Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей.
Население Российской Федерации, по крайней мере, в прогнозируемом будущем не будет иметь прежнюю демографическую структуру.
Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, – это непростая задача трансформирующегося общества.
Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса – рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 млн. человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.
Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.
Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 млн. человек), лиц старше 70 лет (12,5 млн. человек), долгожителей (около 18 тыс. человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 млн. человек).
В период реформирования экономики и общества развитие социальных служб на муниципальном и государственном уровнях значительно ускорилось.
Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности,
С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи.
Впечатляющие темпы прироста сети центров социального обслуживания (с 86 до 1955 единиц), отделений социального обслуживания на дому и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому выражают преобладающую тенденцию: дать пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, проживать в домашних условиях, пользуясь для этого необходимыми социальными услугами на дому.
Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.
В развитых странах Европы к услугам институциональных учреждений прибегают, по разным данным, от 2 до 4 процентов пожилых людей, в России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.
Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тыс. человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865,0 тыс. человек – это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей.
Имеется очередь желающих быть принятыми на надомное обслуживание, которая составляет 126,2 тыс. человек, поэтому в течение двух-трех лет необходимо реально увеличить охват пожилых людей социальными услугами в расчете на 10000 пенсионеров.
Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тыс. человек. Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный “скрытый” спрос на них.
При наличии очередности на получение места в стационаре и на надомное обслуживание, важно обеспечить сбалансированное развитие сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания.
Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.
Ключом к пониманию направления развития социального обслуживания пожилых людей является норма подписанной Российской Федерацией 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года: “…дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это” (статья 23).
На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.
При условии того, что повышение качества социального обслуживания – бесспорно, приоритет, именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в данной области. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.
Индивидуализация и гуманизация социального обслуживания пожилых людей – направление развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которого необходимо придерживаться, чтобы реализовать подход, в центре которого находится клиент.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в России представлено различными формами, по мере возможности учитываются потребности пожилых людей в разных видах социальных услуг.
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации свойственна роль пионеров положительных социальных изменений, а не просто “ликвидаторов” негативных последствий старения населения, одного из самых сложных современных социально-демографических процессов.
Благодаря их активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.
Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:
соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;
повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;
оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;
налаживание партнерства на всех уровнях.
Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом “Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность”.
Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий.
Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.
Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.
Роль Федеральной целевой программы “Старшее поколение”
В период 1997-2002 годов Федеральная целевая программа “Старшее поколение” – один из эффективных регуляторов социальных процессов в трансформирующемся российском обществе, являющихся следствием старения населения, и мощный ускоритель внедрения новых технологий
В рамках программы осуществлялись мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрение новых социальных технологий в этой области, в том числе:
улучшилось правовое регулирование социальной защиты пожилых людей как получателей социальной помощи и услуг, упорядочена практика предоставления гарантированных государством социальных услуг и платы за стационарное социальное обслуживание;
завершилось в основном формирование сети стационарных, нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, где в течение последнего, 2002 года, обслужено 13,1 млн. человек против 7,5 млн. человек в 1997 году;
введено в действие 13,1 тыс. мест в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, на 3,9 тыс. человек сократилась численность состоящих на очереди для помещения в дома-интернаты;
повысился качественный уровень социального обслуживания пожилых людей, прежде всего, за счет значительного улучшения обеспеченности учреждений социального обслуживания медицинским и технологическим оборудованием, оборудованием, облегчающим уход за тяжелобольными, а также автотранспортными средствами различного назначения, включая специальный автотранспорт для доставки воды, продуктов питания и автотранспортные средства для предоставления услуг социального такси;
взят курс на развитие сети учреждений социального обслуживания и служб новых типов (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, мобильные социальные службы), чему способствовала реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, а также проведение конкурса социальных проектов;
удалось улучшить социальную адаптацию, расширить социально-культурные возможности лиц пожилого возраста, в том числе благодаря поставкам оборудования для проведения социально-культурной работы, созданию учреждений культуры нового типа – центров-клубов для пожилых людей, передвижных центров-клубов “Катюша”;
в большинстве субъектов Российской Федерации под влиянием федеральной целевой программы “Старшее поколение” на программно-целевой основе осуществлены разнообразные мероприятия по улучшению финансового обеспечения текущего содержания государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;
осуществлено в широких масштабах проведение научных исследований по актуальным проблемам старения населения и его влияния на социальное развитие и положение пожилых людей, по научно-методологическому обоснованию и оценке социально-экономической эффективности применяемых технологий (в 2002-2003 годах – свыше 45 научных исследований);
проведено свыше 20 конференций, семинаров, симпозиумов, что позволило повысить уровень научных обменов, подготовки кадров, занятых обслуживанием пожилых людей; стимулировать проведение профильных научных исследований;
В целом благодаря мероприятиям федеральной целевой программе “Старшее поколение” интересы пожилых людей четко обозначены в качестве одного из основных приоритетов государственной социальной политики в Российской Федерации.
Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей
Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект “Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области”. В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания – статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании (DfID).
Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала:
проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;
изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;
обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;
мониторинг и корректировку “работающей” модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.
В ходе проекта наиболее существенные изменения произошли в организации социального обслуживания пожилого населения Новокузнецка. Реформированием затронуты многие стороны организации социального обслуживания пожилых людей на дому, фактически проводится системная перестройка деятельности городской социальной службы.
В 2001-2002 годах в Новокузнецке проводилась работа по следующим направлениям:
переведены на круглосуточный режим работы службы срочной социальной помощи, действующие в центрах социального обслуживания населения;
образованы в структуре центров социального обслуживания населения отделения доставки, что позволило упорядочить оказание сервисных услуг (доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости);
создан оборотный фонд технических средств реабилитации, подготовлены опытные образцы оборудования для производства на местных предприятиях с целью последующего открытия пунктов выдачи технических средств реабилитации во временное пользование;
приобретено оборудование для отделения оккупациональной терапии Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (мебель для кухни, санитарно-техническое оборудование, стиральная машина, холодильник и другое) на средства, выделенные из городского бюджета.
При наличии новой системы оценки нуждаемости и разработанных новых критериев по определению нуждаемости оказание социальных услуг организовано по принципу разумной необходимости (достаточности).
Апробируемая в Новокузнецке модель социального обслуживания на дому приближена к распространенной за рубежом модели, разделяющей физический уход, сервисные услуги, социально-медицинское обслуживание и услуги по реабилитации. Организация предоставления социальных услуг на дому разделена на четыре составляющие:
обеспечение доставки горячей пищи, лекарств, товаров и другое;
выполнение работы по дому, которое можно описать как обслуживание;
предоставление личных и бытовых услуг (гигиенические услуги, купание, одевание, укладывание в постель, подъем из постели);
оказание услуг по поддержанию социальных связей с прежним местом работы пожилого человека, разработка мероприятий, проводимых с бывшим работодателем, предоставление лечебно-профилактической помощи в центрах здоровья или поликлиниках, транспортных услуг, организация досуга.
Важный момент – переход в эксперименте к почасовой системе работы социальных работников с каждым клиентом.
Такая модель организации социального обслуживания пожилых людей на дому, имеющая существенные отличия от распространенной в Российской Федерации, является инновацией, внедрение которой может значительно продвинуть развитие социального обслуживания на дому.
Структурная перестройка социального обслуживания пожилых людей в Новокузнецке проводится в рамках существующего фонда оплаты труда и типовых штатных расписаний.
Результаты:
сокращение количества услуг по доставке продуктов питания на дом за счет упорядочения этой работы;
сокращение трудозатрат социальных работников на эту деятельность;
повышение качества социально-реабилитационной работы;
существенная корректировка обязанностей социальных работников по предоставлению социальных услуг.
В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.
Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тыс. рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним.
Потребовался широкий ассортимент реабилитационного и адаптивного оборудования. В рамках проекта “Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области” в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной – 34 вида; оборудование для самообслуживания – 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства– 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения – 10 видов; приспособления для хождения– 9 видов.
