РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской
Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской
Республики и Чувашским республиканским объединением организаций
профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2011–2013 годы
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Кабинета Министров Чувашской Республики (далее – Правительство), Регионального объединения работодателей Чувашской Республики (далее – Работодатели), Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее – Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное трехстороннее соглашение на 2011–2013 годы (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Чувашской Республике.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения предусматривают проведение в 2011–2013 годах социально-экономической политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики республики, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение бедности, решение проблемы обеспечения населения жильем, обеспечения гарантий занятости населения, сохранения здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности на основе принципов социального партнерства.
I. В области экономической политики
Стороны совместно:
1.1. Вырабатывают общие подходы в определении инновационного социально ориентированного типа развития экономики, ее модернизации, создании благоприятной среды для предпринимательской деятельности, развитии высокотехнологичных базовых отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, обновлении транспортной инфраструктуры, укреплении экономического и финансового положения организаций, росте бюджетных доходов, увеличении занятости на базе инновационного обновления и повышении инвестиционной активности.
1.2. В области бюджетной политики исходят из необходимости формирования эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
1.3. Осуществляют поддержку и развитие конкуренции на рынке товаров и услуг, обратив особое внимание на социально значимые товары (услуги, работы).
1.4. Содействуют созданию благоприятных условий для творческой активности изобретателей и рационализаторов.
1.5. Содействуют созданию благоприятных условий для развития организаций малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.6. В области тарифной политики исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование субъектов естественных монополий, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержание конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, минимизацию негативного влияния изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на инфляционные процессы и уровень жизни населения.
1.7. Принимают меры по внедрению международных стандартов качества, социально ответственного и этического менеджмента в процессы производства и корпоративного управления, развитию конкурентоспособного производства и внешнеэкономического сотрудничества организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики.
1.8. Принимают меры по повышению привлекательности Чувашской Республики в целях дальнейшего развития экономики и международного сотрудничества.
1.9. Организуют выставки, ярмарки, смотры-конкурсы производимой в Чувашской Республике продукции, экономические соревнования в разрезе муниципальных районов, городских округов, сельских, городских поселений, отраслей экономики, организаций, конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики и др.
1.10. Проводят предварительные консультации в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Республиканская комиссия) для внесения на публичные слушания согласованных предложений по проекту закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, мероприятиям, предусмотренным Соглашением.
Правительство:
1.11. Принимает меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
1.12. Принимает меры по развитию внешнеэкономических связей Чувашской Республики с другими субъектами Российской Федерации, странами СНГ, дальнего и ближнего зарубежья за счет расширения номенклатуры и увеличения объема вывозимой продукции (услуг).
1.13. Принимает меры по формированию благоприятной инновационной и инвестиционной среды в целях ускорения развития промышленного потенциала Чувашской Республики, поддержке мероприятий комплексных планов модернизации моногородов.
1.14. Принимает меры по дальнейшей модернизации и развитию инженерной инфраструктуры на основе реализации комплексных проектов для обеспечения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.
1.15. Обеспечивает финансирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в объемах, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год.
1.16. Способствует формированию эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса, улучшению продовольственного обеспечения населения, созданию социально-экономических условий, обеспечивающих повышение качества жизни сельского населения.
1.17. Обеспечивает реализацию основных направлений республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2015 годы», принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2007 г. № 287.
1.18. Принимает меры по устойчивому развитию сельских территорий, повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, поддержке комплексной застройки и благоустройства сельских поселений.
1.19. В целях предотвращения ценовых диспропорций в различных секторах экономики осуществляет контроль в пределах компетенции за обоснованностью формирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
1.20. Взаимодействует с Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам по регулированию тарифов в топливно-энергетическом комплексе.
1.21. Принимает меры по привлечению работодателей и профсоюзов к работе экспертного совета и рабочих групп Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для рассмотрения вопросов регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Принимает меры по информированию общественности о рассмотрении и утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения через средства массовой информации.
1.22. Принимает меры по сдерживанию темпов роста цен и тарифов на коммунальные услуги населению и недопущению превышения их над темпами роста денежных доходов населения, изменения тарифов чаще одного раза в год.
Работодатели:
1.23. Принимают меры по созданию и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств с использованием формируемых в Чувашской Республике объектов инновационной инфраструктуры, стимулированию новаторов производств, расширению взаимодействия с организациями в Чувашской Республике в сфере трансфера технологий.
