Презентация
Развитие межведомственного электронного взаимодействия предусмотрено:
- Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» ;
- а также Республиканской целевой программой Чувашской Республики «Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы».
Данная РЦП являются составной частью государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами до 2020 года, утвержденной постановлением КМ ЧР от 31.10.2011 № 470
Обеспечение открытости, прозрачности и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления, повышение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей предусмотрено в Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Данная система помимо автоматизации процессов управления доходами и расходами бюджетной системы предусматривает интеграцию и автоматизацию процессов управления нефинансовыми активами (имуществом) государственных учреждений.
В рамках указанных нормативно-правовых актов Минимуществом Чувашии в составе АИС «Управление государственной собственностью Чувашской Республики» разработан специальный Модуль для взаимодействия с органами исполнительной власти Чувашской республики в целях формирования единой базы данных о деятельности государственных организаций и органов власти Чувашской Республики.
Целью создания данного Модуля является формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков сектора государственного управления путем аккумулирования в единой базе данных информации, содержащейся в разрозненных информационных базах. При этом выявилось, что многие ОИВ исполняли свои полномочия в части мониторинга и анализа ведомственных показателей в условиях отсутствия автоматизированных программных продуктов – в так называемом ручном режиме – посредством программ Ехеl или Word.
При формировании перечня показателей, включаемых в Модуль, в первую очередь предлагались показатели, подлежащие учету в Реестре государственного имущества (стоимостные показатели имущества, показатели обременения его использования), а также показатели эффективности деятельности государственных организаций. Данная работа проводилась по согласованию со специалистами Министерств и ведомств, исходя из функций и полномочий для каждого отдельного ведомства, предусмотренных решениями федерального Правительства и Кабинета Министров Чувашской Республики.
Следует подчеркнуть, что для каждого пользователя межведомственного Модуля установлен различный объем прав доступа:
- практически полноправными пользователями Модулей являются министерства и ведомства, поскольку только они имеют права внесения данных в информационные Модули и права изменения этих данных;
- Минимущество Чувашии имеет только право просмотра указанных данных в целях дальнейшего использования ведомственных показателей при ведении Реестра государственного имущества Чувашской Республики, принятии решений по использованию и распоряжению государственным имуществом.
Таким образом, Модуль информационного взаимодействия создан в большей степени для решения вопросов отраслевых министерств и ведомств в целях:
ликвидации многократного ввода и обработки данных в ручном режиме;
автоматизации процессов мониторинга и анализа ведомственных показателей;,
повышения оперативности подготовки и принятия управленческих решений благодаря объединению в единой базе данных информации, содержащейся в разных информационных базах одного и того же министерства (ведомства).
Объективная необходимость межведомственного информационного взаимодействия в сфере управления государственным имуществом может проиллюстрировать следующий достаточно яркий пример:
В 2011 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации были проведены проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверок выявлено, что из-за отсутствия взаимосвязи по учету автомобильных дорог федерального значения как государственной собственности между Росавтодором и Росимуществом в Реестре федерального имущества не учтены земельные участки, занятые автомобильными дорогами федерального значения, общей площадью около 200 тысяч га (2 млрд. кв.м). При этом разница между данными Росавтодора и данными Росимущества о протяженности данных дорог составила 361 тыс. км.
Только после вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Минтрансом России и Минэкономразвития России организованы мероприятия по сверке данных об автомобильных дорогах федерального значения.
На сегодня в Чувашской Республике:
- Соглашения о межведомственном взаимодействии подписаны всеми органами исполнительной власти ЧР, в ведении которых находятся государственные учреждения и предприятия, а также Министерством финансов Чувашской Республики;
- определены уполномоченные лица из состава штатных работников министерств и ведомств для обеспечения функционирования программных модулей.
При этом Соглашения по девяти министерствам помимо информации о деятельности государственных организаций предусматривают тематические разделы с узко ведомственными показателями, мониторинг которых возложен на них решениями Правительства.
Например, информационное взаимодействие осуществляется:
- с Минприроды Чувашии - по показателям особо охраняемых территорий, водных объектов, лесных участков, гидротехнических сооружений;
- с Минсельхозом Чувашии по показателям наличия неиспользуемых земельных участков всех форм собственности, а также ввода в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения;
- с Госветслужбой Чувашии - по показателям размещения и обустройства скотомогильников на территории Чувашской Республики;
- с Минстроем Чувашии - по вопросам обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры в рамках реализации Закона Чувашской Республики от 01.04.2011 № 10 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике";
- с Минэкономразвития Чувашии - по показателям инвестиционных площадок, а также деятельности некоммерческих автономных организаций, учредителем которых выступает Министерство.
- с Минздравсоцразвития Чувашии – по показателям рождаемости детей и мониторингу количества многодетных семей в целях разработки и проведения мероприятий по обеспечению их земельными участками на безвозмездной основе;
- с Минтрансом Чувашии – по показателям автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, объектам дорожного сервиса, земельным участкам в полосах отвода и придорожных полосах этих дорог;
- с Минкультуры Чувашии - по показателям памятников истории и культуры;
- с Минфином Чувашии - по объемам государственного субсидирования государственного учреждений и доходов от предпринимательской деятельности бюджетных и автономных учреждений.
Хотелось бы остановиться отдельно на вопросах информационного взаимодействия, касающихся экономических показателей государственных унитарных предприятий, ХО и учреждений.
В соответствии с действующей нормативно-правовой базой Чувашской Республики вопросы осуществления контроля за деятельностью подведомственных организаций, обобщения и представления отраслевой финансовой, бюджетной и статистической отчетности относятся к функциям органов исполнительной власти Чувашской Республики, на которые возложены
- координация и регулирование соответствующих видов экономической деятельности в отношении ГУП и ХО с долей участия Чувашской Республики в уставном капитале более 50%;
- или осуществление функций и полномочий учредителя подведомственных госучреждений.
При этом в Положениях практически всех министерств и ведомств установлено, что свои полномочия они осуществляет во взаимодействии с органами исполнительной власти Чувашской Республики.
Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.03.2011 № 88 решаются Минимуществом Чувашии только по согласованию с органами исполнительной власти Чувашской Республики, являющимися учредителями подведомственных учреждений.
Особую актуальность вопросы обеспечения полноты учета госимущества, построения его оптимальной структуры, рационального и эффективного управления в настоящее время приобретают и в связи с происходящими реформами в бюджетной сфере, сфере общественных финансов.
Практически при формировании Модулей учитывались показатели деятельности государственных организаций, рассматриваемые на заседаниях балансовых комиссий Министерств и ведомств, а также на заседаниях Наблюдательных советов автономных учреждений при анализе их ФХД.