Современный этап экономических и политических реформ в России сопровождается кардинальными преобразованиями в общественной жизни, в социальной структуре российского общества. Прямым следствием проводимых реформ является интенсивная социальная трансформация общества – формирование новых и изменение прежних социальных слоев и групп, характеризующихся различным отношением к власти, уровнем доходов, ценностными ориентирами.
Рыночная переориентация российской экономики явно опережает темпы социальных преобразований и сопровождается существенным ухудшением социально-экономического положения значительной части россиян, наличием проблем социально-экономического характера.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) большое значение придается повышению эффективности социального обслуживания населения, в том числе путем активного привлечения негосударственных организаций, создание рынка социальных услуг, ориентированного на оказание социальной поддержки населению, конкурсное финансирование в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
Государство не может взять на себя полное финансирование предоставления социальных услуг всем нуждающимся.
Имеются убедительные свидетельства объективной необходимости реформирования социальной сферы, разработки законодательных норм, воплощение которых в сжатые сроки привело бы к существенному повышению эффективности социальной политики.
От системы патронажа государство должно перейти к системе рыночных отношений в сфере социальной защиты. Это предполагает развитие структур гражданского общества, занимающихся предоставлением социальных услуг, поиск путей их взаимодействия с государственными структурами. В конечном счете, необходимо сформировать такую систему, при которой клиенты смогут сами выбирать, в какие учреждения (государственные или негосударственные) обращаться за предоставлением услуг, какие услуги им желательно получать (платные или бесплатные).
Особенность этого процесса состоит в объединении всех составляющих элементов гражданского общества (государственных, благотворительных и коммерческих организаций) для качественного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах.
Наличие элементов рынка социальных услуг с точки зрения спроса обязывает социальные службы правильно формировать предложение социальных услуг, улучшать кадровые и материально-технические возможности, пересматривать стиль взаимоотношений с получателями социальных услуг. Не бояться конкуренции в социальной сфере со стороны негосударственных и частных структур.
В последнее время, наряду с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, социальные услуги населению предоставляют общественные некоммерческие организации. Их активизация напрямую связана с демократическими преобразованиями российского общества.
Минтрудом России накоплен положительный опыт взаимодействия государственных структур с ветеранскими, женскими, инвалидными неправительственными организациями по решению наиболее острых социальных проблем.
Не подменяя государственные службы, некоммерческие организации решают вопросы по социальной, психологической и информационно-просветительской помощи, направленной на защиту социальных гарантий. Успешно работа проводится в Воронежской, Кемеровской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской областях, в республиках Коми, Карелия, Бурятия и других регионах.
Важным направлением деятельности органов социальной защиты населения стала работа по развитию социального партнерства и взаимодействия с общественными, благотворительными и частными организациями в вопросах предоставления социальных услуг населению.
Общественная организация “Кузбасский центр Инициатива” является партнером органов социальной защиты населения Кемеровской области по реализации проекта по совершенствованию социального обслуживания пожилых. С ее участием проведены конкурсы социальных проектов, совещания, круглые столы, благотворительные акции. Осуществляются совместные мероприятия в интересах пожилых людей.
В Саратовской области также проводится работа по проведению совместных благотворительных акций негосударственными организациями и учреждениями.
Кроме государственного и муниципального сектора социальных услуг в Самарской области развиваются и негосударственные некоммерческие общественные организации, оказывающие населению социально-бытовые, медицинские, правовые, социально-реабилитационные услуги, а также содействие в получении образования и трудоустройстве. На сегодняшний день в области насчитывается более 3 тыс. таких организаций.
Одним из направлений развития услуг негосударственного сектора является участие в конкурсах, ярмарках социально значимых проектов. За два года победителями было привлечено около 3 млн. долларов. Например, общественная организация “Десница” реализовала семь грантов, что позволило обеспечить деятельность “школы персональных помощников”, целью которой является привлечение студенческой молодежи для работы с семьями, имеющими детей-инвалидов; поддержать развитие в области волонтерского движения; разработать и издать целый ряд информационных сборников по проблемам инвалидов и способам их вовлечения в активную жизнь.
Организация инвалидов “Равенство” на деньги, полученные из благотворительных фондов, в настоящее время реализует программу “Сервис для инвалидов”, когда люди с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатную юридическую и психологическую помощь.
Примером успешного и плодотворного взаимодействия государственных и некоммерческих организаций может служить сотрудничество Департамента социальной защиты населения Самарской области с автономной некоммерческой организацией “Ассоциация женщин Поволжья” по развитию добровольческого движения. Сотрудничество осуществляется по трем основным направлениям: оказание добровольной помощи пожилым людям и инвалидам, пропаганда добровольческого движения среди населения Самарской области, обучение добровольцев. В настоящее время дополнительные услуги пожилым гражданам и инвалидам оказывают свыше 6 тыс. добровольцев. В текущем году их помощь получили около 17 тыс. человек.
