Социальное развитие ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Характеристика Программы

 

 

Введение

 

Республиканская целевая программа «Старшее поколение» на 2005-2007 годы (далее – Программа), созданная в целях координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления по улучшению качества жизни старшего поколения, является продолжением республиканской программы «Старшее поколение» на 2002-2004 годы.

Основными задачами Программы являются решение проблемных вопросов групп пожилых людей с особыми потребностями (лиц пожилого возраста, находящихся в неблагоприятных условиях; инвалидов и участников Великой Отечественной войны; долгожителей; пожилых людей с установленной группой инвалидности; пожилых жителей сельских районов), содействие активному участию пожилых людей в жизни общества, развитие новых технологий и форм социального обслуживания лиц пожилого возраста, обеспечение доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности.

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно способствовать повышению уровня и качества жизни лиц пожилого поколения.

 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программным методом

 

Социально-демографические характеристики процесса старения населения в Чувашской Республике претерпевают определенные изменения.

По классификации ООН, старым называют население, в составе которого 7% жителей в возрасте 65 лет и старше. В Чувашской Республике таких жителей 13,2%, т.е. население республики является демографически старым.

В возрастном составе населения республики произошли заметные изменения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся с середины 90-х годов, привело к усилению процесса демографического старения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, медианный возраст жителей республики по сравнению с 1989 годом увеличился на 5,3 года и составил 36 лет. У мужчин соответственно – на 5,6 и 33,7 года, у женщин – на 4,7 и 38,2 года.

С 1989 по 2002 год численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 24,2 тыс. человек, или на 10,3%. В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 98,6 тыс. человек, или на 27,4%. Особенно резкое снижение – на 44,2% – произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю).

Средняя продолжительность жизни (показатель, наиболее адекватно отражающий уровень смертности населения) в сельской местности на 3,7 года ниже, чем в городских поселениях. В 2002 году средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,7 года (для мужчин – 56,5; для женщин – 72,7), в городских поселениях – 67,4 года (для мужчин – 61,6; для женщин – 73,2).

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

В связи с высокой востребованностью среди граждан пожилого возраста  социальных услуг, предоставляемых учреждениями и органами социальной защиты населения, актуальными остаются развитие сети учреждений, оказывающих социальные услуги, создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

Положение пожилых людей нуждается в качественном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

 

II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

 

Основной целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан.

Программа предусматривает решение следующих проблем:

развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствование их деятельности;

развитие новых технологий и форм социального обслуживания лиц пожилого возраста;

обеспечение большей доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг лицам с ограниченными возможностями;

внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию пожилых людей в жизни общества;

решение проблемных вопросов групп пожилых людей с особыми потребностями: лиц пожилого возраста, находящихся в неблагоприятных условиях; инвалидов и участников Великой Отечественной войны; долгожителей; пожилых людей с установленной группой инвалидности; пожилых жителей сельских районов.

Сроки реализации Программы – 2005-2007 годы.

 

III. Система программных мероприятий

 

Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на реализацию целей Программы.

Раздел «Организационно-правовые и методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения» предусматривает мероприятия, направленные на улучшение качества обслуживания граждан старшего поколения, оказание материальной и моральной помощи нуждающимся пожилым людям, расширение круга оказываемых услуг и улучшение условий жизни пожилых людей.

Раздел «Меры по развитию сферы социального обслуживания граждан старшего поколения» содержит перечень мероприятий, в том числе  материально-технических, по решению проблемных вопросов пожилых людей.

Раздел «Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения» включает мероприятия по предупреждению заболеваний и преждевременного старения, укреплению здоровья населения пожилого возраста, в том числе средствами социальной, культурной работы, психологической помощи, физической культуры и спорта.

Мероприятия по реализации Программы выполняются согласно приложению.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, в том числе республиканского и местных бюджетов.

Мероприятия Программы осуществляются исполнителями, определенными в ней, в указанные сроки.

Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2005-2007 годы составляет 180,42 млн. рублей,

  в том числе:

в 2005 году – 35,84 млн. рублей;

в 2006 году -  72,7 млн. рублей;

в 2007 году – 71,88 млн. рублей;

            из них:

 

из федерального бюджета – 24,7 млн. рублей,

в том числе:

в 2005 году – 3,0 млн. рублей;

в 2006 году – 11,9 млн. рублей;

в 2007 году – 9,8 млн. рублей;

 

из республиканского бюджета Чувашской Республики – 103,72 млн. рублей,

в том числе:

в 2005 году – 17,84 млн. рублей;

в 2006 году – 43,8 млн. рублей;

в 2007 году – 42,08 млн. рублей;

 

из местных бюджетов – 37,0 млн. рублей,

в том числе:

в 2005 году – 10,0 млн. рублей;

в 2006 году – 12,0 млн. рублей;

в 2007 году – 15,0 млн. рублей;

 

из внебюджетных источников – 15,0 млн. рублей,

в том числе:

в 2005 году – 5,0 млн. рублей;

в 2006 году – 5,0 млн. рублей;

в 2007 году – 5,0 млн. рублей.

 

В том числе по разделам:

 (млн. рублей)

 

2005-2007

годы

2005 год

2006 год

2007 год

Организационно-правовые и методологические вопросы социальной защиты граждан старшего поколения

            в том числе:

 

 

 

 

республиканский бюджет Чувашской республики

4,09

1,34

1,34

1,41

Итого

4,09

1,34

1,34

1,41

 

 

 

 

 

Меры по развитию сферы социального обслуживания граждан старшего поколения

            в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет

24,7

3,0

11,9

9,8

республиканский бюд­жет Чувашской Республики

46,63

1,9

24,26

20,47

Итого

71,33

4,9

36,16

30,27

 

 

 

 

 

Поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения

            в том числе:

 

 

 

 

республиканский бюджет Чувашской Республики

53,0

14,6

18,2

20,2

бюджеты районов и городов

37,0

10,0

12,0

15,0

внебюджетные средства

15,0

5,0

5,0

5,0

 

 

 

 

 

Итого

105,0

29,6

35,2

40,2

 

Объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке исходя из бюджетных возможностей.

 

V. Механизм реализации Программы

 

Государственный заказчик Программы – Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей программных мероприятий, с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.

Министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, указанные первыми в графе «Исполнители» в приложении к Программе, являются ответственными за выполнение мероприятий.

 

 

VI. Организация управления и контроля за реализацией Программы

 

Взаимодействие между исполнителями Программы осуществляется Министерством труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 10 февраля до 2008 г. представляют отчеты о выполнении программных мероприятий в Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики. Государственный заказчик к 1 марта ежегодно до 2008 г. информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы.

 

VII. Ожидаемые результаты

 

Реализация Программы позволит:

повысить качество жизни граждан пожилого возраста;

улучшить оказание медико-социальной помощи одиноким и одиноко проживающим лицам старшего поколения;

усовершенствовать деятельность учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста путем приближения к гражданам старшего поколения медицинского обслуживания.

 

VIII. Показатели эффективности реализации Программы

 

Наименование показателей

2005 год

2006 год

2007 год

Количество одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста и инвалидов, охваченных медико-социальной помощью (чел.)

558

572

589

 

 

 

 

Газификация отделений временного проживания (ед.)

-

6

3

 

 

 

 

Увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения, проживающих в отделениях временного проживания (сельских домах для ветеранов) муниципальных центров социального обслуживания (лет)

73,5

74

74,5

 

Система управления контентом
428004 г. Чебоксары ул.Урицкого-43.
Телефон: (8352) 62-35-62
Факс: (8352) 62-50-01
E-Mail: soc@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика