1. Состояние нормативной правовой базы по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ
В рамках реализации Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приняты :
Законы Чувашской Республики:
от 18 октября 2004 г. № 22 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики»;
от 24 ноября 2004 г. № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» ( в редакции от 10 октября 2005 г.);
от 24 ноября 2004 г. № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
от 24 ноября 2004 г. № 47 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (в редакции от 10 октября 2005 г.);
от 24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (в редакции от 12 апреля 2005 г.).
постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
от 20 октября 2005 г. № 258 «О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике» , устанавливающем государственный стандарт социального обслуживания населения, порядок и условия социального обслуживания в государственной системе социальных служб, предоставление социального обслуживания бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты, перечень гарантированных государством социальных услуг, а также перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное социальное обслуживание.
Подготовлены проекты постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики «О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета», «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Чувашской Республике».
2. Информационное обеспечение
В связи с реформированием системы предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ в Чувашской Республике организована широкая информационно-разъяснительная работа среди населения.
Были организованы телефоны «горячей линии» при Минздравсоцразвития Чувашии, территориальных отделениях Российского Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, железнодорожном вокзале г.Чебоксары, а также в органах местного самоуправления.
Постоянно проводились встречи с руководителями, а также членами республиканских ветеранских объединений, общественных организаций инвалидов, пресс-конференции с журналистами, организованы публикации и выступления в республиканских и муниципальных средствах массовой информации по вопросам монетизации льгот.
В целях реализации Федерального закона № 122-ФЗ была создана Межведомственная рабочая группа по взаимодействию органов исполнительной власти Чувашской Республики с территориальными органами федеральных органов ис-
полнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
3. Формирование федерального и регионального регистров льготополучателей
В республике своевременно сформирован региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат. По состоянию на 1 октября т.г. в данный сегмент вошли 122 тыс. человек.
Сформирован регистр лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
На 1 октября 2005 г. в него входят 137 тыс. ветеранов труда и тружеников тыла, 1,5 тыс. реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.
4. Обеспеченность лекарственными средствами
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в республике созданы условия для реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления дополнительной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.
Утвержден перечень участников реализации программы дополнительного лекарственного страхования, в реализации которой участвуют:
- 61 больница и поликлиника, в том числе включены ведомственные учреждения (поликлиника МВД Чувашии, «Узловая больница на ст. Канаш», ФГУ «МСЧ-29»), отдельные республиканские учреждения (ГУЗ «РКБ №1», ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер»);
- 184 аптечные организации, при этом для обеспечения медикаментами сельских жителей используются аптечные пункты, развернутые на базе участковых больниц, общеврачебных практик, фельдшерско-акушерских пунктов;
- 1907 врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, включая врачей-специалистов.
Сформированы нормативно установленные договорные отношения с организацией федерального уровня снабжения (ООО «Биотэк» (г.Москва), региональным уполномоченным складом (ГУП «Фармация» Минздрава Чувашии).
По состоянию на 14 октября 2005 г. в Чувашскую Республику поставлено лекарственных препаратов на общую сумму 287863,7 тыс. рублей.
Обслужено 980028 рецептов на сумму 204007,8 тыс. рублей, что составляет 70,9 % от общей суммы поставки. Около 2500 рецептов находится на отсроченном обслуживании. В целях бесперебойного обеспечения препаратами льготной категории населения аптечные организации осуществляли отпуск медикаментов за счет своих оборотных средств по 7591 рецепту на сумму 1367,4 тыс. рублей.
С начала реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ Минздравсоцразвития Чувашии осуществляет ежедневный мониторинг за количеством выписанных и обслуженных рецептов, еженедельно отправляются отчеты в Минздравсоцразвития России, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в штаб Приволжского Федерального округа, по запросам в политсоветы и общественные организации.
В целях дальнейшего совершенствования льготного лекарственного обеспечения во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) необходима работа по своевременному обеспечению заявляемой потребности по отдельным позициям лекарственных препаратов, как по ассортименту, так и по количеству.
