В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.
В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на начало 2003 года, 3059 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие.
Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся.
Департамент по делам детей, женщин и семьи Минтруда России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с семьей и детьми, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей..
В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами).
В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.
Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (неполная семья, многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие). Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.
Остра проблема семейного насилия и жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями. Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет наиболее эффективна.
К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, кризисных центров для женщин, центров социальной помощи семье и детям, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.
Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.
Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и профессионализмом самих социальных работников.
Социальные проблемы присущи различным категориям населения и обусловлены возрастом, социальным, имущественным или семейным положением, состоянием здоровья, жилищными условиями. Население, с которым ведется социальная работа, разделяется на категории по различным критериям. В последнее время все большее внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, анализу социальной ситуации клиента в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу.
Социальная работа с мужчинами вполне заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную область, уже есть один кризисный центр для мужчин, работающий в г. Барнауле, однако в силу ряда причин в этом направлении делаются только первые шаги и в России, и во всем мире.
Социальная работа с женщинами признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов – выполнение ими генеративной функции, наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных особенностей.
Комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их общей социально-экономической и социально-психологической ситуацией общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.
Для оказания помощи женщинам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации, открываются кризисные центры для женщин или отделения в учреждениях социального обслуживания населения разных типов.
В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей функционируют 18 кризисных центров для женщин (на начало 2000 года действовало 10 кризисных центров для женщин). В кризисных центрах для женщин оказываются психологические, юридические, медицинские, педагогические, социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию. В 2002 году в кризисных центрах получили помощь 45 тыс. женщин, что в 2,3 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Кроме того, на начало 2003 года действовало 142 кризисных отделения для женщин, созданных в учреждениях социального обслуживания населения разных типов. Число указанных отделений по сравнению с 2001 годом возросло более чем в 2 раза.
Невозможно охарактеризовать все социальные технологии, применяемые в учреждениях социального обслуживания семьи и детям для решении проблем социально незащищенных категорий населения, адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также технологии по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности детей, индивидуальной помощи семье и детям.
Целесообразно назвать адреса центров социальной помощи семье и детям, в деятельности которых разрабатываются и успешно применяются новые подходы, новые технологии, формы и методы работы.
По инициативе мэрии Калининграда, Центром социальной помощи семье и детям (директор – Н.Н. Воронцова) в рамках программы “Общегородская система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства” разработана концепция эффективной и долговременной помощи семье и детям, а также технологии раннего выявления детей, нуждающихся в социальной защите, сформирован целевой комплексный план действий и проведена работа по формированию общественного мнения.
Новизна программы в том, что впервые на уровне районов города создана комплексная, многоуровневая система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства, позволяющая с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб. Программа сочетает профилактическую направленность, выражающуюся в определении потенциальных проблем ребенка, и устанавливает уже проявившиеся, но не привлекшие внимания со стороны персонала учреждений образования и воспитания проблемы в социализации и развитии ребенка.
В качестве условий для более эффективной реализации программы сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям проведен цикл семинаров и тренингов с руководителями социальных служб города, детских дошкольных учреждений, учреждений образования, общественных организаций, женских консультаций, районных администраций.
Экспериментальная часть состоит в исследовании личностных особенностей беременных женщин, принадлежащих к группе повышенного риска; детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их семей; детей младшего школьного возраста, посещающих общеобразовательные школы, и их семей.
Реализация программы позволила определить состояние дел в области выявления детей, требующих социальной защиты государства. В социальной помощи нуждаются: дети до 1 года – 23 процента, старшего дошкольного возраста – 42 процента, младшего школьного возраста – процента.
По итогам программы Центром социальной помощи семье и детям не только внедрена система раннего выявления детей, нуждающихся в особой заботе государства, но и предложены формы коррекционной работы с семьями.
Реализация поставленных в программе задач была бы невозможна без четко отлаженной системы взаимодействия различных подразделений администрации районов Калининграда.
В результате социального партнерства был изучен ряд проблем, решение которых было предложено в рамках реализации новых программ:
“Дом семьи в Калининграде” – создание учреждения, оказывающего комплексную помощь женщинам в состоянии кризиса и позволяющая им преодолеть трудную жизненную ситуацию;
“Молодая мама” – оказание помощи молодым мамам, дающая им возможность общаться и оказывать взаимопомощь;
“Мой мир” – оказание психолого-педагогической помощи детям с минимальной мозговой дисфункцией и их родителям в общении и воспитании ребенка.
