о театре | труппа | пресса

Художником-постановщиком "Птицы счастья" явился Валентин Федоров, живописно намекнувший золоченой листвой деревьев в сценическом лесу на золотой период истории предков чувашей. Костюмы созданные по эскизам художника по костюмам Галин Юсуповой, стремились следовать одновременно исторической правде и театральности. На протяжении всей своей истории, последовательно и настойчиво театральная труппа осваивала произведения отечественной и зарубежной оперной классики, выполняя важнейшую миссию театра - просветительскую. Вслед за "Евгением Онегиным" в первое десятилетие на его сцене были поставлены "Алеко" С.Рахманинова (1963), "Паяцы" РЛеонкавалло (1963), "Севильский цирюльник" Д.Россини (1964), "Мадам Баттерфляй" Д.Пуччини (1967), "Сельская честь" П.Масканьи (1970). В репертуарной политике театра явно просматривалась склонность его художественного руководства к верис-тской опере - произведениям РЛеонкавалло, П.Масканьи, Д.Пуччини. И это вполне оправданно: яркая, эмоционально взрывчатая музыка, волнующие сюжеты из жизни простых людей - все это должно было привлечь и привлекало внимание формирующейся театральной публики к классической опере. В русле поисков контакта с публикой именно в этом направлении лежит и обращение театра к опере Ж.Бизе "Кармен". Постановка "Кармен" стала главной премьерой сезона 1973-1974 гг. В состав постановочной группы вошли режиссер Б.Марков, дирижер В.Павлов, художник М.Журавченко, балетмейстер ЯЛившиц, хормейстеры А.Фишер и В.Андреев. Декорации этого спектакля, как и некоторых других, были изготовлены в мастерских Большого театра СССР. Б.Марков задумал создать оперу-балет, не меняя, как он пишет, ни "единой нотки в партитуре Визе". Основой для создания подобной концепции спектакля стала энергичная, буквально пронизанная танцевальными ритмами музыка французского композитора. Рецензируя постановку музыковед М.Кондратьев писал: "... в сценическом решении театра "Кармен" представляет собой красочный спектакль с танцами, хорами, шествиями, великолепными декорациями. На этом фоне разворачивается основная сюжетная коллизия. С целью ее усиления режиссер по-своему трактует отдельные эпизоды (финал III акта), вводит мимический пролог, в лицах представляя содержание симфонической увертюры, находит удачное сценическое воплощение сложных ситуаций второго и чет- вертого актов... Громадный подъем, с каким была сыграна премьера, позволяет думать, что "Кармен" будет жить и совершенствоваться на сцене музыкального театра. Вообще, надо надеяться, что она станет ступенью роста не только для исполнителей, но и для аудитории". "Кармен" в постановке Б.Маркова действительно была суждена долгая жизнь вплоть до недавнего февральского спектакля 39-ого театрального сезона 1999 года с приглашенной на главную партию солисткой Тетра оперы и балета Республики Башкортостан Татьяной Каминской. Значительное место в репертуаре театра занимали и занимают оперы Верди. В разные годы театр обращался к знаменитой оперной триаде 50-х гг. XIX в.: "Риголетто" (1969, 1999), "Трубадуру" (1987) и "Травиате" (1972Д993). Одной из серьезных работ театра стала постановка "Отелло" в 1992 году (режиссером Юрием Александровым и дирижером Шалвой Мегрелишвили. Не единожды оживали на сцене театра герои самой знаменитой в истории музыки опе- ры-буффа "Севильского цирюльника" ДЖ.РОССИНИ. Впервые она была поставлена в 1964 году режиссером-постановщиком И.Корпаносо-вой и дирижером Л.Святославс-ким. Недавняя постановка 1997 года, оформленная Н.Поваго, в своей основе имела режиссерское решение Г.Данилова 1979 года. Жизнеспособным оказался и поставленный Георгием Геловани в 1984 году "Фауст" Ш.Гуно. Русскую оперную классику кроме "Евгения Онегина" в разное время представляли - и представляют по сегодняшний день - "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова (1976), "Иоланта" П.