о театре | труппа | пресса

С 1995 года репертуар Чувашского театра оперы и балета украшает "Спящая красавица" Чайковского, поставленная в редакции заслуженного артиста Чувашии Владимира Трощенко. В своей постановке он стремился динамизи-ровать действие, учитывая воз- можности труппы и специфику современного зрительского восприятия. Немало способствовали успеху постановки декорации выполненные по эскизам Натальи Пова-го: сочетание торжественности и блеска позолоты с нежностью мягких весенних красок как нельзя более точно соответствуют образности балета-феерии. Еще одним жанром, которому Чувашский музыкальный театр с первых лет своего существования уделял немалое место в своем репертуаре стала оперетта. Вот как определил значение оперетты основатель театра Б.С.Марков: "Оперетта для Чувашского музыкального театра имела не только "кассовое" значение (хотя и это полностью отрицать невозможно, ибо театр работает не в миллионном городе). Она имела принципиально творческое значение. Оперетта помогала всей труппе театра приобрести творческую свободу". Первой опереттой, поставленной на чувашской сцене стала "Сильва" И.Кальмана. Премьера ее состоялась 23 мая 1964 года. Целью режиссера-постановщика Б.Маркова было показать в рамках хорошо известного сюжета о "любви кафешантанной певицы и графского сына" историю становления таланта, "показать на сцене горячую, способную к самоотречению подлинную любовь к искусству" героини оперетты -Сильвы Вареску. Ради этого в пьесу были внесены значительные изменения - переставлены и дополнены музыкальные номера. С.Трегубов, доцент отделения музыкальной комедии Института театрального искусства им. А.В Луначарского высокого оценил спектакль: "...Пусть "Сильва" была сыграна тысячи раз и у нас, и за границей, пусть она известна любителям музыкальной комедии во всех деталях, пусть выработались своеобразные классические каноны, как ее нужно играть. На спектакле в Чебоксарах совершенно забываешь о виденном раньше. Неоценимое качество нового музыкального спектакля че-боксарцев - его молодость, свежесть, непосредственность. Следующее достоинство спектакля - его целомудренная чистота. Ведь "Сильва" венгерского композитора Имре Кальмана во многих театрах играется как довольно банальная музыкальная пьеса из жизни светского общества... В спектакле Чувашского театра по сути дела решается опереточными средствами проблема таланта". В настоящее время в репертуаре театра наряду с "Сильвой" И.Кальмана представлены и другие классические оперетты "Цыганский барон" и "Летучая мышь" И.Штрауса, "Веселая вдова" ФЛе-гара. В стенах театра, который с 1993 года имеет высокий и ко многому обязывающий статус театра оперы и балета, царит магия музыки в сочетании с драматическим искусством искусством хореографии. Это и определяет оперу и балет как жанровую основу театрального репертуара, дополняемую постановкой оперетт и музыкальных комедий. Определенное место в репертуарной афише театра занимают концерты. Не редки обращения театра к произведениям современных композиторов. Это обнаруживает себя не только в национальном репертуаре. В разные годы свет рампы в Чувашском музыкальном, а затем Чувашском театре оперы и балета увидели оперы "Чапай" Бориса Мокроусова, "Бедный матрос" Дариуса Мийо, "Портрет" Виктора Пигузова, балеты "Сотворение мира" Андрея Петрова, "Тысяча и одна ночь" Фикрета Амиро-ва, "Полет в Шанхай" на музыку Жана-Мишеля Жарра. Пестрит названиями разных городов России и ближнего зарубежья гастрольная карта театра: Москва, Петербург, Архангельск, Мурманск, Астрахань,Махачкала, Грозный, Гродно, Казань, Йошкар-Ола, Ульяновск, Саранск, Одесса. С изменением экономических условий театральной жизни прежняя практика гастролей канула в лету. И тем не менее продолжает су- ществовать традиция обмена спектаклями Чувашского оперного с театром оперы и балета Республики Марий Эл. В 1997 году состоялось турне оркестра и оперных солистов по Италии. В 1999 году балетная труппа гастролировала в Испании. Особую роль в образовании и укреплении творческих контактов Чувашского театра оперы и балета с отечественными и зарубежными исполнителями ныне играют фестивали. Ежегодно, с 1991 года проводится оперный фестиваль, Максима. В мае 1997 года состоялся первый балетный фестиваль, которым коллектив театра отметил 30-летие балета в Чувашии. Для коллектива Чувашского театра оперы и балета каждый фестиваль - праздник и экзамен одновременно. Радость от встреч с талантливыми музыкантами неразрывно связана с негласным призывом к художественному состязанию. Именно такая волнующая творческая атмосфера способствует развитию национального исполнительского искусства. А ему есть чем гордиться. Это солисты-вокалисты, артисты разных поколений: народный артист России и Чувашии Петр За-ломнов, засл. артист России и нар. артист Чувашии Анатолий Канюка, засл. артистка Росиии, нар. артистка Чувашии Алевтина Зинкина, нар. артист Чувашии, лауреат Международных конкурсов Валерий Иванов, нар. артистка Чувашии Мария Еланова, засл. артистки Чувашии Валентина Смирнова, Светлана Рыбакова, молодые солисты оперы - дипломант Мекжду-народного конкурса Людмила Яковлева, Валентина Двойнова, Александр Христофоров, Светлана Ефремова, Константин Ефремов. И солисты балета: засл. артистки России и Чувашии Ольга Серегина и Елена Лемешевская, засл. артистки Чувашии Галина Никифорова и Татьяна Андреева, нар. артист Чувашии Юрий Свинцов, Татьяна Аль-пидовская, Виктория Шиманская, Светлана Львова, молодая балерина Татьяна Вдовичева.

предыдущая
Информационное сопровождение А.И. Алексеева (8352) 62-11-77 kult1@cap.ru
о театре | труппа | пресса
главная | поздравления | история | участники | репертуар | пресса | фотоальбом | архив | гостевая | e-mail | на главную