Принят Государственным Советом Чувашской Республики 30 января 2009 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" регулирует вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Чувашской Республики.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
4) дети-сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
5) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
6) подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
7) недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) не полностью дееспособный гражданин - несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Статья 2. Законодательство Чувашской Республики об опеке и попечительстве
Законодательство Чувашской Республики об опеке и попечительстве основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон) и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.
Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства
1. К полномочиям Государственного Совета Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства относятся:
1) принятие законов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
2) контроль за соблюдением и исполнением законов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
3) утверждение объемов финансирования расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;
4) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
2. К полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства относятся:
1) принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
2) наделение органа исполнительной власти Чувашской Республики полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
3) социальная поддержка и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей и приемных родителей;
4) предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
5) принятие республиканских целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов, улучшение условий жизни, охрану здоровья, воспитание, образование, труд и отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству
1. К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в области образования, в сфере опеки и попечительства, относятся:
1) контроль и координация деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
2) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
3) формирование и ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
4) организация устройства детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
5) организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в его ведении, а также осуществление контроля за деятельностью этих учреждений;
6) создание республиканских служб сопровождения приемных и опекунских семей по оказанию правовой, педагогической, психологической и медицинской помощи;
7) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
2. К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в области здравоохранения и социального обслуживания, в сфере опеки и попечительства относятся:
1) контроль и координация деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан;
2) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Чувашской Республики, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
3) организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения здравоохранения и социального обслуживания, находящиеся в его ведении, а также осуществление контроля за деятельностью этих учреждений;
4) устройство недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан в соответствующие учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
5) контроль за соблюдением прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, проживающих в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
6) иные полномочия, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Статья 6. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству
1. Функции контроля и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области образования.
2. Функции контроля и координации деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан возлагаются на орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в области здравоохранения и социального обслуживания.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики в сфере опеки и попечительства в соответствии с Законом Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями".
3.1. Для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству количество служащих, осуществляющих работу по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяется исходя из расчета:
одна штатная единица на пять тысяч детей, проживающих на территории городского округа, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
одна штатная единица на четыре тысячи детей, проживающих на территории муниципального района, не включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
одна штатная единица на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального образования, в границах которого орган опеки и попечительства осуществляет свою деятельность, за исключением помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. В своей деятельности органы опеки и попечительства взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и социального обслуживания и иными организациями.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству
1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относятся:
выявление и учет детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
представление законных интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Чувашской Республики или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
обращение в суд с заявлением о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, об отмене усыновления (удочерения);
участие в разбирательстве дел в судах по установлению и отмене усыновления (удочерения), дел, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав, а также других дел в защиту прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации;
подготовка заключений об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при разбирательстве дел в судах, связанных с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;
выдача в соответствии с Федеральным законом разрешений на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, а также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;
заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Федеральным законом;
выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Федеральным законом;
подбор, учет и подготовка в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
ГАРАНТ:
См. Порядок учета лиц, желающих усыновить (удочерить) детей на территории Чувашской Республики, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 апреля 2008 г. N 120
оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с Федеральным законом;
подготовка материалов о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
проведение работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, по привлечению общественности к работе органов опеки и попечительства;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер;
предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье;
консультирование граждан по вопросам охраны прав несовершеннолетних.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по опеке и попечительству в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан относятся:
выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
установление, осуществление и прекращение опеки над недееспособными и попечительства над не полностью дееспособными совершеннолетними гражданами;
освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
представление законных интересов недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Чувашской Республики или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
выдача в соответствии с Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Федеральным законом;
оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с Федеральным законом;
осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные совершеннолетние граждане;
оказание необходимой помощи до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготовка материалов, необходимых для назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
оказание помощи опекунам и попечителям в организации медицинского наблюдения за подопечными;
осуществление в установленном Федеральным законом порядке защиты имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном или попечителем опеки или попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
осуществление устройства лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
принятие решения о распоряжении имуществом и доходами недееспособного лица при устройстве его в психиатрические или психоневрологические учреждения;
дача согласия на совершение опекуном или попечителем сделок по отчуждению имущества подопечного;
дача согласия на создание в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания опекунских и попечительских комиссий;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним мер.
Статья 8. Ответственность органов опеки и попечительства
Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Статья 9. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Чувашской Республики
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Закон Чувашской Республики от 19 декабря 1997 года N 29 "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 1998, N 23);
Закон Чувашской Республики от 10 января 2001 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2001, N 39);
Закон Чувашской Республики от 4 февраля 2008 года N 9 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации работы по опеке и попечительству" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 2008, N 75).
Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Президент Чувашской Республики |
Н. Федоров |
г. Чебоксары
6 февраля 2009 года
N 5