Московский областной суд разъяснил, что членство в садовом некоммерческом товариществе налагает на человека определенные обязанности, за неисполнение которых можно лишиться дачи.
Печальный пример такого рода Мособлсуд подробно разобрал в свежем обзоре судебной практики. В одном из садовых товариществ Солнечногорского района возник спор вокруг земельного участка.
Некогда участок получил М. - пожилой и заслуженный человек. Все его соседи также были люди, немало послужившие стране. Другим на первых порах места в товариществе не давали: СНТ было образовано в 1996 году для граждан, имевших льготы.
Однако в 2002 году общее собрание СНТ исключило М. из членов товарищества за то, что тот за несколько лет так и не приступил к освоению участка, а также не оплачивал членские взносы. Некоторое время земля простояла без дела. Затем в 2005 году участок был передан гражданин Ч. К новому собственнику у соседей претензий не было: тот регулярно платил взносы, а свой участок обжил.
Юридически земля была передана человеку в пользование. То есть поначалу она ему не принадлежала, но он имел право на ней распоряжаться. В смысле - работать. Подразумевалось, что других претендентов на этот участок нет. А в 2012 году постановлением администрации Солнечногорского муниципального района участок был передан гражданину Ч. в собственность. То есть он стал полноправным хозяином. Однако при оформлении документов выяснилась неприятная деталь: право собственности на земельный участок уже было зарегистрировано за женой первого хозяина как наследницы.
Оказалось, что М. умер еще в сентябре 2008 года. Его жена через суд добилась, чтобы участок был переписан на нее в порядке наследования. Естественно, возник спор, а кому же на самом деле должна принадлежать земля? Московский областной суд, во всем разобравшись, решил, что второй хозяин в данном случае важнее. Раз М. был исключен из садового товарищества, значит, земля уже не его.
Первый хозяин за три года не освоил участок и не заплатил никаких взносов, так что землю отдали другому
"Решение собрания направлено ему заказной почтой и согласно почтовому уведомлению вручено лично, при жизни не оспорено, - пояснил Московский областной суд. - Таким образом, право пользования спорным земельным участком за М. прекратилось с момента исключения его из членов СНТ".
Новый хозяин был принят в товарищество на общем собрании. "Ему был предоставлен спорный земельный участок, который по сведениям СНТ он освоил и регулярно с 2005 по 2015 год оплачивал членские взносы", говорится в обзоре судебной практики Мособлсуда.
При этом принятие Ч. в товарищество было согласовано и с властями. Согласно квитанции им оплачены затраты на освоение территории. Так что посторонним на участке он точно не был.
Ссылки на то, что у Ч. нет льгот, не прошли, так как он был принят в товарищество установленным порядком, и никто не оспаривал его членство.
Поскольку тема важная для всех садоводов, Московский областной суд решил в своем свежем обзоре разобрать на примере данного дела, как правильно понимать закон.
"Членство в СНТ предоставляет гражданину как права, так и налагает на него определенные обязанности, за неисполнение которых допускается исключение из членов товарищества, что лишает его права пользования земельным участком", - пояснил суд.