Большую роль в пропаганде добровольческого движения сыграл областной Форум добровольцев, где впервые был отмечен труд волонтеров Самарской области. В работе Форума приняли участие 500 делегатов из городов и районов области.
В течение десяти лет в Самарской области действует общественная некоммерческая организация инвалидов “Милосердие”, осуществляющая пожизненное содержание одиноких людей на условиях ренты. За этот период 205 пожилых граждан и инвалидов получили услуги данной организации.
Многие негосударственные структуры, оказывающие социальные услуги, направляют свою деятельность на организацию взаимопомощи, самосовершенствования, работу клубов по интересам, а деятельность других нацелена на благотворительность, защиту прав людей, нуждающихся в социальной поддержке.
С целью координации деятельности государственных, муниципальных и негосударственных общественных организаций, оказывающих социальные услуги, при Департаменте социальной защиты населения Самарской области создан координационный совет, в состав которого вошли руководители некоммерческих общественных организаций.
Магнитогорский металлургический комбинат Челябинской области проводит социальную политику, направленную на решение проблем и создание необходимых условий не только его работникам, но и оказание адресной социальной поддержки ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим малообеспеченным категориям населения. При этом комбинате в 1988 году было организовано отделение социальной помощи по уходу за одинокими пенсионерами комбината, преобразованное впоследствии в благотворительный общественный фонд “Металлург”. В настоящее время коллективными участниками фонда являются 57 промышленных предприятий и организаций города. В рамках медицинской программы фонда функционирует центр медико-социальной реабилитации инвалидов войны и труда.
С 1996 года введен в строй 14-этажный специализированный дом “Ветеран” на 131 однокомнатную квартиру с полным комплексом социальных, медицинских и бытовых услуг. В этом доме проживают более 100 одиноких престарелых пенсионеров, заключивших с фондом договор-ренту на пожизненное содержание с иждивением. Оплата коммунальных услуг производится за счет средств фонда. В дневном стационаре при доме ежедневно проходит курс лечения около 80 пенсионеров и инвалидов Магнитогорска.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации продолжают активно работать в направлении привлечения предприятий различных организационно-правовых форм собственности и отдельных граждан к оказанию благотворительной, спонсорской помощи. Из данных источников финансирования в Кировской области получили за год помощь около 23,0 тыс. человек на сумму около 1,5 млн. рублей.
Что касается частного сектора социального обслуживания, то пока учреждения социального обслуживания такого типа появились как единичные. Одним из таких учреждений социального обслуживания является московский мини-пансионат “Замоскворечье”, открытый в 1995 году на основании постановления Правительства г. Москвы № 48 “Об открытии мини-пансионата “Замоскворечье”.
Прием в мини-пансионат “Замоскворечье”, расположенный в реконструированном жилом доме в центре Москвы и рассчитанный для проживания в одноместных комнатах 25 граждан пожилого возраста и инвалидов, производится на основании личных заявлений при условии передачи пансионату квартиры в установленном порядке. Дополнительная плата за проживание не взимается. В мини-пансионате имеется круглосуточный медицинский пост, обеспечивается уход, бытовое обслуживание, организация социальной реабилитации и досуга. Оформление направлений в мини-пансионат “Замоскворечье” производится Департаментом социальной защиты населения Москвы.
Сегодня, когда в целом система социального обслуживания построена и действует достаточно успешно, возникла новая, сложная задача — создать реальный рынок социальных услуг, расширить возможности клиентов при выборе форм и методов обслуживания.
В связи с этим необходимо:
обеспечить реформирование системы социальной защиты населения с учетом повышения качества предоставляемых социальных услуг, увеличения их объема, доступности при одновременном обеспечении развития рынка социальных услуг, включающего как государственные, так и негосударственные социальные услуги;
решить основную задачу создания условий для того, чтобы оказываемые социальные услуги, независимо от того, получает ли их клиент бесплатно в государственном (муниципальном) учреждении социального обслуживания населения, на условиях льготной оплаты в благотворительной организации или за полную стоимость в коммерческой организации, были качественны и соответствовали необходимому стандарту социального обслуживания населения;
обеспечить направленность социальных услуг на индивидуализацию подхода к клиенту, стимулирование его активных действий по выходу из кризисной ситуации;
разгрузить государственные учреждения социальной защиты, направив их деятельность на поддержку наименее социально защищенных слоев населения, обеспечить привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников для решения проблем социальной защиты населения, создать дополнительные рабочие места для лиц, высвобождаемых из различных отраслей экономики.