На базе модельной социальной квартиры проводятся обучающие семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности “Социальная работа”, родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым членам семьи, по правилам и приемам ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями с помощью реабилитационного оборудования. Специалисты социально-реабилитационного отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов “Оберег” и “Ищу работу” (члены – инвалиды, желающие найти работу).
Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными.
В 2001-2002 годах были разработаны стандартизованные формы оценки потребностей и индивидуальные планы ухода, которые прошли проверку в модельных учреждениях социального обслуживания. На протяжении 2002 года внедрение этой методики началось в других аналогичных учреждениях во всех районах пилотных городов.
В регионе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.
Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа “Внутренняя уверенность в качестве”. На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.
Проект “Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области”, опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников , воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения.
В настоящее время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного в проекте инновационного опыта.
Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.
Геронтологические центры – новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.
Особое место в организации работы с пожилыми людьми в Новосибирской области занимает Областное государственное учреждение “Новосибирский геронтологический центр”, основной задачей которого является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан.
Среди новых технологий, нашедших практическое применение в работе Центра, во вновь организованных и существующих учреждениях социальной защиты, можно выделить включение в социально-профилактическую, воспитательную работу с пожилыми клиентами специализированных программ сдерживания темпов биологического старения. Их основное содержание составляет помощь в самопознании, раскрытии творческого потенциала личности, а также обучение оптимальному использованию резервных возможностей организма.
Новосибирским областным геронтологическим центром совместно с научным Центром клинической и экспериментальной медицины СО РАМН организована работа амбулаторно-оздоровительной службы сдерживания темпов старения.
В Нежинском геронтологическом центре Омской области проблемы пожилых людей решаются с учетом последних научных достижений геронтологии. Основное внимание уделяется реабилитационной деятельности. Деятельность учреждения характеризует комплексный подход к вопросам укрепления здоровья и продления активного долголетия людей старшего возраста, наличие высококвалифицированных специалистов, связей с научными работниками Омской государственной медицинской академии, использование сети лечебно-диагностических кабинетов, лабораторий, оснащенных современным оборудованием.
В структуру Нежинского геронтологического центра, кроме традиционных отделений лечебно-диагностического, активного долголетия, временного пребывания, входят социальные дома (геронто-восстановительные отделения) для участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов и пожилых людей, где проживает 111 человек. С целью продления активного образа жизни с учетом индивидуальных особенностей проживающего разработаны совместно с бюро медико-социальной экспертизы 115 индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для инвалидов I и II группы, а также карты реабилитации.
Центр оснащен аппаратурой и оборудованием, обеспечивающим решение поставленных задач в соответствии с потребностями пожилых граждан и их психофизиологическими возможностями на основе индивидуальных программ реабилитации. В штате работают специалисты по реабилитации, психологи, социальные работники, юрист, что позволяет комплексно подходить к проблемам людей старших возрастных групп.
Ежегодный углубленный осмотр врачей-специалистов и лабораторное обследование, а также диспансеризация проживающих помогают более последовательно и точно определять реабилитационный потенциал, психофизические возможности для составления следующих мероприятий, касающихся как медицинской, так и социальной реабилитации.
В Нежинском геронтологическом центре большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации и реабилитации престарелых граждан и инвалидов. Этим же целям способствует ежедневная работа коллектива по вопросам улучшения микроклимата, поддержания благожелательных отношений проживающих и персонала, создания оптимальной модели взаимоотношений проживающих и персонала.
В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе “Старшее поколение”.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активизировали работу по организации реабилитационных центров и отделений для инвалидов молодого возраста.
Открыты реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста в республиках Марий Эл, Хакасии, Удмуртской, в Краснодарском, Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Иркутской, Томской, Тамбовской, Кировской, Читинской областях, Москве и Санкт-Петербурге.
Основные цели создания и деятельности реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста – организация и проведение социально-трудовой, социально-медицинской и психологической реабилитации; доступное профессиональное обучение, включающее профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, производственную адаптацию и содействие в дальнейшей социализации с учетом их физических и умственных способностей.
