ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Осознать, что домашнее насилие - это преступление, дано пока не каждому. Повторимся: принято считать, что все, что происходит в семье - ее внутреннее дело. Но это не так. Не только по совести и в отношении здравого смысла и общего развития, но и с точки зрения закона. Жертвами домашнего насилия чаще всего становятся те, кто слабее - дети, старики, женщины. По данным научных исследований, проявление домашнего насилия в той или иной форме (побои,
оскорбления, издевательства, психологический террор, насильственное
совершение полового акта, экономическая зависимость, изоляция) встречается в каждой четвертой семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, алкоголизм, хулиганство) предшествуют семейные конфликты. Из тех, кто состоит сейчас на профилактическом учете в органах внутренних дел с пометкой "антиобщественное поведение", сотни тысяч отнесены
к категориям "семейные дебоширы", "хронические алкоголики", "наркозависимые" Понятно, что в первую очередь с потенциальной опасностью, которую представляют эти люди, сталкиваются те, кто живет с ними одной семьей.
Международное законодательство
Согласно Всеобщей Декларации прав человека (1948), все люди имеют право на жизнь без насилия. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст.1). Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию (ст.5). Международное сообщество, осознавая всю остроту проблемы насилия в семье,
пытается выработать единую систему предотвращения семейного насилия и защиты его жертв. В преамбуле Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин сказано, что для достижения полного равенства прав мужчин и женщин
необходимо всеми имеющимися в распоряжении государства способами изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин. Согласно морали нового времени - не традиционной, патриархальной, а гуманитарной, демократической - государство имеет право вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функцию защиты, когда семья превращается в источник эксплуатации и
злоупотреблений. Другой документ - Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
(1992) - не только указывает главные сферы проявления насилия в отношении женщин (в семье, в обществе, со стороны государства), но и определяет практические меры по борьбе с ним, которые должны лечь в основу национальных законодательств, защищающих женщин от насилия. Правительствам всех стран предложено осудить это социальное зло и безотлагательно приступить к его искоренению всеми надлежащими средствами, в том числе путем разработки в рамках внутреннего законодательства (уголовного, гражданского, трудового, административного, семейного и др.) санкций за совершение
преступлений в отношении женщин; реализации системы экстренных мер по предотвращению насилия в отношении женщин и защиту женщин от преступных посягательств;
определения механизма возмещения ущерба, причиненного женщинам, подвергшимся насилию (в любых его формах); обеспечения женщинам, пострадавшим от насилия, беспрепятственного доступа к органам правосудия. ООН же разработала и предложила - в качестве образца -- модельный закон о насилии в семье. В законе оговорено само понятие насилия в семье и его формы, описан механизм подачи жалоб пострадавшими, определены права жертв и обязанности правоохранительных органов и суда, а также меры экстренной и
плановой помощи жертвам семейного насилия.
Вопросы предотвращения насилия в семье в законодательстве РФ
В России специального закона о предотвращении насилия в семье нет. Попытки разработать его предпринимаются уже почти десять лет. Основной смысл большинства положений всех появлявшихся законопроектов - профилактика и предупреждение. Несколько раз проект соответствующего закона готовился к вынесению на пленарное заседание Госдумы. Против мер, призванных оградить женщину от насилия в семье, возражали представители Генпрокуратуры,
Верховного суда РФ и ряда НИИ правового профиля. Оказывается, что
государство не имеет права слишком глубоко - на этапе предупреждения, пока еще ничего не случилось -- вмешиваться в дела семьи. Не только на обывательском уровне, но и юридически попытка введения института социального вмешательства в семью оказалась неприемлемой. Слишком легко квалифицировать это как нарушение конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни и семейную тайну. Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию по защите прав женщин и включила в Конституцию (ст.15, ч. 4) общепризнанные принципы и нормы международного права, право всех граждан на жизнь без насилия можно считать основополагающим и конституционным. ":Мужчина и женщина имеют равные права и
