Анна Козлова. "Семейная школа толерантности"
Почему получилось так, что при очень высоком уровне межэтнической брачности в Советском Союзе после его распада столь же высокой оказалась и степеньобострения межнациональных отношений? После идиллического единства братских народов подобный результат кажется несколько неожиданным. По всей видимости, терпимость народов по отношению друг к другу была лишена глубины при отсутствии диалога культур. А самое главное, нашему народу не достает культуры толерантности, которая формируется на протяжении длительного времени на основе либерализма и демократии. Культура межэтнического общения складывается в процессе взаимодействияпредставителей разных этносов на микро- и макроуровнях. Микросреда, семья, всегда оказывает огромное влияние на формирование личности. Через институт семьи всегда стихийно решалась проблема укрепления межэтнических отношений, развивался процесс этнической адаптации и этнической диффузии. Внутрисемейная атмосфера в национально-смешанных семьях способствует выработке толерантности и чувства гражданственности в самосознании детей, что, несомненно, отражается на состоянии межэтнических отношений и способствует формированию здорового гражданского общества. Именно поэтому любое полиэтничное государство в принципе заинтересовано в расширении межэтнических браков и поддержании стабильности межэтнических семей.
Под эгидой дружбы народов и создания единой "советской" нации межэтнические браки поощрялись советским правительством и были в числе самых актуальных и широко исследуемых тем. Тщательно отслеживалась динамика распространения смешанных браков, исследовались факторы, обеспечивающие стабильность межэтнических семей, проблемы детей в таких семьях и т.д. Рост количества межэтнических браков рассматривался учеными как проявление развития и укрепления дружественных отношений в полиэтничном государстве. При этом совершенно не учитывалась целенаправленная политика советского правительства в этом направлении, которая в значительной степени определяла динамику распространения межэтнических браков. Политические процессы, связанные с распадом Союза, обострили проблему
этнического сознания и обнажили культурные различия, которые преодолевались на индивидуальном уровне в смешанных семьях. Это немедленно сказалось на динамике межэтнических браков: с начала 90-х годов их стало заметно меньше. Более того, можно утверждать, что под влиянием событий последних десятилетий, богатых на межэтнические конфликты, численность смешанных браков будет уменьшаться и дальше, уже независимо от состояния межэтнических отношений. Дети, выросшие в обстановке межэтнической напряженности, в которой этническая принадлежность играет большую, а порой и главную роль, в большинстве своем не будут вступать в брак с представителями других этносов. Чтобы остановить снижение количества межэтнических семей, потребуется немало
времени и сил. Высокая степень этнонационалистических тенденций делает положение детей из межнациональных семей очень сложным и неопределенным. Проблема этнической идентификации стоит перед ними даже после того, как они сами определились в выборе национальности. Сверстники стремятся отнести их к той этнической группе, которая менее уважается. Их часто не принимает полностью ни та, ни другая сторона, и они становятся этническими аутсайдерами. Многое тут зависит и от типа внутрисемейных отношений. Межэтнические браки могут быть демократическими или авторитарными. В семьях демократического типа обычаи, традиции, нормы семейной жизни наций обоих супругов усваиваются выборочно. Общение идет на двух языках и дети, как правило, легко усваивают их. Демократический тип семейных отношений характерен по большей части для интеллигентных семей. В них четче выявляются черты интернационализма, толерантности, и дети воспринимают культуру обоих родителей, выбирая в будущем ту национальность, которая им ближе, родители влияют на их выбор не так жестко, как в семьях авторитарного типа. Образование смешанных семей неизбежно влечет за собой появление в семейном быту многих качественно новых черт. Прежде всего, это проявляется в особенностях функционирования каждого из языков супругов. Возможно несколько вариантов развития событий: исчезновение из обихода языка одного из супругов; употребление в равной или почти равной мере обоих языков; использование третьего языка, известного обоим супругам. Параллельно с языковыми процессами формируются своеобразные черты культуры, домашнего быта, традиций, отличающие семейный уклад от быта однонациональных семей, к которым ранее принадлежали муж и жена.
Иногда при оценке роли межэтнических семей в развитии этнической культуры возникает опасение, что межэтнические браки могут привести к распаду этнических культур, подрывая основы существования некоторых этносов. В принципе, это опасение оправданное. Но этнос не может оставаться абсолютно неизменным. Он постоянно испытывает внешнее влияние. Развитие культуры возможно лишь там, где есть взаимодействие культур во всем многообразии. Культура, которая замкнулась в себе и не допускает проникновения новых элементов, обречена на гибель. Не влиять на окружающих межэтнические семьи не могут, так как находятся в одном социокультурном пространстве с однонациональными семьями, однако, они
не могут способствовать и полному исчезновению национальной культуры.
Невозможно навязать однонациональным семьям специфические элементы культуры, стереотипы поведения и мышления межэтнических семей. Социальное окружение отбирает для себя лишь те из привнесенных образцов поведения, которые соответствуют тенденциям развития культуры этноса, отсеивая все чужеродное. Вероятно, не требует доказательств тот факт, что полиэтничное общество Российского государства должно строиться на принципах интеграции, когда каждый гражданин, принадлежащий к той или иной национальности, тем не менее осознает себя россиянином и не испытывает неприязни и ненависти к представителям других народов. Смешанные семьи могли бы сыграть в процессе этнической интеграции не последнюю роль. Важно, чтобы для этого были созданы благоприятные условия. Материал подготовлен на основе статьи "Формирование толерантного сознания у подростков в смешанных семьях". Полностью текст опубликован на сайте Центра системных региональных исследований и прогнозирования Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете.
17.4.2003
Автор: Анна Козлова
"Агентство социальной информации"