5. Социальная поддержка федеральных льготников
В соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан производится ежемесячная денежная выплата, на которую направляются средства федерального бюджета в сумме 73,5 млн.руб. в месяц.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 319 «Об утверждении Перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи», и на основании результатов проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации открытого конкурса по Чувашской Республике отбор прошли 8 санаторно-курортных учреждений: ГУП Чувашской Республики «Санаторий «Надежда» Минздрава Чувашии, ОАО «Санаторий «Чувашия», ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт», ООО «Санаторий «Волжские зори», ЗАО «Санаторий «Утес», санаторий-профилакторий «Чайка» ОАО «Корпорация «ЧХБК», санаторий «Волга» ОАО «Чувашсетьгаз», ГУЗ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка». Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике с ними заключены государственные контракты на закупку путевок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. Также заключены контракты с санаториями, находящимися за пределами Чувашской Республики, такими, как пансионат с лечением «Автомобилист», «Шексна», «Дружба», «Солнечный берег», «Сосны», «Машук», «Дагомыс» и профиьный санаторий для «спинальников» - «Сергиевские минеральные воды».
На 2005 год квота по Чувашской Республике на санаторно-курортное лечение для льготных категорий граждан составляла 7635 путевок. Дополнительно выделено еще 500 путевок. По состоянию на 4 октября 2005 г. по Чувашской Республике выдано 6493 путевки. На эти цели из федерального бюджета выделено свыше 70 млн.рублей. Более 4 тыс.чел. обратились по вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации, 3,1 тыс.чел. - их получили (9,1 млн.руб.).
В целях сохранения уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, Указом Президента Чувашской Республики Н.В. Федоровым от 22 января 2005 г. № 5 введены дополнительные меры социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 г. № 227 предоставлено право бесплатного проезда лицам, сопровождающим инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов I группы и детей-инвалидов.
6. Социальная поддержка региональных льготников
В Чувашской Республике реализуются меры социальной поддержки отдельных категорий населения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики. В соответствии с законами Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» и № 47 «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в текущем году лицам, определение мер социальной поддержки которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации, сохранены льготы в натуральном виде за исключением 50 - процентной скидки по оплате за пользование телефоном, радиоточкой и коллективной антенной ветеранам труда, которая компенсируется в денежной форме.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 декабря 2004 г. № 326 утверждены Правила финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки указанным категориям населения. В республиканском бюджете Чувашской Республики средства на предоставление мер социальной поддержки указанным категориям льготников предусмотрены в полном объеме. Задолженности по финансированию этих расходов не имеется.
Законами Чувашской Республики от 10 октября 2005 г. № 41 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет» и от 10 октября 2005 г. № 30 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», вступающими в силу с 1 января 2006 г., основная часть мер социальной поддержки будет заменена на ежемесячные денежные компенсации с сохранением для ветеранов труда скидки в оплате жилья и коммунальных услуг, компенсации за пользование услугами связи, реабилитированным лицам – установки телефона.
В настоящее время ведется разработка нормативных правовых актов, регулирующих их реализацию. Прорабатывается система доставки ежемесячных денежных выплат, предусматривается введение единого социального проездного билета для федеральных и региональных льготников.
Предстоит совместно с Минстроем Чувашии, предприятиями транспорта организовать четкую и слаженную работу по введению единых социальных проездных билетов, продумав систему продажи наиболее удобную для граждан льготных категорий.
Еще более ответственная задача – организация ежемесячной денежной выплаты региональным льготникам. Прежде всего, необходимо довести до каждого льготника информацию о возможности выбора наиболее выгодного для него основания ее получения при наличии нескольких, а также способа получения выплаты. При этом монетизация льгот по региональным льготникам должна пройти без социальной напряженности в обществе. Для этого необходимо проводить широкую разъяснительную работу по основным положениям предстоящей монетизации льгот, сформировать с 1 ноября в Министерстве и в органах местного самоуправления «горячую линию», привлекать к этой работе общественные объединения ветеранов войны и труда, инвалидов. В целом эта работа на уровне республики начата, необходимо ее активизировать на муниципальном уровне.
