20 декабря 2017 г.
Ко многому в жизни человек бывает не готов: к непредвиденным трудностям, внеплановой аттестации или, к примеру, падению акций. Но существуют явления, к которым мы должны отнестись со всем пониманием. Например, помочь инвалидам адаптироваться в обществе и перестать быть «вырванными из контекста».
Люди так не делятся
Наверное, многим знакомы слова из социальной рекламы: «Инвалид, не инвалид – люди так не делятся». В жизни ситуация складывается по-другому. Мы редко встречаем людей с ограниченными возможностями на прогулке, где-то в оживленных местах. Оттого нам кажется, что проблемы со здоровьем обходят наше общество стороной. Однако это далеко не так.
В республике проживает почти 85 тыс. инвалидов – 7% населения.
В том случае, если кто-то кашляет или чихает, мы стараемся держаться от него подальше, чтобы не подцепить простуду. Такое же поведение со стороны многих можно наблюдать, когда вместо болеющего человека – инвалид. Можно ли это объяснить неприспособленностью менталитета к сочувствию и поддержке неравных нам по здоровью? На мой взгляд, несколько поколений «прячущихся» в своих домах инвалидов можно было бы «влить» в общество раньше, если бы соответствующие программы занялись их интеграцией несколько десятков лет назад.
Давно, когда мы переехали, вместе с квартирой обрели добрых соседей как с нашего подъезда, так и из соседних. Также мы узнали и их истории. Ежедневно в одно и то же время тонкие стены пропускали звуки игры на гармони. Мне было любопытно, почему же по прошествии долгого времени человек за стеной никак не мог выучить мелодию. Позже я узнала, что у него серьезные проблемы со здоровьем, а познакомившись лично во дворе, поняла, почему и какие. Честно, раньше мне казалось, что неуравновешенные личности таят в себе некую угрозу, словно не знаешь, чего от них ждать. Но Гриша при помощи своей матери научился бороться с недугом и не намерен на нем замыкаться. Более того, каждое утро до работы и после (во время своих прогулок) он интересуется успехами и планами жильцов дома, которые охотно с ним общаются. Природа забрала у него одно, а дала взамен искреннюю общительность и дружелюбность. И, надо сказать, в нашем доме к нему никто не относится как к странному и не чурается его, потому что он такой же, как мы, только со своей историей и судьбой.
Не пандусами едиными…
В последнее время много говорится о программе «Доступная среда», которая должна была помочь людям с ограниченными возможностями здоровья. Да, многие организации сделали элементарные вещи – обеспечили входы пандусами, специальными ограждениями и перилами, предусмотрены места для парковки транспортных средств инвалидов, имеются лестничные подъемники для инвалидов-колясочников. Но зачастую они просто не пригодны для реального использования: пандусы бывают настолько крутыми, что на инвалидной коляске подняться по ним сродни преодолению полосы препятствий. Или же, например, один магазин на Московском проспекте давно установил вместо пандуса практически рельсы для скоростного спуска, а впереди через пару метров – поручни, за которые, видимо, инвалид должен схватиться, чтобы не улететь. Позже магазин все-таки был оборудован стандартным пандусом, но забыл предупредить людей с трудностями здоровья о его нахождении – с торца. Этот случай наглядно показывает, что некоторые фирмы, компании обеспечивают «доступную среду», не задумываясь о самих людях, для которых эта программа и была разработана. Поставили и забыли. Главное – все по закону.
Общий объем финансирования программы «Доступная среда» из бюджетов всех уровней за 2014–2017 годы составил более 520 млн руб.
В этом отношении наглядна забота о своих подопечных в Чебоксарском экономико-технологическом колледже, поддерживающем инклюзивное образование и взявшем под свое крыло более половины инвалидов, обучающихся в ссузах.
В Чувашии социальную пенсию получают 6,6 тыс. детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы.
Так, здесь на 3 курсе учится Анатолий Яковлев. Три раза в неделю родители привозят его на машине из Урмарского района. И, несмотря на то, что жизнь приковала его к инвалидному креслу, судя по настрою, сдаваться он не намерен: Толя поставил перед собой задачу стать мастером по обработке цифровой информации. Ко всему прочему, путь к получению образованию весьма тернист – его занятия проходят на 4 этаже. И каждый раз при помощи кого-либо специальный механизм позволяет Анатолию на коляске подниматься по лестнице, а если нужно – вниз.
– Скажи честно, тебя не пытаются как-то обидеть или задеть? – спросила его я.
– Нет, я же и сдачу могу дать, – пошутил он. Его шутку подхватили и одногруппники. Стало ясно, что в этом коллективе и в самом деле царит дружеская обстановка.
Начни с себя
Мы часто ведем себя неправильно в отношении с инвалидами. Кто-то невольно, а кто-то намеренно. Например, сталкиваясь со случаями яростного противостояния совместного посещения образовательных учреждений обычными детьми и детьми с определенными проблемами, невольно ловлю себя на мысли, что, наверное, резонно возникает вопрос об абсолютном здоровье родителей, стремящихся, по их словам, к нормальным условиям для своих чад...
Кажется, мы сами себя не интегрировали в общество, приняв его таким, каков он есть. Мы ждем, что все будет хорошо, но при этом сами не делаем для этого ничего. Наверное, пришло время начать – открыть себя, свою душу тем, кто этого ждет.