Перед органами социальной защиты населения поставлена задача обеспечения условий для социальной интеграции молодых умственно отсталых инвалидов в общество, в том числе путем проведения комплекса мер, включающих не только создание реабилитационных центров и отделений, но и обеспечения их социальным жильем, а также гарантированным сопровождением в самостоятельной жизни.
Все большую роль в оказании помощи пенсионерам и инвалидам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров.
Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.
В центрах работают геронтологические отделения, кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, клубы общения, организовываются банки вещей, пункты проката медицинской и реабилитационной техники, предметов длительного пользования, создаются мини-пекарни, мини-птицефермы, подсобные хозяйства.
В Липецкой области созданы бригады экстренной социальной помощи, которыми за год обслужено 2,5 тыс. человек. К этим работам привлечены техника и транспортные средства, находящиеся в общественном и частном пользовании. Отремонтировано более 400 жилых помещений и около 200 надворных построек.
В Кировской области во всех районах области при учреждениях и службах системы социальной защиты населения продолжают работать банки вещей, которые формируются главным образом из ассортимента гуманитарной и благотворительной помощи, частных пожертвований, некондиционной продукции местных предприятий. Численность лиц, получивших помощь через « вещевые банки », составила свыше 17 тыс. человек.
В Амурской области введена новая форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов – социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.
Во многих субъектах Российской Федерации получила широкое распространение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости. Такой вид помощи позволяет в некоторой степени решить проблему обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
В соответствии с постановлением губернатора Курской области во всех районах и городах Курской области действует сеть специализированных магазинов и отделов “Ветеран”, обслуживающих продовольственными товарами со скидкой на 40 процентов ниже рыночной участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, матерей и несовершеннолетних детей и другие категории социально незащищенных граждан.
В Астрахани функционирует социальный центр кризисной реабилитации, в котором имеется отделение ночного пребывания, отделение кризисной реабилитации женщин, благотворительная столовая и специализированное отделение социально-медицинской помощи на дому. Этим центром за год обслужено более 2,6 тыс. человек.
Активно внедряется в практику опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, поживающих в отдаленных населенных пунктах. Во многих районах Ставропольского края без дополнительного финансирования в пределах ассигнований, выделенных центрам социального обслуживания населения, открыты комнаты дневного пребывания, выполняющие функции отделений дневного пребывания.
В Приморском крае созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.
В Самарской области открыт “Экспериментальный центр реабилитации пожилых граждан и инвалидов”, где организовано обучение как пожилых людей, инвалидов и членов их семей правилам ухода за людьми с ограниченными возможностями, использованию средств реабилитации, оказанию психологической помощи. Кроме того, в центре созданы условия для обучения социальных работников, реабилитологов, организаторов социально-культурной работы, психологов, программистов, студентов учебных заведений, представителей общественных организаций инвалидов, добровольцев.
На базе центров социального обслуживания Ярославской области активно работают “Школы здоровья” для пожилых людей, клубы общения для пенсионеров и инвалидов.
Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22,0 тыс. проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.
Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тыс. престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания. Активно развивают это направление социального обслуживания Москва, Свердловская, Читинская области, Красноярский и Приморский края.
В целях оказания транспортных услуг пожилым и инвалидам администрация Кировской области приняла решение о введении службы “Социальное такси”.
Для организации работы службы постановлением администрации области утверждено Примерное положение о службе транспортного обслуживания “Социальное такси”, установлены льготный и полный тарифы на предоставление транспортных услуг. Эта служба введена в 24 из 44 муниципальных образований. По льготным тарифам (до 50 процентов от полной стоимости тарифа) обслужено около 1,2 тыс. человек. На условиях полной оплаты транспортные услуги предоставлены 2,6 тыс. граждан. Население широко информируется о порядке и условиях работы службы “Социального такси”. Средства, поступающие от оплаты транспортных услуг, направляются на дальнейшее развитие службы, восстановление расходов от транспортных услуг (ремонт автомобиля, бензин, техосмотр).