Обращаюсь к главам администраций районов и городов: хоть и сформирован регистр региональных льготников надо до конца года еще раз перепроверить – все ли граждане, имеющие право на региональную ежемесячную денежную выплату, в него вошли.
7. Организация социальной защиты и социального обслуживания населения
с 1 января 2006 года
На сегодняшний день в Чувашской Республике вопросами реализации государственной политики в области социальной защиты населения заняты:
Минздравсоцразвития Чувашии;
государственные учреждения социального обслуживания;
отделы социальной защиты населения администраций районов и городов;
муниципальные учреждения социального обслуживания.
В 2005 году в целях обеспечения бесперебойного функционирования учреждений социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и до окончательного оформления документов по приему-передаче указанных учреждений в государственную собственность Чувашской Республики в соответствии со статьей 25 Закона Чувашской Республики от 29 ноября 2004 г. № 54 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год» органы местного самоуправления наделены полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления бюджетам районов и городов субвенций из республиканского Фонда субвенций и субсидий в сумме 88,8 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ с 1 января 2006 года полномочия по решению вопросов социальной защиты населения и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов будут реализовываться Минздравсоцразвития Чувашии, его территориальными органами в районах и городах и государственными учреждениями социального обслуживания.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ проведена инвентаризация материально-технического состояния муниципальных учреждений социального обслуживания. С учетом решений Собраний депутатов районов и городов республики 13 октября 2005 г. принято постановление «О передаче из муниципальной собственности в собственность Чувашской Республики муниципальных учреждений социального обслуживания».
В соответствии с данным постановлением безвозмездно в собственность Чувашской Республики будут переданы муниципальные учреждения социального обслуживания. Министерству совместно с Минимущества Чувашии и администрациями районов и городов необходимо до 31 декабря 2005 года осуществить в установленном порядке необходимые организационно-правовые действия, связанные с приемом и передачей указанных учреждений.
В целях приведения системы органов социальной защиты населения Чувашской Республики в соответствие с требованиями федерального законодательства по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с 1 января 2006 года предусматривается создание территориальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики – отделов (управлений) социальной защиты населения Минздравсоцразвития Чувашии в муниципальных образованиях.
В связи с этим вносится на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики соответствующий проект постановления. В ближайшее время Минздравсоцразвития совместно с Минимуществом республики и администрациями районов и городов необходимо обеспечить решение имущественных вопросов, связанных с созданием и деятельностью отделов (управлений). Также администрациям районов и городов необходимо своевременно уведомить всех работников о предстоящей ликвидации отделов муниципальных образований.
8. Выплата субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
с 1 января 2006 года
С 1 марта 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации. Статьей 159 кодекса предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, передаваемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время субсидии предоставляются отделами социальной защиты населения, являющимися структурными подразделениями администраций городов и районов республики, финансирование осуществляется за счет средств Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики, передаваемых бюджетам городов и районов на реализацию программы субсидий, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации соблюдены в республике в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С учетом этого с января 2006 года органы социальной защиты населения перейдут в структуру государственной власти республики.
В то же время, согласно вышеназванному закону, в отношении адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг органам государственной власти предоставлено только право предоставления субвенций местным бюджетам на их выплату. Тем самым с 1 января 2006 г. по действующему законодательству территориальные органы социальной защиты населения теряют свое право на предоставление субсидий населению.
В связи с этим прошу обратить внимание на то, что полномочия по предоставлению субсидий населению сохраняются за органами местного самоуправления. Необходимо в ближайшее время определить, кто будет заниматься назначением и выплатой субсидий.