1.24. Реализуют меры, направленные на техническое перевооружение организаций, повышение эффективности производства, поиск и привлечение инвесторов, повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции, соответствующей требованиям стандартов качества, освоение новых рынков сбыта.
1.25. Участвуют в конкурсах инвестиционных проектов, торгах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.26. Реализуют меры, направленные на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и энергосбережение.
1.28. Используют налоговые льготы, пониженные тарифы страховых взносов, предоставленные организациям в соответствии с действующим законодательством, кредиты на обеспечение роста производства, создание новых рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда.
1.29. Содействуют развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.
1.30. Предоставляют по запросу Правительства и Профсоюзов необходимые сведения об экономическом состоянии организаций.
1.31. Совместно с Профсоюзами заключают отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры, предусматривая в них мероприятия по развитию производства, росту заработной платы, обеспечению занятости работников, улучшению условий и охраны труда, дополнительные социальные гарантии, и осуществляют финансирование расходов, необходимых для их реализации.
1.32. Обеспечивают соблюдение установленных трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами трудовых прав и социальных гарантий работников.
1.33. При формировании финансового плана (бюджета) организаций предусматривают средства, необходимые для выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.
Профсоюзы:
1.34. Отстаивают и защищают социально-трудовые интересы работников, права трудовых коллективов при проведении социально-экономических реформ.
1.35. Содействуют работодателям в повышении производительности труда, качества продукции, дисциплины и ответственности работника за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, создании и сохранении благоприятного климата в трудовых коллективах.
1.36. Добиваются вовлечения трудовых коллективов в процессы управления производством и повышения его эффективности.
1.37. Информируют работников через профсоюзные органы о принимаемых мерах по преодолению кризисных явлений в развитии производства, укреплению финансово-экономического положения в организациях.
1.38. Разрабатывают и направляют на рассмотрение в органы исполнительной власти Чувашской Республики, Работодателям, в Республиканскую комиссию предложения по стимулированию роста производительности труда, качества продукции, социальным льготам для работников организаций, населения республики.
1.39. Выступают инициаторами и участвуют в разработке, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений по социальному партнерству.
1.40. Совместно с работодателями организуют трудовое соперничество. Восстанавливают и совершенствуют традиционные, внедряют новые формы чествования человека труда.
1.41. Принимают меры по привлечению работников в первичные профсоюзные организации, созданию профсоюзных организаций на предприятиях малого и среднего бизнеса с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективные договоры и их участия в развитии малого и среднего бизнеса.
1.42. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, и правовую защиту членов профсоюзов в вопросах приема на работу, увольнения с работы, режима труда и отдыха, занятости. Оказывают бесплатную правовую помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, социального страхования, пенсионного обеспечения. Представляют и отстаивают интересы работников в судах.
II. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны совместно:
2.1. Проводят согласованную политику по созданию экономических условий, способствующих легализации рынка труда и трудовой миграции, созданию новых эффективных рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала, обучению работников, подлежащих увольнению, смягчению негативных последствий сокращения рабочих мест, предупреждению массовой безработицы.
2.2. Принимают меры по реализации основных направлений Указа Президента Чувашской Республики от 4 августа 2003 г. № 81 «О Республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003–2005 годы и на период до 2013 года».
2.3. Принимают меры по:
повышению качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда;
развитию персонала на производстве, профориентации и психологической поддержке населения, в частности выпускников школ и учреждений системы профессионального образования;
определению потребности организаций в квалифицированных кадрах;
обеспечению прав граждан, работавших до призыва на военную службу в организации, на трудоустройство в ту же организацию в течение трех месяцев после увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации.
2.4. Принимают меры по более широкому привлечению учащихся и студентов к участию в оплачиваемых общественных, временных и сезонных работах.
2.5. Способствуют развитию системы психологической поддержки, профессиональной ориентации, профессиональному обучению молодых граждан, повышению их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
2.6. Участвуют в разработке предложений по привлечению в Чувашскую Республику иностранной рабочей силы.
Правительство:
2.7. Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в пределах установленной квоты.
2.8. Содействует реализации Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2011–2013 годы, утвержденной приказом Государственной службы занятости населения Чувашской Республики от 11 сентября 2008 г. № 35.
