Современный опыт межведомственного взаимодействия медицинских и социальных служб Чувашской Республики
Здоровье – интегральный показатель качества жизни и объективный критерий успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ. В целях проведения активной государственной политики, направленной на укрепление здоровья населения, поддержку семьи, улучшения демографической ситуации и совершенствования системы оказания медицинской помощи населению в Чувашской Республике разработан и принят «Стратегический план по реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 годы)» с приоритетом развития семейной медицины.
По определению Всемирной организации здравоохранения, ключевой фигурой первичного звена здравоохранения является врач общей практики (семейный врач), обладающий высокой профессиональной подготовкой, владеющий смежными специальностями, призванный оказывать медицинскую, психологическую, социальную, системную и эффективную профилактическую помощь членам семьи путем обеспечения постоянного контроля за состоянием их здоровья и получением на этой основе улучшения показателей здоровья, снижения инвалидности и смертности. Сегодня это - специалист, оснащенный современным медицинским оборудованием и использующий в своей деятельности информационные и телемедицинские технологии.
Создание "института врача общей практики" обеспечивается разработанной в последние годы в республике нормативно-правовой базой, получившей отражение в следующих документах:
- Постановление Кабинета Министров от 01.04.98 г. № 88 «О принятии концепции развития здравоохранения Чувашской республики на период до 2005 года»;
- Постановление Кабинета Министров от 25.12.02 г. № 336 «О принятии подпрограммы «Семейная медицина» (в составе Республиканской программы развития медицинской помощи сельскому населению Чувашской республики на 2002-2006гг);
- Указ Президента Чувашской Республики № 14 от 25.02.03 г. «О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике»;
- Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 95 от 14.04.2003г. «О стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 гг.».
Отличительной особенностью организации службы семейной медицины в Чувашской Республике является ее государственный характер, социальная и профилактическая направленность, базирующаяся на межведомственном взаимодействии и комплексном подходе, ориентирование на применение современных технологий и рациональное использование ресурсов здравоохранения.
Развитию семейной медицины во многом способствует улучшение взаимодействия между различными министерствами и ведомствами в вопросах решения медико-социальных проблем на уровне семьи. Примером тому является сотрудничество Министерства здравоохранения Чувашской Республики и Министерства социальной политики Чувашской Республики в организации на базе отдельных центров и отделений семейных практик отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Предлагаемая модель первичной медико-социальной помощи предполагает внедрение современных технологий, рациональное использование имеющихся ресурсов путем формирования «межведомственных команд» по оказанию медико-социальной помощи и практической реализации общественного движения за здоровый образ жизни («Здоровые общины», «Здоровые города»). Формами межведомственного взаимодействия на уровне муниципальных образований также явятся центры и «школы здоровья», создаваемые в каждой территории на базе отделений общих врачебных практик, учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта и др.
Результатом такого межведомственного комплексного взаимодействия должно стать:
-достижение нового уровня качества жизни;
-улучшение демографических показателей здоровья;
-снижение социальной и психологической напряженности в обществе;
-активная заинтересованность и участие населения в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, наиболее эффективные формы работы с этой категорией граждан. Качественно новой формой взаимодействия социальных, медицинских служб, системы образования, является привлечение санаторно-курортных учреждений республики к реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в первую очередь детей, в целях ускорения их адаптации в обществе.
В реабилитационном отделении Республиканской детской клинической больницы в лечении детей, страдающих детским церебральным параличом, проводятся эффективные реабилитационные мероприятия, направленные на предупреждение развития последствий болезни, нарушений тех или иных функций организма, максимально возможную минимизацию возникших нарушений. В ближайшем будущем планируется создание Центров восстановительного лечения для детей, предусматривающих совместное пребывание матери и ребенка на санаторном этапе. Такая форма работы позволит охватить всех детей инвалидов полным объемом реабилитационных мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных), обеспечить этапность преемственность и ее качество, что предполагает снижение расходов на стационарное лечение в 1,5 раза, снижение инвалидности на 3% в год.
Опыт показывает, что внедрение этапности оздоровления с включением всех звеньев (лечения, реабилитации), применением непрерывной, преемственной реабилитации по индивидуальным программам среди взрослого населения также дает высокий медицинский, социальный и экономический эффект. До внедрения данной формы работы в республике основная группа больных, перенесших острый инфаркт миокарда, имели стойкую утрату трудоспособности и получали инвалидность. С организацией нового подхода возврат к труду составляет 70% больных, которые после проведения реабилитации восстанавливают трудоспособность и интегрируют в полноценную жизнь.
Создание на функциональной основе межведомственных центров восстановительной медицины и курортологии на базе лечебно-профилактических и курортных учреждений позволят решить совокупность проблем, связанных с медицинской реабилитацией инвалидов, ликвидировать ведомственную разобщенность, обеспечить преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.
Внедрение новых организационных форм оздоровления населения республики способствует повышению показателей эффективности реабилитации и интеграции инвалидов в обществе.