По мнению Министерства, в администрациях должны быть созданы в виде отделов, секторов службы по назначению и выплате субсидий. Ни в коем случае не должно быть возврата назад – передачи полномочий учреждениям жилищно-коммунального хозяйства. Возврат к старой форме предоставления субсидий отодвинет республику на несколько шагов назад.
В 2003 году Чувашская Республика в числе 8 других субъектов Российской Федерации принимала участие в федеральном эксперименте по применению новой формы предоставления субсидий через персонифицированные социальные счета. Одним из условий эксперимента являлось освобождение предприятий жилищно-коммунального хозяйства от несвойственных им функций – социальной поддержки малообеспеченной категории граждан, передача полномочий по предоставлению субсидий органам социальной защиты населения. Эксперимент был проведен с соблюдением всех норм федерального законодательства и получил достойную оценку Госстроя России.
В течение 2004 г. - 1 квартала 2005 года все муниципальные образования Чувашской Республики, одной из первых в Российской Федерации, планомерно перешли на предоставление субсидий через органы социальной защиты населения.
Вопрос предоставления субсидий в следующем году характерен также и для большинства других регионов России, которые с 1 января 2006 г. передают социальную защиту на уровень государственной власти, в частности Волгоградской и Ростовской областей. Поэтому вполне возможны изменения в федеральном законодательстве, которые позволят предоставлять субсидии через систему социальной защиты населения. Не стоит ломать созданную новую систему предоставления субсидий.
Для сведения сообщаю, что по данным на 1 октября т.г. субсидии в республике получают 39666 семей, что составляет 8,6 % от общего числа семей, средний размер субсидии 574 руб. 44 коп. Всего республиканским бюджетом на выплату субсидий предусмотрено 442,0 млн. руб., использовано за 9 месяцев 205,82 млн.руб. ля сведения сообщаю, что по данным на 1 октября т.г. ной защиты насления.ления субсидий.ю субсидийохраняюся еспублики, передава
9. Присвоение звания «Ветеран труда»
Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) устанавливает категорию ветеранов труда, не имеющих удостоверение «Ветеран труда». Статья 28 Закона определяет, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» об установлении звания «Ветеран труда» утратили силу с 1 января 2005 года, в связи с чем утратили силу и положения Закона об установлении звания «Ветеран труда», а также об определении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» Президентом Российской Федерации.
Таким образом, в новой редакции Закона появилась новая категория граждан, являющихся ветеранами труда, однако понятие «звание «Ветеран труда» утратило силу. В то же время Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. № 423 в соответствии с которым выдавалось удостоверение ветерана труда, до сегодняшнего дня не признан утратившим силу. Министерство юстиции Российской Федерации в письме от 28 апреля 2005 г. № 09/3326-ЮЧ признало наличие пробела в законодательстве Российской Федерации по данному вопросу.
В связи с тем, что данная правовая коллизия на федеральном уровне не была устранена, Президентом Чувашской Республики подписан Указ от 4 августа 2005 г. № 62 «О присвоении звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики» и принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2005 г. № 226 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения ветерана труда».
Настоящим проектом постановления при присвоении звания «Ветеран труда» учитывается награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде при представлении лицами, претендующими на присвоение звания удостоверений к нагрудным и почетным знакам, медалям (ведомственным), почетным и заслуженным званиям от имени федеральных органов государственной власти, почетные грамоты федеральных органов государственной власти.
Среди наград, которые учитывались до 1 января 2005 года при присвоении звания «Ветеран труда» 26,9 % составляли ордена и медали, 39,6 % - дипломы, грамоты и звания федеральных органов исполнительной власти, 33,5 – другие ведомственные награды. Из 232 ведомственных наград в настоящее время учитываются 146, с учетом этого численность граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» ориентировочно сократится на 30 процентов.
Не учитываются ведомственные награды общественных организаций, врученные лицам, работавшим согласно записям в трудовой книжке в их системе, например ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, ДОСААФ, Всероссийского общества «Знание», Фонда социального страхования, Союза журналистов России, Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР и т.п.