2.9. Принимает меры по развитию сектора образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда для успешного осуществления деятельности отраслей экономики республики, в том числе по организации целевой контрактной подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования для учреждений культуры и искусства Чувашской Республики.
2.10. Содействует обеспечению временной занятости подростков и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.
2.11. Осуществляет мероприятия по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда.
2.12. Реализует дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики.
2.13. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» организует учет подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики организаций, в которых предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, и подготовку предложений по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, в которых предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы.
2.14. Предоставляет ежемесячную и ежеквартальную аналитические информации о состоянии рынка труда и составе безработных, неполной занятости работающих, способствует их публикации в средствах массовой информации.
Работодатели:
2.15. Принимают меры по созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда.
2.16. Принимают меры по созданию внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, в том числе по подготовке кадров массовых профессий и специальностей на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, уделяя особое внимание молодежи.
2.17. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости на селе.
2.18. Принимают участие в корректировке учебных программ профилирующих дисциплин профессиональных учебных заведений.
2.19. Принимают меры по недопущению массового сокращения работников в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае массового сокращения работников не менее чем за три месяца информируют органы службы занятости населения и профсоюзы.
2.20. Обеспечивают прием на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, в соответствии с установленными квотами.
2.21. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов преимущественное право трудоустройства во вновь образуемых на базе их имущества организациях.
2.22. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения вопросов организации внутрипроизводственного обучения, мер, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
2.23. Принимают активное участие в республиканских мероприятиях по вопросам занятости: конкурсах, семинарах, круглых столах, опросах, мониторингах, проводимых Правительством для формирования эффективной кадровой политики.
2.24. Своевременно и в полном объеме представляют в службу занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, должностей.
Профсоюзы:
2.25. Осуществляют контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости населения, предоставлением гарантий при высвобождении работников.
2.26. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение числа рабочих мест, развитие внутрипроизводственного обучения персонала, повышение квалификации, опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению, выплату дополнительных компенсаций и предоставление льгот молодым специалистам, высококвалифицированным работникам и обеспечение их финансирования.
2.27. Предоставляют бесплатную правовую и консультативную помощь профсоюзным организациям и членам профсоюзов в вопросах занятости.
2.28. Осуществляют контроль за необоснованным и массовым применением в организациях срочных трудовых договоров.
2.29. Содействуют организации и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам.
2.30. Принимают участие в работе координационных комиссий (советов) содействия занятости через своих представителей.
2.31. Осуществляют контроль за предоставлением льгот и гарантий работникам, совмещающим работу с обучением.
III. В области регулирования оплаты труда, доходов и уровня жизни населения
Стороны совместно:
3.1. Проводят согласованную политику, направленную на:
повышение реальной заработной платы, снижение дифференциации в оплате труда работников, занятых в различных сферах экономической деятельности;
обеспечение доведения минимальной заработной платы в Чувашской Республике до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Чувашской Республике. С этой целью может быть заключено соглашение о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Чувашской Республике;
установление в коллективных договорах и соглашениях формы, системы и размеров оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Чувашской Республике;
повышение реальных доходов населения;
уменьшение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Чувашской Республике.
3.2. Обеспечивают контроль за своевременной оплатой труда в организациях всех форм собственности, принимают меры по ликвидации и предотвращению задолженности по выплате заработной платы, легализации «теневой» заработной платы.
3.3. Содействуют росту производительности труда в организациях.
3.4. Участвуют в комплексных проверках по вопросам соблюдения трудового законодательства.
Правительство:
3.5. Своевременно и в полном объеме выделяет средства на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики, обеспечивает их целевое использование.
3.6. Обеспечивает своевременность и полноту дополнительных выплат отдельным категориям работников в рамках приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения.
3.7. Осуществляет мониторинг основных показателей уровня жизни населения и заработной платы в целом по Чувашской Республике и в разрезе муниципальных районов и городских округов. Ежеквартально публикует результаты мониторинга в средствах массовой информации.
3.8. Проводит анализ структуры величины прожиточного минимума, ежеквартально устанавливает ее для основных социально-демографических групп населения и публикует в средствах массовой информации.
3.9. Проводит мероприятия по снижению темпов роста потребительских цен и повышению качества оказания социально значимых услуг населению Чувашской Республики.
