе детального изучения и анализа практики деятельности домов-интернатов малой вместимости рекомендуется наличие следующих структурных подразделений:

организационно-методическое отделение;

социально-медицинское отделение (служба);

отделение милосердия;

отделение реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

другие отделения (службы), отвечающие целям и задачам дома-интерната малой вместимости.

Экономически затруднительно включение в штатную численность дома-интерната малой вместимости всех специалистов и сотрудников, необходимых для предоставления им различных социальных услуг стационарного обслуживания.

Целесообразность введения в штатную численность государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов” должностей психолога, специалиста по социальной работе, медсестры по массажу, инструктора по труду продиктована возрастными особенностями, наличием хронических заболеваний и особенностями психологического состояния пожилых людей и инвалидов.

Финансируются учреждения малой вместимости как правило за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации либо местных бюджетов и средств, поступающих от проживающих в качестве платы за проживание и питание. В бюджетах муниципальных образований предусматриваются в основном расходы на оплату труда работников, а также оплату коммунальных услуг и прочие нужды.

Значительную долю финансовых средств составляют внебюджетные источники. Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации совместно с администрациями стационарных учреждений социального обслуживания успешно проведена работа по организации исполнения указов Президента Российской Федерации от 29 января 2000 года № 115 “О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения”, от 25 декабря 2000 года № 2063 “О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения”. Пенсионный фонд Российской Федерации продолжает начатую работу по укреплению материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания.

В рамках федеральной целевой программы “Старшее поколение” в 2003 году оснащение домов-интернатов малой вместимости техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, технологическим оборудованием, оборудованием для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских, оборудованием для культурно-досуговой работы и автотранспортом производится в первоочередном порядке.

Задача совершенствования деятельности подобных социальных служб с неизбежностью поднимает вопрос о критериях экономической эффективности их деятельности. С точки зрения минимизации управленческих и эксплуатационных затрат на единицу производимой продукции крупная организация является более эффективной по критерию “затраты – результаты”. Однако социальные услуги – особый вид продукции, оцениваются они субъективно, в зависимости от того, насколько удовлетворяются потребности и запросы потребителей услуг.

Затраты по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости (до 50 человек) незначительно отличаются от затрат по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в более крупных стационарных учреждениях.

В большинстве своем расходы по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах малой вместимости незначительно (на 1-10 процентов) превышают расходы по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в крупных стационарных учреждениях.

В Самарской области расходы на одного проживающего в домах малой вместимости составляют 186,6 рублей в день, а по прочим стационарным учреждениям – 177,7 рублей в день.

В Нижегородской области расходы по проживанию в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляют:

с численностью обслуживаемых от 210 человек – 64,7 рублей в день;

с численностью от 80 до 210 человек – 66 рублей в день;

с численностью от 50 до 80 человек – 66,5 рублей в день;

с численностью от 25 до 50 человек – 64 рубля в день.

Наряду с этим в учреждениях социального обслуживания Орловской области стоимость содержания одного проживающего в среднем в доме ветеранов малой вместимости составляет 68,56 рубля в день, а в прочих стационарных учреждениях социального обслуживания данный показатель составляет 94,95 рубля в день.

Стоимость содержания одного проживающего в домах малой вместимости Кабардино-Балкарской Республики составляет 123 рубля в день, а в многоместных стационарных учреждениях социального обслуживания – 138,7 рублей в день.

Анализ деятельности домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста, особенно действующих в сельской местности, показывает следующее:

внедрение данной формы обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, позволяет создать им благоприятные условия жизнедеятельности в осенне-зимний период, позволяет получать своевременную квалифицированную медицинскую помощь, пользоваться необходимыми социальными услугами;

временное и постоянное проживание одиноких престарелых граждан и инвалидов, не сохранивших способность к самообслуживанию, решают проблему их проживания в родных местах без нарушения сложившихся привычек, социальных связей с односельчанами, без сложного периода адаптации к проживанию в интернатном учреждении;

развитие сети учреждений малой вместимости повышает эффективность использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

внедрение данной формы социального обслуживания способствует созданию социокультурных центров нового типа для пожилых граждан.

В целом дом интернат малой вместимости как технология социального обслуживания позволяет обеспечить более высокое качество жизни пожилых людей и инвалидов, особо нуждающихся в поддержке со стороны государства и общества.

Проблемы:

уменьшение численности проживающих, находящихся на обслуживании, создает благоприятные социальные условия для проживания, общения, однако необходимость оказания пожилым людям полного комплекса специализированных услуг побуждает привлекать в штат учреждений малой вместимости специалистов различного профиля, что снижает экономическую  эффективность внедрения этой формы социального обслуживания. Средством для устранения такого противоречия может явиться включение домов-интернатов малой вместимости в комплекс социальных учреждений данной местности, например, территориального центра социального обслуживания, однако отсутствие права юридического лица может привести к определенным проблемам, если учреждение расположено в отдаленной сельской местности;

современная государственная форма отчетности учреждения социального обслуживания не позволяет полностью выявить количественные характеристики домов-интернатов малой вместимости, приближенных к месту постоянного проживания пожилых людей;

значительная часть стационарных учреждений малой вместимости расположена в приспособленных зданиях, перепрофилированных из другого учреждения и используемых после ремонта. Эти помещения лишь в минимальной степени отвечают критерию доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности. Не везде установлены пандусы, противоскользящие покрытия, мягкие приводники дверей, поручни; наличие ступеней, порогов, узких коридоров с поворотами (особенно в зданиях бывших детсадов) затрудняют передвижение людей с ограниченной подвижностью, в креслах-колясках, с тростями-опорами. Прилегающая территория учреждений оборудована для передвижения пожилых людей в еще меньшей степени, хотя затраты для оснащения соответствующими приспособлениями сравнительно невелики;

учреждения малой вместимости нуждаются в специальном оборудовании для осуществления своей деятельности;

средства бытовой техники, оборудование и приспособления для приготовления пищи, стирки, санитарной обработки мягкого инвентаря не приспособлены для работы в условиях малого учреждения.

Введение унификации деятельности домов-интернатов малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов в существующих организационно-правовых и экономических условиях затруднительно и неплодотворно, поскольку ограничивает местную инициативу использования социальных ресурсов для развития социального обслуживания граждан старшего поколения и инвалидов.

Анализ работы домов малой вместимости, выявление перспективных направлений деятельности, доведение этой информации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, особенно регионов, где процесс разукрупнения учреждений социального обслуживания пока не приобрел выраженного характера, информирование специалистов социальных служб будет способствовать повышению эффективности и совершенствованию качественных показателей деятельности социальных служб в Российской Федерации.
Система управления контентом
428004 г. Чебоксары ул.Урицкого-43.
Телефон: (8352) 62-35-62
Факс: (8352) 62-50-01
E-Mail: soc@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика