Крещение
Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как
мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы.
Неподвижно застыли их ветки,
И меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своим цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чащи леса метелью,
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
И. Бунин
После
святок наступало крещение. По традиции в этот день
проходит обряд Водосвятия, на реках вырубаются
специальные проруби — иордани, считается, что после
купания в иордани, человек очищается от всех грехов.
Верующие в этот день спешат запастись святой водой
впрок.
Праздник Крещения Господня празднуется так же, как и
праздник Рождества Христова. В воспоминание о
евангельском событии в этот день, а также накануне (в
крещенский Сочельник) во всех православных храмах
совершается чин Великого водоосвящения. Эта освященная
вода именуется крещенской или (по-гречески) великой
агиасмой и обладает благодатными свойствами — освящать
материальные предметы и врачевать духовные и физические
недуги. В старину было также принято освящать воду в
реке или озере, для чего во льду пробивали широкую
прорубь — иордань, вокруг которой совершался крестный
ход. Для изгнания порчи, сглаза и всяких других
бесовских нахождений, в часы крещенского сочельника, на
дверях и окнах хат принято до сих пор ставить кресты
мелом.
У
верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской
воды, окроплять ею свои жилища, вещи и домашних
животных. Эту воду можно пить — желательно натощак.
Христиане^ благоговейно хранят ее в течение всего года.
Накануне праздника Крещения — 18 января — принято
соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский
сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается
употреблять только одно блюдо — сочиво. Крещенским
сочельником заканчиваются Святки — праздничные дня после
Рождества Христова.
На Руси в деревнях под Крещение старушки собирали снег
со стогов, считая, что только он один может выбелить
всякую холстину, чего так не сделает ни солнце, ни зола.
Этот снег якобы может сохранить даже в засушливых
колодцах воду на весь год. Снег, собранный в крещенский
вечер, считали целебным, им лечили различные недуги:
онемение в ногах, головокружение, судороги.
Были и приметы на этот день.
Если в
этот день метель, снег или поземка — быть урожаю.
Если
снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай,
пчелы станут хорошо роиться.
Мало
снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не
ищи, поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз,
что снегу нанес».
Если в
крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики
предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: «Ярки
звезды породят белые ярки». Ну, а девушки, конечно, в
крещенские морозы пекли пироги и выходили с ними вечером
окликать суженого, стараясь узнать свою судьбу, кидали
сапожки и прочее.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном:
Ярый воск топили.