Чайковского (1983), "Князь Игорь" (1985), "Пиковая дама" (1993). Весенний месяц май, чье свежее дыхание распахнуло занавес перед началом первого оперного спектакля на чувашской музыкальной сцене, стал счастливым и для чувашского балета. 19 мая 1967 года в Чувашском музыкальном театре была осуществлена постановка первого балетного спектакля. Им стала "Жизель" Адольфа Адана, перенесенная в Чебоксары из самого "хореографического" города России Петербурга-Ленинграда - балетмейстерами Констанином Шатиловым, Ниной Беликовой, Николаем Румянцевым. Юные солисты чувашского балета - выпускники Ленинградского хореографического училища им. Агриппины Вагановой составили ядро балетной труппы, а кордебалет поначалу также состоял преимущественно из выпускников студии, как и хор оперной труппы. "Смелость, творческая дерзость, организаторская работа балетмейстеров, исключительная помощь ленинградских хореографов-педагогов, ... напряженный труд профессиональных танцовщиков и участников балетной студии при театре", - вот, что по мнению Б.Маркова сделали возможным рождение "Жизели" на чувашской музыкально-театральной сцене. Дирижировал спектаклем П.Филиппов, художником-сценографом выступил Б.Тихомиров (Большой театр, г.Москва). Много труда в создание спектакля вложили концертмейстеры балета В.Вишнева и З.Ремизова. В партии Жизели выступили Галина Васильева и Лариса Ивановская. В дуэте с Г.Васильевой успешно выступал Александр Федоров (граф Альберт). Константин Бирюков, выпускник Пермского хореографического училища, был партнером Л.Ивановской. Внимание привлек и легкий, воздушный танец Любови Клементьевой - исполнительницы партии Мирты - повелительницы таинственных вилис. В партии лесничего Ганса выступили Николай Никифоров и Владимир Иванов. "Жизель" до сих пор украшает репертуар театра как и хореографическая поэма Михаила Фокина на музыку Шопена - "Шопени-ана", также поставленная в Чувашии преподавателями-"вагановцами" К.Шатиловым, Н.Румянцевым, Н.Беликовой. С этих спектаклей ведет свое начало классическое направление в балетном репертуаре Чувашского театра оперы и балета. С 1970 года - премьеры балета Федора Васильева "Сарпиге" начинает разворачиваться национальная линия в балетном репертуаре театра. Постановщиком балета "Сарпиге" стал Владимир Богданов, дирижировал премьерным спектаклем Петр Филиппов. Народный артист СССР, известный отечественный хореограф, профессор Ростислав Захаров писал об этом спектакле в "Известиях" от 29 июля 1970 года: "В многонациональной театральной жизни нашей страны произошло радостное событие - родился первый чувашский балет, а вместе с ним и самая юная балетная труппа. К 50-летию Советской Чувашии музыкальный театр в Чебоксарах выпустил премьеру балета "Сарпиге". Сюжет его несложен. Навеянный чувашскими сказками, он посвящен извечной теме борьбы и торжества света над мраком. Красавица Сарпиге и юноша Сардиван, полюбив друг друга, поклялись в вечной верности своей чистой любви. Но их счастью пытается помешать злая мачеха Сахха и ее сообщник Эсреметь, властитель лесных чащоб. Несмотря на все их козни и колдовство, любовь побеждает. Музыка балета, написанная чувашским композитором Ф.Васильевым, впитала в себя национальные мелодии. Она задушевна, образно выразительна в поэтических и лирических картинах, безудержно весела и задорна в народных сценах, остро гротескна в обрисовке злых сил. В композиции классического танца балетмейстер В.Богданов внес элементы, характерные для чувашского народного творчества. Выразительны и ярки в спектакле дуэты и массовые танцы. Немало способствуют успеху балета декорации и костюмы художника С.