Востребованность данной услуги доказывает необходимость развития этой службы, и правильность решения, принятого Правительством Кировской области (обслужено 3,8 тыс. клиентов).
Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы.
Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.
Практика работы отделений срочной социальной помощи в Оренбургской области потребовала преобразования их в отделения социальной помощи на мобильной основе, которыми ежегодно предоставляется более 10 тыс. услуг социально-бытового характера, на общую сумму более 270 тыс. рублей.
С целью отработки механизма данной социальной технологии в рамках Федеральной целевой программы «Старшее поколение» на 2002-2004 годы осуществляется опытно-экспериментальный (пилотный) проект “Развитие службы срочной социальной помощи на мобильной основе (на примере Оренбургской области)”.
Целью проекта является проведение опытно-экспериментальных работ по обеспечению доступности для пожилых людей и инвалидов социально-бытовых, социально-медицинских и иных социальных услуг путем организации службы срочной социальной помощи на мобильной основе, действующей на плановой, оперативной основе и в экстренных случаях, для распространения положительного опыта в России.
По заказу Главного управления социальной защиты населения администрации Курганской области Курганским автобусным заводом в целях реализации областной целевой программы “Создание мобильных служб социального обслуживания населения малых и отдаленных населенных пунктов Курганской области” разработан специальный автобус “Мобильная социальная помощь”, оборудованный специализированными кабинетами для приема населения врачами, специалистами по социальной работе, для организации торговли и других услуг.
Десятилетие со дня организации такой современной социальной технологии, проверенной временем, как “Автобус милосердия”, отметили в Кировской области.
В рамках оказания мобильной социальной помощи в Пензенской и Калужской областях разработана и рекомендована примерная технология организации социальной работы комплексных выездных бригад. В Воронежской области с целью оказания помощи пожилым людям в отдаленных сельских населенных пунктах функционируют социальные экспрессы.
Оценивая результаты деятельности мобильных социальных служб, можно сделать вывод, что практика предоставления услуг пожилому населению мобильными службами ставит вопросы о необходимости введения таких новых технологий, как диспетчерская служба, служба оперативной информации, дистанционная связь.
Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел в Пензенской области к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров (в Пензенской области действует 384 мини-центра).
К основным задачам мини-центров относятся: выявление и дифференцированный учёт граждан и семей, нуждающихся в социальной помощи; определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления; оказание помощи и услуг этим гражданам и информирование населения по различным вопросам, проведение социальных, оздоровительных, профилактических и других мероприятий с населением по месту жительства. Все мини-центры в области действуют на общественных началах под руководством глав сельских администраций. В их составе работает около 2 тыс. человек из представителей образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественных организаций и других ведомств и служб. Мини-центры на территории Пензенской области содействуют повышению роли органов местного самоуправления в решении социальных вопросов. Ежеквартально по бальной системе подводятся итоги работы мини-центров.
В Липецкой области отрабатывается комплекс “Жизнеобеспечение пожилого человека”, который условно делится на блоки:
“Продовольственная безопасность пожилого человека” – разработана форма социальной поддержки – адресные социально-экономические огороды. Это безвозмездное возделывание земли силами общественности, реализацию излишков также берут на себя социальные службы. Такое адресное ведение социально-экономического огорода приносит ежегодный доход в 3-5 тыс. рублей каждому клиенту. Другая популярная форма социальной поддержки – столовые на дому. В тесном взаимодействии с органами здравоохранения, диетологами совершенствуется питание пожилых граждан и повышается его качество. В 2002 году в области функционировало 508 подобных столовых;
“Доврачебное санитарное обслуживание лиц, получающих услуги на дому”. Основная часть сельского населения не имеет возможности поддержать свое здоровье за счет санаторно-курортного лечения. Поэтому в социальной сфере Липецкой области родилось новое социальное направление “санаторий на дому”. В основу этой формы социальной поддержки положено усиленное медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и диетическое питание престарелых граждан в домашних условиях. В течение 18-20 дней пожилые люди находятся под наблюдением медиков, социальных работников, работников культуры. В 2002 году организовано 350 “домашних санаториев”;
“Социально-бытовые вопросы” – в сфере надомного обслуживания были созданы отделения срочной социально-бытовой помощи, когда мобильные бригады производят ремонт домов, надворных построек, печей, заготовку топлива.
