Деятельность республиканского органа по управлению государственным имуществом началась в период экономического и социально-политического кризиса в стране, в условиях противоречивости и нестабильности законодательной базы, при отсутствии необходимых подзаконных правовых актов, обеспечивающих функционирование механизма разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности на территории республики, отсутствии достаточной информации о пообъектном составе собственности Чувашской Республики, профессиональных специально обученных кадров.Именно тогда назрела острая необходимость в трансформации отношений собственности, означающей перестройку системы отношений между государством, рынком и обществом.
Перестройка отношений собственности предполагала многоплановость и включала в себя такие меры как сокращение бюджетных ассигнований в государственный сектор экономики, либерализацию, включающую свободную конкуренцию на финансовых рынках, ослабления контроля над ценами, введение новых форм управления государственными предприятиями, и, наконец, полную и частичную их приватизацию. Приватизация, как элемент рыночных структур, была абсолютно необходима. На основе разработанного приватизационного законодательства началась крупномасштабная реформа в сфере отношений собственности.
В 1992 году Госкомимуществом Чувашской Республики утверждаются первые планы приватизации, а 1993 год – можно назвать годом интенсивной приватизации, в республике приватизировано более половины предприятий, приватизированных за 15 лет.
В 1994 году перешли к новой приватизационной модели, т.е. от чековой приватизации к денежной, ориентированной в первую очередь, на стимулирование структурных изменений и инвестиционную составляющую приватизационного и постприватизационного процесса в экономике республики.
А с 1995 года доходы от приватизации и использования государственного имущества, стали рассматриваться как один из источников пополнения бюджета с установлением бюджетных заданий на текущий финансовый год.
В настоящее время деятельность Минимущества Чувашии направлена на обеспечение оптимального соотношения между государственным и негосударственным секторами экономики. Министерство использует разные механизмы управления государственным имуществом в зависимости от форм и объектов собственности.
В целях сокращения государственного сектора экономики Минимущество Чувашии ежегодно реализует Прогнозные планы (программы) приватизации государственного имущества Чувашской Республики, предусматривающие приватизацию государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, пакетов акций акционерных обществ и объектов недвижимости, незадействованных в обеспечении исполнения государственных функций и полномочий Чувашской Республики.
В результате планомерно проводимых мероприятий по оптимизации государственного сектора экономики Чувашской Республики количество действующих государственных унитарных предприятий заметно уменьшилось. За последние пять лет в результате реорганизации, ликвидации и акционирования количество государственных унитарных предприятий снизилось со 139 до 30, в этот же период продано 43 республиканских пакета акций, 36 объектов недвижимости.
Всего за 2010 год поступление средств в республиканский бюджет Чувашской Республики от приватизации государственного имущества Чувашской Республики составило 56,7 млн. руб.
На сегодняшний день Чувашская Республика является акционером 43 открытых акционерных обществ, кроме того, в отношении 7 обществ использует специальное право на участие в управлении («золотая акция»), и участником 3 обществ с ограниченной ответственностью.
Основной задачей при управлении государственными пакетами акций (долями) хозяйственных обществ является обеспечение выработки по каждому обществу рациональной дивидендной политики с целью максимального пополнения доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики.
Анализ выплаты дивидендов в хозяйственных обществах с долями участия Чувашской Республики свидетельствует, что наблюдается рост суммы выплачиваемых дивидендов на государственные пакеты акций Чувашской Республики и из года в год увеличивается доля хозяйственных обществ, принимающих решение о выплате дивидендов, к суммарному количеству хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики.
Так, если в 2006 году принято решение о выплате дивидендов 24 хозяйственными обществами, что составляет 37,5% к общему количеству хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики, то в 2010 году – 55% хозяйственных обществ (22 хозяйственных общества).
В 2010 году в республиканский бюджет Чувашской Республики поступило дивидендов на сумму 16,3 млн. руб.