За 15 лет название республиканского органа по управлению имуществом менялось несколько раз. Нынешнее – Министерство имущественных и земельных отношений – закрепилось с 5 мая 2004 года. С его руководителем – Валерией Алексеевой – в преддверии знаменательной даты встретился наш корреспондент.
– Валерия Ивановна, деятельность руководимого вами ведомства началась в сложное для страны время. Именно тогда назрела острая необходимость в трансформации отношений собственности, означающей перестройку системы отношений между государством, рынком и обществом. Предлагаю в начале беседы совершить небольшой экскурс в историю.
– Вы правильно заметили, тогда наблюдался экономический и социально-политический кризис. Чувашия не была исключением. Перестройка отношений собственности предполагала многоплановость и включала в себя такие меры как сокращение бюджетных ассигнований в государственный сектор экономики, либерализацию, включающую свободную конкуренцию на финансовых рынках, ослабление контроля над ценами, введение новых форм управления государственными предприятиями.
– И, наконец, полную и частичную их приватизацию. Кстати, как Вы оцениваете приватизационный процесс тех лет?
– Приватизация, как элемент рыночных структур, была абсолютно необходима. На основе разработанного приватизационного законодательства в 90-е годы началась крупномасштабная реформа в сфере отношений собственности.
В 1992 году Госкомимуществом Чувашии утверждаются первые планы приватизации, а 1993 год – можно назвать годом интенсивной приватизации, в республике приватизировано более половины предприятий, приватизированных за 15 лет.
За 15 лет система управления государственным имуществом в республике постепенно совершенствовалась: проведено разграничение государственной собственности на федеральную, республиканскую, муниципальную, налажен пообъектный учет государственного и муниципального имущества и сформирован реестр государственного имущества Чувашии.
– Известно, что в целях сокращения избыточной части государственного сектора экономики ежегодно утверждается перечень ГУПов Чувашии, не обеспечивающих выполнение функций и задач государства. Насколько единиц сократилось их число?
– В результате планомерно проводимых мероприятий по оптимизации государственного сектора экономики Чувашии количество действующих ГУПов заметно уменьшилось. За последние три года реорганизовано, ликвидировано более 60 госпредприятий, преобразовано в хозяйственные общества 17 унитарных предприятий.
– Полномочия министерства в сфере земельных отношений из года в год расширяются. Уточните их.
– В настоящее время на наше ведомство возложена задача по проведению земельной реформы. Она предусматривает разграничение государственной собственности на землю, реализацию мероприятий целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003-2007 годы» с подпрограммой «Реформирование и регулирование земельных отношений в Чувашской Республике на 2003-2007 годы», контроль за эффективным использованием земельных участков, переход на новую систему налогообложения.
– При Минимуществе Чувашии создана межведомственная комиссия по контролю за эффективным использованием земельных ресурсов. Каковы функции вашего министерства в ней?
– Непосредственное участие в работе комиссии принимают представители муниципальных образований. Администрации районов и городов направляют в Минимущество информацию, на основании которой мы ведем мониторинг неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков. Комиссия вырабатывает для землепользователей предложения рекомендательного характера по дальнейшему использованию нерационально используемых земельных участков. В 2004 году по результатам ее работы было выявлено 70 неэффективно используемых государственных участков, которые в основном расположены в городских поселениях, а в 2005 году таких участков осталось 65. Пять землепользователей привели свои земли в надлежащий вид и используют эти участки по целевому назначению.
– Минимущество участвует в решении вопросов, связанных с реформированием органов местного самоуправления?
– Мы активно участвуем в решении вопросов, связанных с передачей объектов из республиканской собственности в муниципальную и оказываем необходимую методическую помощь органам местного самоуправления по управлению, распоряжению имуществом и земельными участками городов и районов республики.
В настоящее время Минимуществом Чувашии в целях эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества, оптимизации структуры объектов муниципального имущества в интересах проживающего в муниципальных образованиях населения в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разработан проект закона Чувашской Республики о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, которым утверждаются перечни муниципального имущества, передаваемого в собственность поселений.
– Задачи, которые предстоит решить вашему ведомству в ближайшем будущем в связи с реформой?
– Многое уже сделано, но немало задач еще предстоит решить. Сегодня в помощи по реализации новых полномочий нуждаются поселения. Их администрации должны организовывать работу жилищно-коммунального хозяйства, содержать дороги, выстраивать земельные отношения, решать имущественные вопросы. На мой взгляд, только благодаря слаженной работе всех уровней власти – федеральной, республиканской и местной можно поднять потенциал органов местного самоуправления до того уровня, когда они сами смогут эффективно исполнять свои новые обязанности. И в этом направлении немалая роль отведена Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Беседовал
Николай МОРОЗОВ.