Введение
Республиканская целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы (далее – Программа), созданная в целях координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления по улучшению качества жизни старшего поколения, является продолжением республиканской программы «Старшее поколение» на 2002-2004 годы.
Основными задачами Программы являются решение проблемных вопросов групп пожилых людей с особыми потребностями (лиц пожилого возраста, находящихся в неблагоприятных условиях; инвалидов и участников Великой Отечественной войны; долгожителей; пожилых людей с установленной группой инвалидности; пожилых жителей сельских районов), содействие активному участию пожилых людей в жизни общества, развитие новых технологий и форм социального обслуживания лиц пожилого возраста, обеспечение доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности.
Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни лиц пожилого поколения.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Социально-демографические характеристики процесса старения населения в Чувашской Республике претерпевают определенные изменения.
По классификации ООН, старым называют население, в составе которого 7% жителей в возрасте 65 лет и старше. В Чувашской Республике таких жителей 13,2%, т.е. население республики является демографически старым.
В возрастном составе населения республики произошли заметные изменения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся с середины 90-х годов, привело к усилению процесса демографического старения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, медианный возраст жителей республики по сравнению с 1989 годом увеличился на 5,3 года и составил 36 лет. У мужчин соответственно – на 5,6 и 33,7 года, у женщин – на 4,7 и 38,2 года.
С 1989 по 2002 год численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 24,2 тыс. человек, или на 10,3%. В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 98,6 тыс. человек, или на 27,4%. Особенно резкое снижение – на 44,2% – произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю).
Средняя продолжительность жизни (показатель, наиболее адекватно отражающий уровень смертности населения) в сельской местности на 3,7 года ниже, чем в городских поселениях. В 2002 году средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,7 года (для мужчин – 56,5; для женщин – 72,7), в городских поселениях – 67,4 года (для мужчин – 61,6; для женщин – 73,2).
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
В связи с высокой востребованностью среди граждан пожилого возраста социальных услуг, предоставляемых учреждениями и органами социальной защиты населения, актуальными остаются развитие сети учреждений, оказывающих социальные услуги, создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Положение пожилых людей нуждается в качественном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан.
Программа предусматривает решение следующих проблем:
развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности;
развитие новых технологий и форм социального обслуживания лиц пожилого возраста;
обеспечение большей доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг лицам с ограниченными возможностями;
внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества;
решение проблемных вопросов групп пожилых людей с особыми потребностями: лиц пожилого возраста, находящихся в неблагоприятных условиях; инвалидов и участников Великой Отечественной войны; долгожителей; пожилых людей с установленной группой инвалидности; пожилых жителей сельских районов.
Сроки реализации Программы – 2005-2007 годы.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на реализацию целей Программы.
Раздел «Организационно-правовые и методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения» предусматривает мероприятия, направленные на улучшение качества обслуживания граждан старшего поколения, оказание материальной и моральной помощи нуждающимся пожилым людям, расширение круга оказываемых услуг и улучшение условий жизни пожилых людей.
Раздел «Меры по развитию сферы социального обслуживания граждан старшего поколения» содержит перечень мероприятий, в том числе материально-технических, по решению проблемных вопросов пожилых людей.
Раздел «Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения» включает мероприятия по предупреждению заболеваний и преждевременного старения, укреплению здоровья населения пожилого возраста, в том числе средствами социальной, культурной работы, психологической помощи, физической культуры и спорта.
Мероприятия по реализации Программы выполняются согласно приложению.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, в том числе республиканского и местных бюджетов.
Мероприятия Программы осуществляются исполнителями, определенными в ней, в указанные сроки.
Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2005-2007 годы составляет 180,42 млн. рублей,
в том числе:
в 2005 году – 35,84 млн. рублей;
в 2006 году - 72,7 млн. рублей;
в 2007 году – 71,88 млн. рублей;
из них:
из федерального бюджета – 24,7 млн. рублей,
в том числе:
в 2005 году – 3,0 млн. рублей;
в 2006 году – 11,9 млн. рублей;
в 2007 году – 9,8 млн. рублей;
из республиканского бюджета Чувашской Республики – 103,72 млн. рублей,
в том числе:
в 2005 году – 17,84 млн. рублей;
в 2006 году – 43,8 млн. рублей;
в 2007 году – 42,08 млн. рублей;
из местных бюджетов – 37,0 млн. рублей,
в том числе:
в 2005 году – 10,0 млн. рублей;
в 2006 году – 12,0 млн. рублей;
в 2007 году – 15,0 млн. рублей;
из внебюджетных источников – 15,0 млн. рублей,
в том числе:
в 2005 году – 5,0 млн. рублей;
в 2006 году – 5,0 млн. рублей;
в 2007 году – 5,0 млн. рублей.
В том числе по разделам:
(млн. рублей)
|
2005-2007
годы |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Организационно-правовые и методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения |
в том числе: |
|
|
|
|
республиканский бюджет Чувашской республики |
4,09 |
1,34 |
1,34 |
1,41 |
Итого |
4,09 |
1,34 |
1,34 |
1,41 |
|
|
|
|
|
Меры по развитию сферы социального обслуживания граждан старшего поколения |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
24,7 |
3,0 |
11,9 |
9,8 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
46,63 |
1,9 |
24,26 |
20,47 |
Итого |
71,33 |
4,9 |
36,16 |
30,27 |
|
|
|
|
|
Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения |
в том числе: |
|
|
|
|
республиканский бюджет Чувашской Республики |
53,0 |
14,6 |
18,2 |
20,2 |
бюджеты районов и городов |
37,0 |
10,0 |
12,0 |
15,0 |
внебюджетные средства |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
|
|
Итого |
105,0 |
29,6 |
35,2 |
40,2 |
Объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке исходя из бюджетных возможностей.
V. Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы – Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей программных мероприятий, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, указанные первыми в графе «Исполнители» в приложении к Программе, являются ответственными за выполнение мероприятий.
VI. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Взаимодействие между исполнителями Программы осуществляется Министерством труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля до 2008 г. представляют отчеты о выполнении программных мероприятий в Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики. Государственный заказчик к 1 марта ежегодно до 2008 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
повысить качество жизни граждан пожилого возраста;
улучшить оказание медико-социальной помощи одиноким и одиноко проживающим лицам старшего поколения;
усовершенствовать деятельность учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста путем приближения к гражданам старшего поколения медицинского обслуживания.
VIII. Показатели эффективности реализации Программы
Наименование показателей |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Количество одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста и инвалидов, охваченных медико-социальной помощью (чел.) |
558 |
572 |
589 |
|
|
|
|
Газификация отделений временного проживания (ед.) |
- |
6 |
3 |
|
|
|
|
Увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения, проживающих в отделениях временного проживания (сельских домах для ветеранов) муниципальных центров социального обслуживания (лет) |
73,5 |
74 |
74,5 |