Работодатели:
3.10. Обеспечивают выплату заработной платы работникам в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и предусмотренные в коллективных договорах сроки, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В случае нарушения установленного срока выплачивают денежную компенсацию не ниже размера, предусмотренного статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен в Чувашской Республике в соответствии с коллективными договорами. Пересматривают системы и формы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
3.11. Принимают меры в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики до 2013 года в части роста заработной платы работников отраслей экономики к 2013 году по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза.
3.12. Ориентируются при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, на увеличение удельного веса тарифа в заработной плате для такой организации.
3.13. Обеспечивают своевременные начисление и выплату в полном объеме заработной платы работникам, а также своевременное перечисление всех начисленных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
3.14. Принимают меры по предоставлению в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительных, сверх установленных законодательством Российской Федерации, льгот и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
3.15. При обращении Сторон предоставляют информацию о размере средней заработной платы, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению задолженности в организациях.
Профсоюзы:
3.16. В целях защиты законных прав и интересов работников, в том числе посредством участия своих представителей в примирительных комиссиях, трудовых арбитражах, судебных заседаниях и др., осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства.
3.17. Выступают инициаторами заключения коллективных договоров и добиваются установления в коллективных договорах:
- условий оплаты труда в соответствии с общероссийскими, республиканским, территориальными, отраслевыми тарифными соглашениями;
- размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в Чувашской Республике;
- индексации заработной платы и выплаты компенсации в установленном порядке;
- социальных гарантий и льгот для работников.
3.18. Предусматривают при заключении отраслевых и территориальных (муниципальных) соглашений положение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в соответствии с прожиточным минимумом трудоспособного населения в Чувашской Республике.
3.19. Контролируют выполнение условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда, предоставлению льгот и компенсаций за особые условия труда, социальных льгот.
Совместно с работодателями регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития, выполнении коллективных договоров.
3.20. Обеспечивают контроль и защиту прав работников в части своевременной выдачи им заработной платы, отпускных, оплаты больничных листов и расчета в случае увольнения.
3.21. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, оплаты труда, в досудебном и судебном решении трудовых споров.
3.22. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с настоящим Соглашением и отраслевыми соглашениями.
IV. В области социальной поддержки населения
Стороны совместно:
4.1. Осуществляют меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения, проводят согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей, соблюдению пенсионных прав работающих граждан, проживающих на территории Чувашской Республики.
4.2. Способствуют решению демографической проблемы путем снижения смертности, увеличения рождаемости, урегулирования миграционных процессов, совершенствования механизма государственной поддержки молодых семей.
4.3. Способствуют сохранению и укреплению системы санаторно-курортного лечения, эффективному использованию бюджетных средств, средств организаций и профсоюзов, направляемых на отдых и лечение детей, работающих и членов их семей, студентов, в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Принимают меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы спортивных сооружений, развитию массового спорта и спорта высших достижений, обеспечению подготовки спортсменов к международным соревнованиям.
4.5. Способствуют созданию многоуровневой системы профилактики правонарушений и ориентации на духовные ценности в молодежной среде.
4.6. Способствуют активному участию населения в благоустройстве территорий и проведении дней городов, деревень, улиц.
4.7. Реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку многодетных семей.
4.8. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на решение проблем обеспечения доступности дошкольных учреждений, развитие новых форм организации дошкольного образования.
4.9. Создают условия для обеспечения граждан доступным жильем и развития в Чувашской Республике эффективного рынка недвижимости.
4.10. Принимают меры по реализации республиканских целевых программ по ограничению потребления табака, предупреждению алкоголизма и пьянства, противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и токсикомании, привитию культуры здорового питания, обеспечению качества и безопасности питьевой воды.
4.11. Информируют Республиканскую комиссию о поступлении страховых взносов в территориальные государственные социальные внебюджетные фонды и их расходовании.
4.12. Проводят информационно-разъяснительную, консультативную работу по вопросам пенсионного обеспечения, пенсионного страхования, направленную на развитие добровольных дополнительных пенсионных накоплений, с использованием средств массовой информации, печатных изданий организаций, «прямых линий», пресс-конференций, радио- и телепередач. Защищают интересы застрахованных лиц в системе пенсионного страхования.
Оказывают содействие в расширении негосударственных институтов в пенсионном обеспечении.
4.13. Рекомендуют органам местного самоуправления изыскать возможность сохранения компенсационных выплат на питание учащихся общеобразовательных учреждений.
Правительство:
4.14. Обеспечивает оптимизацию механизмов и доступность мер социальной поддержки социально незащищенных слоев населения.