Одной из самых острых социальных проблем остается необходимость оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства, которые составляют социальную группу, достаточно многочисленную, устойчивую по составу.
Оценка их материально-бытового положения, основанная на результатах проводимого в некоторых регионах Российской Федерации мониторинга, свидетельствует о значительном росте обращаемости лиц этой категории в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и не снижающейся остроте ситуации.
Уровень социальных ожиданий лиц без определенного места жительства, как правило, низкий, они ни на что не надеются и не пытаются изменить свою жизнь. Активная часть, ищущая выхода из создавшейся жизненной ситуации, не превышает одной пятой лиц без определенного места жительства. Отмечаются факты обращения за помощью в трудоустройстве на любых условиях в городе или в сельской местности, в основном лиц, бродяжничающих недавно и сохранивших удовлетворительное здоровье.
По инициативе Минтруда России разработан и принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование работы с данной категорией граждан, в том числе постановления Правительства Российской Федерации.
На основании действующих нормативных правовых актов и в пределах своей компетенции органы социальной защиты населения осуществляют деятельность по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства. Постоянное внимание этой проблеме уделяется в Москве, Краснодарском крае, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Новосибирской областях и других регионах.
Острота проблемы оказания помощи лицам названной категории снижается благодаря мероприятиям, осуществляемым отделениями срочного социального обслуживания (2,3 тыс. отделений, действующих практически во всех субъектах Российской Федерации). Неотложная помощь разового характера предусматривает обеспечение бесплатно горячим питанием, продуктовыми наборами, одеждой, обувью, предметами первой необходимости, оплату проезда в пределах региона и содействие в проезде по территории Российской Федерации, организацию юридической помощи, целевую материальную помощь на получение нового паспорта взамен утраченного, устройство в дома-интернаты лиц, достигших пенсионного возраста, и инвалидов.
Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тыс. человек, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Имеются и другие учреждения по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, а также освободившимся из мест лишения свободы: 42 дома ночного пребывания, 15 социальных приютов, 24 социальные гостиницы, 15 центров социальной адаптации. В них фактически развернуто более 5,5 тыс. мест.
Минтрудом России перед органами социальной защиты субъектов Российской Федерации поставлена задача дальнейшего развития сети учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства, в том числе при необходимости и с учетом региональных особенностей центров социальной адаптации.
Материально-техническая база учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства, действующих в системе социальной защиты населения, характеризуется как слабая. Учреждения располагаются в приспособленных зданиях и помещениях, имеют ограниченный набор служб жизнеобеспечения, недостаточно оснащены мебелью и оборудованием, в том числе для проведения социально-культурной работы.
Устойчив дефицит кадров для работы с различными категориями лиц без определенного места жительства и занятий. Он усугубляется тем, что на работников органов социальной защиты населения не распространяются меры правовой и социальной защиты (в том числе и гарантии их личной безопасности), установленные действующим законодательством для сотрудников органов внутренних дел.
В ряде субъектов Российской Федерации вопросы социальной адаптации лиц без определенного места жительства включены в местные и региональные социальные программы, финансируемые за свет средств бюджетов соответствующих уровней.
Это убеждает в необходимости:
активизации комплексного подхода на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему деятельности, направленной на улучшение положения лиц без определенного места жительства, укрепления правовой основы социальной безопасности граждан, особо подверженных риску оказаться без определенного места жительства, предоставления государственных гарантий получения медицинской, социально-психологической, социальной, юридической помощи и реализации других мер социальной защиты лиц без определенного места жительства;
развития социальной инфраструктуры, создания материально-технических условий для решения конкретных проблем лиц без определенного места жительства, особенно в местах их наибольшей концентрации.