ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ «Здоровье работающего населения России на 2004 - 2015 годы» (Подготовлено Президиумом РАМН)
Основой государственной социальной политики является обеспечение приоритета сохранения и улучшения здоровья трудящихся как важнейшей производительной силы общества, определяющей национальную безопасность страны и ее экономическое развитие.
Формирование и реализация социальной программы по охране здоровья трудящихся становится особенно актуальным на фоне проблем, возникших в течение последних пятнадцати лет в Российской Федерации в условиях социально-экономического и политического кризиса.
В первую очередь эти проблемы связаны с резким ухудшением медико-демографической ситуации, вылившимся, по существу, в депопуляцию населения. Снижение рождаемости, рост смертности по всем определяющим классам причин, резкий рост преждевременной смертности (за последние годы он составил свыше 520 тыс. человек в год), сверхсмертность трудоспособного населения от неестественных причин, снижение средней продолжительности предстоящей жизни, привели, в конечном итоге, к дефициту трудового потенциала.
Отмечается также рост трудопотерь в связи с временной и стойкой утратой трудоспособности, особенно от болезней сердечно-сосудистой, мочеполовой системы, органов пищеварения, ухудшается репродуктивное здоровье женщин, о чем свидетельствует рост осложнений беременности, родов и послеродового периода. Более 500 000 человек ежегодно впервые признаются инвалидами, особенно высок этот показатель среди трудоспособного населения, проживающего в сельской местности.
Негативные тенденции четко просматриваются и в профессиональной заболеваемости. За последнее десятилетие зарегистрировано свыше 120 тыс. больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания, при этом 97% пришлись на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности, отмечается утяжеление течения заболеваний и рост числа неблагоприятных исходов.
В структуре хронических профзаболеваний преобладают болезни органов дыхания, вибрационная болезнь, кохлеарный неврит, заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости регистрируются в угольной, энергетической промышленности, машиностроении, металлургии и др.
Продолжается рост смертности от несчастных случаев на производстве. Ежегодно по этой причине погибает около 6000 чел.
Уровень и качество проведения общих и медицинских мер профилактики, диагностики заболеваний среди работающих, лечения и реабилитации пострадавших при выполнении работ, связанных с воздействием повышенных уровней вибрации, шума, пыли, ртути, свинца и других повреждающих факторов в ряде территорий остается неудовлетворительным. Это, в свою очередь, является одной из ведущих причин поздней выявляемости профзаболеваний, 70-90% из которых в различных территориях диагностируются уже в стадии инвалидизации. Особо необходимо отметить устойчивую тенденцию к росту профессиональной заболеваемости (в т.ч. хронических заболеваний и заболеваний с рецидивирующим течением) среди женщин, в первую очередь детородного возраста. На долю работающих женщин приходится до четверти всех выявленных профзаболеваний (отравлений).
Таким образом, сложившаяся в настоящее время медико-демографическая ситуация в стране, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов. До 98, 5 % от общего числа профзаболеваний приходится на хронические заболевания, влекущие ограничение профессиональной пригодности и трудоспособности. Неуклонно возрастает бремя экономических затрат общества на компенсационные выплаты, связанные с ухудшением здоровья работающих.
Ежегодные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают 25 млрд. руб., по оплате временной нетрудоспособности работающих - около 47 млрд. руб.
При этом по данным различных авторов от 20 до 40% трудопотерь по болезням прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Отсутствие экономической заинтересованности и ответственности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников, стремление к получению быстрой прибыли приводят к усилению тенденций сокрытия предпринимателями имеющихся рисков развития производственной и производственно-обусловленной заболеваемости. На предприятиях, особенно малого и среднего бизнеса, выявляются грубейшие нарушения требований санитарного законодательства. По данным Госкомстата России из 14,3 млн. трудящихся в промышленности во вредных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает 21, 3% (каждый пятый), из 5,1 млн. работающих в строительстве - 9,9% и т.д.
Все это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья работников и эффективности их труда. Согласно Европейской социальной хартии, подписанной Россией в 2001 г., наша страна приняла обязательства по обеспечению достойного жизненного уровня и соблюдения основных прав граждан, в т.ч. права на труд, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и пр.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ в российском трудовом праве все шире начинают применяться принципы и нормы международного права в части регулирования охраны труда: конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), стандарты Международной организации стандартизации (ИСО) и др. В рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, вступившем в силу с 1997 г., Россия стремится к совместимости своего законодательства с ЕС, в т.ч. и по охране и медицине труда. Это приобретает все большее значение в связи с процессами глобализации экономики и перспективами вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). Мировой опыт показывает, что если расходы на проведение мероприятий в области защиты профессионального здоровья трудящихся составляют около 0,2 % от валового внутреннего продукта, то отсутствие таких мер обходится государству в 20 % от ВВП.
Все изложенное свидетельствует о безусловной необходимости разработки теоретических и практических основ и реализации действенных мер совершенствования охраны здоровья работающих - одного из ведущих направлений государственной социальной политики с целью сохранения трудового потенциала и, соответственно экономического возрождения страны.
