Открытый в 2001 году Республиканский перинатальный центр объединил ряд служб родовспоможения и детства, имеющие опыт в оказании специализированной медицинской помощи. Соединение прежде разрозненных служб позволило новому центру в Чебоксарах стать одним из самых современных в России и Поволжье. За два года функционирования центра на 30-40 процентов сократилась вероятность гибели плодов и новорожденных, на 8% возросла выживаемость недоношенных детей и детей с экстремально низкой массой тела, снизилась младенческая смертность до 11,4 на
1000 родившихся живыми, материнская смертность - до 7,8 на 100 тыс. живорожденных, перинатальная смертность - до 10,0 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Данные показатели являются одними из самых низких за последние 10 лет, как в Приволжском Федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом.В 2002 году, по сравнению с 2001 годом, в республике родилось на 1076 младенцев больше.
Символично то, что во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 25 февраля 203 года №14 «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике» в рамках Дня государственности 23 июня именно на базе республиканского перинатального центра открылся телемедицинский центр. Это позволяет продемонстрировать сочетание современных информационных и медицинских технологий в целях сохранения здоровья будущего нации.
Школьный реабилитационный центр СОШ № 59 г.Чебоксары
Школа, как одна из организационных форм учебной деятельности, кроме решения традиционных задач обучения и воспитания, может стать структурой обучения навыкам по формированию здоровья и защите от разрушающих его факторов. Поэтому назрела необходимость внедрения новых здоровьесберегающих технологий (специальные образовательные и реабилитационные программы с учетом индивидуальных особенностей здоровья современных детей) в общеобразовательную систему обучения.
Для поддержки качества здоровья детей в процессе обучения в 2002 году на базе общеобразовательной средней школы - № 59 г.Чебоксары открыт школьный реабилитационный центр, являющийся моделью школы нового типа – «Школы здоровья». Преимущества этой новой формы работы с детьми очевидна. Она помогает максимально приблизить медицинскую помощь к образовательным учреждениям и проведению реабилитационных и оздоровительных мероприятий в процессе обучения и в стенах школы; дает возможность эффективному медицинскому обеспечению в школе и организации рационального питания детей с учетом состояния здоровья, витаминизации пищи и профилактики йодной недостаточности.
Опыт работы школьного реабилитационного центра был высоко оценен участниками заседания выездной Коллегии Минздрава России по охране здоровья матери и ребенка в сентябре 2002 года. А на днях, обсуждая тему здоровья школьников на встрече с Президентом Российской Федерации В.Путиным, министр здравоохранения России Ю.Шевченко отметил положительный пример Чебоксарского школьного реабилитационного центра в комплексном оздоровлении детей.
Организационные принципы работы школьного реабилитационного центра:
Реабилитационный центр направлен на оздоровление школьников и предусматривает объединение деятельности педагогов и медицинских работников. На его базе реализуется оздоровительная программа «Здравушка», разработанная специалистами МУЗ «Городская детская больница №1» г.Чебоксары. Медицинское наблюдение за учащимися обеспечивают педиатр-реабилитолог совместно с врачом лечебной физкультуры, детским наркологом, окулистом, психотерапевтом. В работу вовлечены три отделения: профилактическое, восстановительно-оздоровительное (реабилитационное) и психолого-педагогическое.
На первом этапе специалисты центра обеспечивают проведение углубленных осмотров всех учащихся с применением тестовых программ, учат детей навыкам здорового образа жизни. При выявлении отклонений в здоровье эстафету принимают врачи-реабилитологи. Восстановительно-оздоровительные отделения обеспечивают комплекс коррекционных мероприятий, куда входят физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, оздоровительное плавание и такие виды лечения как фитотерапия (напитки из целебных трав), ионотерапия. Психолого-педагогическая помощь охватывает широкий круг деятельности: выявление и развитие индивидуальных особенностей ребенка, работа с семьей, содействие в решении социальных и психологических проблем.