4.15. Способствует сохранению в 2011–2013 годах мер социальной поддержки, предусмотренных законами Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», Указом Президента Чувашской Республики от 20 апреля 2007 г. № 31 «О звании «Ветеран труда Чувашской Республики».
4.16. Принимает меры по реализации республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008–2011 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 января 2008 г. № 15.
4.17. Создает условия для обеспечения граждан доступным жильем путем реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002–2015 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 г. № 274.
4.18. Предусматривает в республиканском бюджете Чувашской Республики средства на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
4.19. В случаях резкого повышения темпов инфляции и снижения в связи с этим уровня реальных доходов населения принимает с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов меры экономического характера по регулированию цен на основные продукты питания, товары повседневного спроса и социально значимые услуги.
4.20. Устанавливает республиканские стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг согласно федеральным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011–2013 годы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 768, с учетом уровня доходов населения Чувашской Республики.
4.21. Принимает меры по обеспечению сельского населения качественной питьевой водой.
4.22. Оказывает содействие в строительстве автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.
4.23. Обеспечивает реализацию мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной реформы, развитию добровольного дополнительного страхования и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
4.24. Содействует своевременной выплате пенсий и иных социальных выплат.
4.25. Совершенствует систему библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов по зрению, детей и юношества.
4.26. Реализует мероприятия по государственной поддержке семьи, охране материнства и детства.
4.27. Сохраняет выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
4.28. Принимает меры по увеличению числа профилактических мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья населения.
4.29. Принимает меры по совершенствованию системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике, в том числе по обеспечению:
устойчивого функционирования государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, средств добровольного медицинского страхования, средств, поступающих от оказания населению платных медицинских услуг;
доступности медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Чувашской Республики, гарантированного государством объема и перечня видов медицинских услуг.
4.30. Способствует дальнейшему развитию первичной медико-санитарной помощи на основе совершенствования деятельности общеврачебной (семейной) практики и использования преимущественно профилактического направления работы.
4.31. Обеспечивает равный доступ к высококачественным медицинским услугам как городского, так и сельского населения.
4.32. Принимает меры по снижению уровня заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь наиболее массовыми и управляемыми инфекциями.
4.33. Принимает меры по внедрению новых технологий обучения, развитию единой образовательной информационной среды, оснащению образовательных учреждений современным компьютерным и учебным оборудованием, школьными автобусами.
4.34. Принимает меры по сохранению льготного проезда на городском транспорте для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, студентов дневной формы обучения.
4.35. Организует и обеспечивает отдых и занятость детей и подростков в летнее время. Сохраняет на уровне не ниже достигнутого расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на отдых и оздоровление детей, приобретение путевок в оздоровительные лагеря.
4.36. Содействует дальнейшему развитию ипотечного кредитования.
4.37. Предоставляет в установленном порядке гражданам, проживающим в жилых помещениях всех форм собственности, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.38. Способствует снижению роста злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконного оборота их на территории Чувашской Республики.
Работодатели:
4.39. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов на пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, соблюдение законодательства по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, предоставление индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке и страховых взносах на граждан, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования.
4.40. Обеспечивают сохранность документов по личному составу, необходимых для подтверждения пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе для целей валоризации расчетного пенсионного капитала при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в случае реорганизации или ликвидации организации, своевременную передачу их на хранение в государственные и муниципальные архивы или в другие организации, надлежащим образом оформившие учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.41. Оказывают работникам содействие в участии в государственной программе софинансирования добровольных пенсионных накоплений в целях повышения уровня их пенсионного обеспечения.
4.42. Обеспечивают отчисление профсоюзам денежных средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы в трудовых коллективах в порядке и на условиях, установленных статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», коллективными договорами и соглашениями.
4.43. Содействуют включению в коллективные договоры и планы социального развития организаций мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе.
4.44. Предусматривают в коллективных договорах и отраслевых (межотраслевых) соглашениях выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков во время школьных каникул, приобретение новогодних подарков для детей работников, санаторно-курортное лечение сотрудников, дополнительные денежные выплаты неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях и др.
4.45. Принимают меры по сохранению и развитию, хозяйственному обслуживанию организаций социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону.
4.46. Предусматривают в коллективных договорах возможность выделения денежных средств на строительство или приобретение жилья, льготных ссуд и кредитов работникам организаций, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Профсоюзы:
4.47. Инициируют в организациях развитие социально-культурной сферы.