Учитывая, что кардинальное улучшение состояния здоровья трудоспособного населения России возможно лишь на основе системного межведомственного подхода, Российской Академией медицинских наук совместно с Минздравом России, другими заинтересованными ведомствами разрабатывается проект целевой Программы «Здоровье работающего населения России на 2004 - 2015 годы». Эта программа будет отражать новые современные подходы к проблеме сохранения здоровья работающих, объединяя для этого усилия всех социальных институтов страны.
Придание Программе статуса Президентской позволит сконцентрировать внимание государства и общества на этой проблеме, поднимет значимость и ценность здоровья человека.
В Программе будет предусмотрена разработка и реализация современных методик и технологий (медико-социальных, организационных, медико-профилактических, инженерно-технических, эргономических и др.) по минимизации рисков негативного влияния производств на экологию и качество трудового процесса, сохранению и укреплению здоровья работающих, профилактике и снижению общей и профессиональной заболеваемости, трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, созданию условий для оздоровления работающих и выполнению ими социальных функций.
Будут также определены меры по совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями.
Реализация государственной социальной политики в области охраны здоровья работающего населения предполагает осуществление комплекса мер политического, экономического, экологического, правового, социально-культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленного на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия на человека вредных и неблагоприятных факторов, в том числе производственных, экологических, поведенческих и других, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной и иной деятельности населения.
Задачами Программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015 годы» должны быть разработка и реализация:
- новых законодательных актов, направленных на улучшение условий и охраны труда, гибкой налоговой политики, призванной стимулировать повышение ответственности работодателей за эффективность производственной сферы и охраны здоровья работающих, нарушение санитарного законодательства, медицински обоснованный допуск к выполнению работ, связанных с воздействием повреждающих факторов;
- мер по внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями.
- научно-обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками;
- современных принципов и подходов к социальному страхованию на производстве с учетом классов условий труда, уровня профессиональной заболеваемости и травматизма;
- методик использования современных медицинских, информационных и телемедицинских технологий при оказании высококвалифицированной диагностической и лечебно-профилактической помощи работающему населению;
- научно и экономически обоснованной стратегии по формированию здорового образа жизни, особенно молодежи и трудоспособного населения:
Результатами реализации Программы должны стать:
- поэтапный переход к обеспечению здоровых безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений, организаций и предприятий хозяйственного комплекса, внедряемым в производство современным технологиям, финансово-экономическим условиям с учетом действующей структуры производств и учреждений здравоохранения и международных требований и норм;
- усиление профилактики и снижение заболеваемости и травматизма на производстве, преждевременной смертности;
- укрепление общественного, группового и индивидуального, а также репродуктивного здоровья населения;
- формирование системы наиболее эффективной адресной медико-социальной защиты работников и пострадавших на производстве и снижение затрат на возмещение ущерба здоровью, лечение хронических заболеваний;
- создание системы мониторинга условий труда, состояния здоровья работающих, управления профессиональными рисками, формирование (Национального регистра по профессиональной заболеваемости, травматизму и инвалидности»;
Концепция Программы одобрена Министерством здравоохранения России, Министерством труда и социального развития России, Федерацией независимых профсоюзов России. Концепция была также обсуждена на Парламентских слушаниях «Здоровье работающих России», «Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения», «О реализации закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии», «Проблемы совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения», а также получила одобрение I Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье» в ноябре 2002.
Реализация программы безусловно потребует проработки материально-технического, организационного, методологического и научного обеспечения на основе своевременного и полного финансирования и привлечения к указанной работе заинтересованных министерств и ведомств.
Финансирование Программы должно осуществляться из следующих источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты предприятий и ведомств, средства фондов социального и обязательного медицинского страхования Российской Федерации, средства Пенсионного фонда, средства от административных штрафов, взимаемых за нарушение трудового кодекса, санитарного законодательства, а также с привлечением крупного бизнеса, являющегося сегодня в России главной социальной силой, обладающей огромными финансовыми и интеллектуальными возможностями.
Однако ожидаемые результаты, включая существенное снижение расходов на возмещение ущерба, нанесенного здоровью работников и медицинское обеспечение пострадавших, сохранение трудового потенциала страны и снижение упущенной выгоды от недоработанных в связи с болезнью и преждевременной смертью человеко-лет, должны значимо превысить уровень затрат на реализацию предлагаемых мер.
Сроки реализации Программы: I этап – до 2005 г. II этап – 2005 - 2010 г. III этап – 2010 - 2015 г.
Управление реализацией Программы и исполнительские функции должно осуществлять Министерство здравоохранения Российской Федерации, научно-методологическое обеспечение - Российская Академия медицинских наук при постоянном контроле за ходом реализации Программы со стороны Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
Российская Академия медицинских наук, Всероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», Президиум Всероссийского Конгресса «Профессия и здоровье» просят оказать возможное содействие в привлечении заинтересованных структур и специалистов к доработке указанного проекта Программы и максимальном ускорении ее реализации в Российской Федерации.
|