Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, реализуемая в Чувашской Республике в рамках республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» на 2003 – 2010 годы, предполагает принципиальное изменение как функций участников системы, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Суть проводимой реформы заключается в том, чтобы сделать население ее участником, перейти от дотирования предприятий – поставщиков услуг ЖКХ к дотированию потребителей этих услуг, то есть населения. Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные организации и непосредственные потребители их услуг – граждане, а бюджетные средства, расходуемые на субсидирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам.
Анализ существующего финансового положения жилищно-коммунального хозяйства республики показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней и бюджетные организации, в меньшей степени - население. Так, по состоянию на 1 января 2003 года в структуре дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики задолженность бюджетов всех уровней и бюджетных организаций составляла около 40%, задолженность населения – около 1,5 процентов. Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможным не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений.
Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг может быть достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Для этого необходимо:
во-первых, перейти на полную оплату потребителями, в том числе населением, жилищно-коммунальных услуг, так как достаточность финансового обеспечения на оплату жилищно-коммунальных услуг может быть обеспечена только путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен на работы всех участников цепочки предоставления услуги. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.
во-вторых, необходимо упорядочить механизм формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования инвестиционных составляющих тарифа (амортизационные отчисления, фонд капитального ремонта, прибыль и т.п.) на цели модернизации и развития.
в-третьих, необходимо продолжить совершенствование системы социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. Сегодня, даже при предоставлении адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которые являются более прогрессивной формой распределения бюджетной поддержки, перечисление бюджетных средств предприятиям ЖКХ осуществляется формально от имени граждан, но без их прямого участия.
Одним из инструментов для реализации задачи по привлечению населения к контролю над расходами причитающихся сумм субсидий могут служить персонифицированные социальные счета граждан или домохозяйств, которые используются для перевода из бюджета адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и последующего использования этих средств гражданами для расчетов с производителями жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время в рамках реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в городах Новочебоксарск и Шумерля осуществляется эксперимент по предоставлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов (подобный эксперимент осуществляется в девяти субъектах Российской Федерации). На сегодняшний день разработана вся необходимая нормативная база для проведения эксперимента, в городах – участниках эксперимента разработано и установлено соответствующее программное обеспечение, проведены конкурсы по отбору уполномоченного банка (победителем конкурса признан Сберегательный банк Российской Федерации). С января месяца т.г. стали открываться первые социальные счета.
Социальные счета позволят переориентировать бюджетные потоки от предприятий-производителей жилищно-коммунальных услуг гражданам.
Преимущества принципиально иной организации бюджетных потоков для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства следующие:
1. В связи с тем, что в городах - участниках эксперимента функции по начислению субсидий переданы от предприятий ЖКХ в органы социальной защиты населения, сокращаются затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства на содержание служб субсидий, что в конечном итоге приводит к уменьшению тарифа для населения на содержание жилья. К примеру, в 2002 году содержание служб субсидий составляло от 1 до 1,5% расходов предприятий жилищного хозяйства республики по содержанию жилья, что составляет около 6 млн. рублей в год.. Передача служб жилищных субсидий в городах Новочебоксарск и Шумерля в органы социальной защиты позволила сократить себестоимость содержания 1 кв. м. жилья на 0,05 рублей в месяц.
2. Повышается ответственность органов власти перед гражданами. Не осуществить или задержать платеж в адрес гражданина «морально» и юридически труднее, чем в адрес предприятия.
3. Повышается чувство гражданской ответственности населения. Граждане будут лучше осознавать, какой объем бюджетных средств они получают, и на что они расходуются.
При зачислении субсидий на персонифицированный социальный счет граждане из «пассивных» получателей социальной помощи переводятся в категорию «активных». У гражданина появляются три варианта использования полученных средств: он может снять деньги со счета для последующей оплаты жилищно-коммунальных услуги или приобретения твердых видов топлива и сжиженного газа, либо осуществлять безналичные перечисления по разовым или длительным поручениям. К сожалению, первый месяц работы системы персонифицированных социальных счетов в городе Новочебоксарск показал, что граждане еще не воспользовались возможностью распоряжаться жилищными субсидиями, так как из 290 граждан, открывших персонифицированные социальные счета, 99% оформили с банком договоры длительного поручения.
4. Повышается ответственность предприятий перед гражданами. Если раньше гражданин, не получивший какую-либо определенную законом услугу, обвинял в этом представителей властей, то после введения такой системы граждане будут знать, кто отвечает за непредставление услуг. Если гражданин не получил выплаты, то ответственными являются органы власти. Если он получил средства из бюджета, произвел оплату своих услуг и не получил их, ответственным является предприятие - производитель услуг.
5. Повышается прозрачность бюджетов. Ни чиновники, ни руководители предприятий не могут достичь с гражданами закулисных договоренностей. Общественный контроль со стороны заинтересованных граждан исключает нецелевое использование бюджетных средств, возможное при перечислении средств на счета предприятий.
6. Улучшается ситуация в финансовой сфере. Бюджет не сможет рассчитываться с населением векселями, зачетами и иными суррогатами. Тем самым, в расчетной системе возрастает доля «живых» денег и, соответственно, платежная дисциплина.
В то же время с введением механизма социальных счетов может появиться ряд проблем. Серьезной представляется проблема недопущения со стороны гражданина недобросовестного пользования социальным счетом. Вполне вероятны случаи неплатежей граждан, получающих жилищные субсидии на социальные счета, за жилье и коммунальные услуги. В подобных случаях при неоплате жилищно-коммунальных услуг в течение трех месяцев в соответствии с Положением о проведении эксперимента и заключенным с гражданином договором на получение субсидии перечисление жилищных субсидий может быть приостановлено или прекращено. Для этого работники управляющих организаций и служб субсидий должны тщательно отслеживать должников по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Подводя итог, необходимо отметить, что на сегодняшний день Чувашская Республика находится на начальной стадии эксперимента, поэтому переход на персонифицированные социальные счета еще не обозначил весь круг проблем, которые могут возникнуть у предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Дальнейшее проведение эксперимента должно позволить определить процедуры использования системы социальных счетов, определить степень ее универсальности для повсеместного внедрения, плюсы и минусы различных механизмов ведения социальных счетов. В случае успешного завершения эксперимента планируется направлять на социальные счета также средства, выделяемые на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.