4.48. Участвуют в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» через своих представителей в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, и осуществляют контроль за использованием средств этих фондов.
4.49. Осуществляют защиту прав застрахованных лиц в системе обязательного страхования путем контроля за выполнением страхователем (работодателем) обязательств по перечислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
4.50. Инициируют включение в коллективные договоры, соглашения положений, предусматривающих дополнительные социальные льготы и компенсации неработающим пенсионерам, ветеранам труда, работающим гражданам, молодежи до 35 лет, многодетным и неполным семьям, в том числе частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.
4.51. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий по работе с молодежью, защищают ее права и интересы в организациях всех форм собственности.
4.52. Создают совместно с работодателями молодежные комиссии, советы по работе с молодыми специалистами с целью активизации участия молодежи в повышении эффективности деятельности организаций.
4.53. С целью активизации участия молодежи в повышении эффективности деятельности профсоюзных организаций проводят ежегодный конкурс «Лучший молодой профсоюзный лидер Чувашской Республики».
4.54. Организуют обучение работающей и студенческой молодежи по вопросам трудового законодательства, защиты социально-трудовых прав в рамках проекта «Школа молодого профсоюзного лидера».
4.55. Добиваются включения в коллективные договоры компенсационных выплат работникам, оплатившим стоимость путевки в загородные детские оздоровительные лагеря.
V. В сфере защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности
Стороны совместно:
5.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению и улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих.
5.2. Реализуют планы, программы мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих.
5.3. Ведут пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных привычек среди работающего населения.
5.4. Повышают эффективность государственного, производственного и общественного контроля в области охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной и экологической безопасности.
5.5. Внедряют современные системы управления охраной труда, основанные на российских и международных стандартах.
5.6. Содействуют внедрению современных и безопасных технологий производства.
5.7. Проводят смотры, конкурсы, семинары, совещания, круглые столы в области улучшения условий и охраны труда, повышения социальной эффективности организаций.
5.8. Взаимодействуют со средствами массовой информации, общественными организациями в области информационного обеспечения по вопросам улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих.
Правительство:
5.10. Ведет мониторинг условий и охраны труда.
5.11. Принимает меры по финансированию мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих, реализуемых в рамках федеральных и республиканских целевых программ, из средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
5.12. Обеспечивает реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки в Чувашской Республике.
5.13. Обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда.
5.14. Развивает и совершенствует систему обучения по охране труда, промышленной безопасности, охране окружающей среды и проверки знаний требований охраны труда, охраны окружающей среды.
5.15. Оказывает содействие проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
5.16. Принимает дополнительные меры по стимулированию работодателей в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих.
5.17. Обеспечивает государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Работодатели:
5.18. Принимают меры по выполнению требований законодательства по охране труда, созданию служб охраны труда и их материально-техническому оснащению.
5.20. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством.
5.22. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
5.23. Обеспечивают за счет средств организаций проведение общих предварительных (при приеме на работу), периодических и углубленных медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
5.24. Принимают дополнительные меры по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.25. Осуществляют производственный контроль в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
5.27. Внедряют новые прогрессивные формы и методы управления охраной труда, охраны окружающей среды в организациях.
Профсоюзы:
5.32. Добиваются включения в коллективные договоры положений, предусматривающих мероприятия по организации и финансированию физкультурно-спортивной работы.
5.33. Содействуют в обучении уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов.
5.35. Организуют проведение ежегодного смотра-конкурса «Лучший уполномоченный по охране труда».
VI. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения
Стороны совместно:
6.1. Осуществляют меры по реализации Закона Чувашской Республики «О социальном партнерстве», признают муниципальные (территориальные) и отраслевые соглашения, коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания на местах социальной стабильности.
6.2. Обеспечивают безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Республиканской комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Чувашской Республики в сфере труда.
6.3. Продолжают работу по совершенствованию законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.
6.4. Принимают на себя обязательства по соблюдению всех условий настоящего Соглашения и несут предусмотренную законодательством ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
6.5. Признают необходимым обеспечить соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», права профсоюзов и их объединений на бесплатное перечисление на их счета членских взносов, добровольных платежей и взносов работников, не являющихся членами профсоюза, одновременно с выплатой заработной платы работникам организаций.