свободы, а также равные права для их реализации" (ст. 19, п.3). "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, или наказанию" (ст.21, п.2). В Уголовном кодексе РФ специальная глава предусматривает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл.18, ст. 131-135). Происходит это в семье или между людьми, не находящимися в семейно-брачных отношениях, специально не оговаривается, однако как преступление против личности классифицируется изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения с использованием беспомощного состояния потерпевшей, или насильственные действия сексуального характера, или принуждения к действиям сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости. В последней редакции Уголовного кодекса ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия родства между преступником и жертвой (гл.16, ст. 105 -125). Так, ст. 105 (ответственность за убийство) выделяет несколько квалифицирующих признаков, в частности убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, то есть когда потерпевший лишен возможности оказать преступнику эффективное сопротивление; убийца это понимает и именно на это рассчитывает. Отдельно выделяется убийство женщины,
заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Оговорена также ответственность за такие формы насилия как побои (ст.116), истязания - "физические и психические страдания, которые могут быть результатом систематических побоев (пыток, угроз, оскорблений)" (ст. 117), за угрозы, клевету (ст.129), за оскорбление - выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, унижающую его честь и достоинство (ст.130). Вопросы социальной поддержки и оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также вопросы социальной адаптации и реабилитации оговорены в Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Закон определяет "трудную жизненную ситуацию" как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, причем самостоятельно ее преодолеть он не может. Домашнее насилие подпадает под это определение целиком и полностью. В законе оговорен порядок работы государственной системы социальных служб, центров, где есть специальные отделения помощи женщинам. Нормативные правовые акты, действующие сейчас в России в отношении насилия
над женщинами (в том числе домашнего), направлены в основном на, так сказать, ликвидацию последствий случившегося. Они начинают действовать только постфактум, когда вред женщине уже нанесен, и направлены на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже виновные действия совершил. О профилактике насилия, о том, чтобы его предупредить, в действующем законодательстве речи не идет. В этом смысле пословица "гром не грянет, мужик не перекрестится" характеризует, скорее, не мужика, а государство, которое выявлением признаков пока не проявившегося насилия и его предупреждением не занимается. Среди преступлений с бытовой мотивацией, совершаемых в том числе в рамках семьи, велика доля убийств и доведения до самоубийств, а также угроз убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, телесных повреждений и побоев различной тяжести, истязаний и случаев хулиганства. Медленно, но неуклонно - на 3-4 процента в год, растет количество преступлений, где жертвами становят
женщины. И это только официальная, зарегистрированная статистика. В 40 процентах случаев женщины--жертвы насилия не обращаются в правоохранительные органы либо потому, что не верят что преступление будет раскрыто и виновного найдут и накажут (в случае, если это преступление совершено чужим для
женщины человеком), либо не желая давать показания против человека, с которым связала свою жизнь (мужа, партнера). Кроме того, слишком часто женщина, находясь в сильной зависимости от обидчика как в материальной (физической, жилищной и экономической), так и в психологической (Молчи, а то еще хуже будет!"), не предпринимает ничего (или не может предпринять) для защиты своих прав. Но даже если жертва обратилась в милицию, уголовная и административная ответственность настигает обидчика далеко не всегда. Множество дел, возбужденных по факту избиения жены мужем, прекращаются в связи с тем, что женщина забирает заявление - либо вправду помирились (правда, надолго ли), либо испугалась угроз с его стороны, либо поняла - все равно ей с ним жить, никуда не денешься, либо пожалела - мужа-то в тюрьму сажать, не по-людски как-то! Вот и получается, что хорошие или плохие законы, позволяющие противостоять домашнему насилию, в России есть. Но они - как и многие другие законы - не соблюдаются. Не только из-за сложности процедуры защиты своих интересов в правоохранительных органах, суде, прокуратуре, но и потому, что закон, может быть, несовершенный, но справедливый (готовый защитить жертву домашнего
насилия от избиений, издевательств, оскорблений) вступает в противоречие с бытующей у нас традицией: семейные проблемы - внутреннее дело самой семьи, выносить их на всеобщее обозрение - стыдно и решать их семья (в данном случае - женщина) должна сама.
Традиционно - так. Но с течением времени многое меняется. Осознав ценность человека как личности, а не как функции (добытчика, работника, воина - для мужчины, матери, кухарки, любовницы, украшения интерьера - для женщины), общество не должно более мириться с насилием в семье. Сегодня очевидно, что это не только одно из проявлений исторически сложившихся неравных отношений между мужчинами и женщинами, но и не что иное, как нарушение прав человека, то есть не частное дело проблемной семьи, а вопрос, требующий вмешательства на государственном уровне.
Автор: Марина Макеева
7.1.2003
Агентство социальной информации