Среди инновационных технологий, применяемых специалистами Областного центра социальной помощи семье и детям в Тюмени (директор центра – Курышева Л.И.) в течение последних лет, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:
технологии междисциплинарного взаимодействия, включающие технологии работы нескольких узких специалистов с одним клиентом (семьей). Эффективность междисциплинарного подхода определяется тем, что при работе команды упор делается на определенном порядке взаимодействия между ее членами и на согласованности. Регулярные встречи членов междисциплинарной команды позволяют проводить оперативное обсуждение и контролировать качество ведения случая.
В отделении помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, с 2001 года растет число клиентов, которым была предоставлена помощь в форме правового сопровождения случая: в рамках отработки технологии междисциплинарной команды проводятся совместные консультации специалистами отделения и юриста; анализ показал эффективность такой работы как для клиента, так и для специалистов. Существует практика правового сопровождения клиента в судебных инстанциях, когда юрист центра по доверенности представляет интересы клиента в суде. Также широко используется социально – психологическое сопровождение клиента в следственном процессе;
технологии системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов семьи как системы и необходимости работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи.
В отделении дневного пребывания подростков осуществляется социальная реабилитация подростков из семей с социально уязвимой позицией (неполные, конфликтные, асоциальные, многодетные), работа с родителями или лицами, их заменяющими. Специалистами разработаны методика семейной диагностики, позволяющая выявить причины имеющихся проблем с учетом внутрисемейных факторов и, соответственно, организовать воздействие не только на ребенка, но и на его родителей, ближайшее социальное окружение и методика мотивации родителей на активную совместную деятельность;
технологии комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом.
В стационарном отделении центра реализуется программа комплексной реабилитации несовершеннолетних, включающая социально-медицинское, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое направления.
В настоящее время Областным центром социальной помощи семье и детям, являющимся базовым экспериментальным учреждением Минтруда России, проводится внедрение отдельных элементов социальных технологий работы с различными категориями населения. В текущем году планируется закончить апробацию и распространить для внедрения в практику социальных учреждений области следующие технологии:
технология работы с неполной семьей;
технология работы с многодетной семьей;
технология работы с семьей с различными видами домашнего насилия;
технология работы с семьей с нарушением детско-родительских отношений;
технологии работы на микроучастке.
С целью развития технологий наставничества в 2002 году специалистами центра разработано Положение о супервизии, которым регламентируется организация и проведение различных форм супервизии специалистов, их периодичность. Супервизорская деятельность получает развитие для дальнейшего распространения в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в Тюменской области.
В настоящее время в Тюменской области складывается следующая система разработки и внедрения инновационных технологий социальной работы:
имеется четыре базовых учреждения социального обслуживания (по работе с семьей и детьми; по работе с несовершеннолетними; по работе с детьми-инвалидами; по работе с пожилыми людьми), каждое из которых осуществляет методическое сопровождение деятельности территориальных учреждений по профилю своей работы;
базовое учреждение разрабатывает технологии работы с определенной категорией или по определенной проблематике, апробирует ее на своей базе с целью определения эффективности, при необходимости внести коррективы;
базовое учреждение предлагает технологию для внедрения в территориальном учреждении, осуществляет контроль соблюдением технологических условий, отслеживает эффективность;
базовое учреждение после подтверждения эффективности предложенной технологии решает вопрос о рекомендации к широкому внедрению в территориальных учреждениях Тюменской по профилю работы.
Перечислены технологии работы двух центров социальной помощи семье и детям, являющихся базовыми экспериментальными учреждениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг.
Предмет особой заботы – ситуация детей, оставшихся без попечения родителей.
За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников.
Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних.
Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.
Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и предоставить необходимые условия для социализации, главная цель которой – вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабилитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов.
Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи. Возвращение в кровную семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей. По данным Минтруда России, на 1 января 2003 года 69,9 процентов воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями.
Однако повторные обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур.
Традиционные формы замещающей семьи – усыновление или опека – не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью.
Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка.
Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному воспитанию, что крайне важно для восстановления его социального статуса.
Семейная воспитательная группа органично совмещает:
интерес ребенка – жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу;
интерес воспитателя – реализовать потребность растить дитя, избранное по обоюдному желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома;
интерес учреждения – решение проблемы компенсации семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае – закрепление его в семье воспитателя надолго.
Семейная воспитательная группа – гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка – становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию).
Семейная воспитательная группа “привязана” к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением.
Возникновение первых семейных групп в “Воспитательном доме” (Санкт-Петербург) относится к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году – около 40.
Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако, уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей.
Выявляется отчетливая тенденция к изменению социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей (Иркутская и Ленинградская области, Краснодарский край).
Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется их жизненное пространство, создаются более благоприятные условия их социальной реабилитации.
Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы также немаловажно.
Есть и экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.
Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение (на начало 2003 года на социальном патронаже находились 562 тысячи семей).