6.6. Способствуют:
заключению и реализации отраслевых (межотраслевых), территориальных (муниципальных) соглашений и коллективных договоров;
образованию и эффективной работе в муниципальных районах и городских округах республики территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению республиканских, отраслевых (межотраслевых) тарифных, территориальных соглашений, коллективных договоров;
развитию связей Республиканской комиссии с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, муниципальными (территориальными) комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;
улучшению информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства;
проведению семинаров по проблемам ведения коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений.
6.7. Стороны считают необходимым поддержать инициативу общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов.
Социальные инициативы работодателей, предпринимаемые сверх законодательно установленных обязательств, основываются исключительно на принципах добровольности.
6.8. Правительство привлекает Стороны к участию в проводимых совещаниях, заседаниях, конференциях, переговорах и встречах, затрагивающих интересы Сторон, включает их представителей в соответствующие организационные комитеты, коллегии, комиссии, делегации, консультативные и экспертные советы.
6.9. Работодатели:
содействуют инициативе работников по созданию первичных профсоюзных организаций;
создают объединения работодателей на уровне отраслей, муниципальных образований;
обеспечивают ежемесячное бесплатное перечисление на счета профсоюзных организаций членских профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы работникам организаций в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором;
безвозмездно создают для выборных профсоюзных органов первичных профсоюзных организаций необходимые условия для осуществления уставной деятельности, предусмотренные законодательством и коллективным договором.
6.10. Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми соглашениями.
6.11. Профсоюзы:
инициируют заключение коллективных договоров и соглашений;
добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзную организацию;
проводят обучение профсоюзного актива по вопросам социального партнерства в трудовых отношениях;
организуют проведение ежегодного конкурса «Лучший коллективный договор».
6.12. Правительство предоставляет Работодателям и Профсоюзам на бесплатной основе текущую информацию по вопросам занятости, о доходах и уровне жизни населения, охране труда, по вопросам соблюдения трудового законодательства и другую информацию, необходимую для контроля за выполнением настоящего Соглашения.
6.13. Стороны предоставляют бесплатно помещения для проведения участниками Соглашения конференций, семинаров, круглых столов, иных мероприятий по вопросам социального партнерства и проведения культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.
6.14. Решения Республиканской комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий – мнения ее Сторон в отношении направляемых в адрес Республиканской комиссии проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов государственной власти Чувашской Республики в сфере труда доводятся до сведения Государственного Совета Чувашской Республики и подлежат обязательному рассмотрению Правительством.
VII. Действие Соглашения, контроль за его выполнением и ответственность Сторон
7.1. В целях освещения деятельности Республиканской комиссии и хода реализации настоящего Соглашения Стороны обеспечивают:
регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию системы социального партнерства в Чувашской Республике;
членов Республиканской комиссии информационно-аналитической информацией по основным социально-экономическим показателям;
в 10-дневный срок после подписания публикацию текста Соглашения в средствах массовой информации.
7.2. В двухмесячный срок после подписания настоящего Соглашения каждая сторона разрабатывает мероприятия, необходимые для его реализации, и по итогам года информирует Республиканскую комиссию о ходе их выполнения.
7.3. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
7.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Чувашской Республики «О социальном партнерстве» и Положением о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденным Указом Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. № 86.
7.5. Настоящее Соглашение заключено на 2011–2013 годы, вступает в силу с момента подписания.
7.6. Организации профессиональных союзов, объединения работодателей, работодатели, не имеющие своих представителей в составе Республиканской комиссии, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение срока его действия.
7.7. Настоящее Соглашение рассматривается как основа для ведения переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений в отраслях и организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан. В случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
7.8. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике предоставляет Сторонам статистическую информацию, необходимую для переговоров, контроля за ходом выполнения настоящего Соглашения, на бесплатной основе в объемах и сроки, которые предусмотрены федеральным и региональным планом статистических работ.
7.9. В течение срока действия Соглашения Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в сфере социально-трудовых отношений.
За Кабинет Министров Чувашской Республики:
Президент Чувашской Республики М.Игнатьев
За Региональное объединение работодателей
Чувашской Республики:
председатель Регионального объединения
работодателей Чувашской Республики И.Кустарин
За Чувашское республиканское объединение
организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф»:
председатель Чувашского республиканского
объединения организаций профсоюзов
«Чувашрессовпроф» А.Коршунов