Умнова, созданные в традициях народной декоративной живописи... Особо хочется отметить молодую балетную труппу. В ней пока всего... 25 человек! Это сама юность, только что пришедшая в большое искусство. В труппе есть настоящие мастера с яркой индивидуальностью. Назову Г.Васильеву (Сарпиге), хорошую танцовщицу и актрису. Все ее движения, позы грациозны и обаятельны. Несколько иной "почерк" у Л.Ивановской. Ее Сахха, властная мачеха, то обольстительная красавица, то жестокая колдунья, воплощение злобы и ненависти. Светлым и чистым душой предстает в спектакле юноша Сардиван (А. Федоров). Выразителен образ Эсреметя (Н.Никифоров), ярко раскрывающийся в технически сложных гротесковых танцах, изобретательно сочиненных балетмейстером..." Через пять лет на сцене театра был поставлен другой балет Ф.Васильева - "Арзюри". Балетмейстерами-постановщиками выступили Владимир Богданов и Николай Никифоров, дирижер-постановщик Валерий Важоров. Оформлял спектакль Сергей Ум-нов. Либретто, в котором использованы народные сказки и поверья, принадлежало самому композитору. Название балета - в переводе на русский язык "арзюри" - леший, призрак, оборотень - ориентировало зрителя на традиционный балет-сказку. Но его содержание выходило за рамки сказочности. В центре спектакля - столкновение бедняка Эндри и его возлюбленной Аниты с кулацким сыном Мигулом, приводящее к гибели влюбленных. Сцены народной жизни, воплощенные в массовых танцах изображавших масленичное гуляние, дере- венские посиделки, чередовались с лаконичными сольными "портретными" танцами. Лирическим кульминацией балета стал дуэт Эндри и Аниты во второй картине I действия. В дальнейшем национальный хореографический репертуар пополнился балетами "Чудесная вышивальщица" Виктора Ходя-шева в постановке А.Андреева (1979), "Угаслу" Аниты Лоцевой в постановке В.Бударина (1991), балетом для детей "Пюрнеске" Андрея Галкина, также поставленном В.Будариным в 1994 году. В 1998 году на театральной афише появилось название нового национального балета. Им оказалась "Зора" молодого чувашского композитора Лолиты Чекушкиной (компьютерная версия музыки сделана автором и Игорем Столяревым) по одноименной пьесе Н.Г.Гарина-Михайловского на либретто И.Дмитриева. Главный герой пьесы и балета Гарри приезжает из Лондона в Россию, чтобы строить дороги и дома, чтобы создавать новую жизнь. Столкновение идеи прогресса с консерватизмом }киз-ни неизбежно, но желание навязать лучшее силой граничит с непониманием законов жизни, поэтому ею отвергается. Эту идею Гарин-Михайловский облекает в форму романтизированной драмы, основным двигателем которой является любовь англичанина Гарри к чувашской девушке Зоре. Третье в чувашской музыке и также "балетное" обращение к этой пьесе Л.Че-кушкиной после Аверия Токарева и Анисима Асламаса отличается прежде всего тем, что драматическое начало отступает в ее музыке перед стремлением воплотить красочность необычного сопоставления миров: Лондон - Чаваш ен. Этому немало способствовало и желание либреттиста Иосифа Дмитриева придать действию и в той, и в другой "географии" черты обрядовости. Многолюдье карнавального шествия в столице туманного Альбиона -праздник урожая или Гая Факса, отмечаемый в конце ноября и столь ярко описанное Гариным-Михайловским в очерках "В сутолоке провинциальной жизни" цветение чувашского хоровода предстают в музыке балета как вереница красочных звуковых полотен. Постановщика-балетмейстера Владимира Трощенко более привлекла драма отношений - классический любовный треугольник героев балета Гарри (Му-радАдырхаев) -Зора (Ольга Рожевич) - Зораим (Константин Щедрин). Безусловно сильной стороной спектакля явилось сценическое оформление и костюмы. Согласованность в работе художника-сценогра-фа Валентина Федорова и художника-модельера по костюмам Галии Юсуповой создали зрительный ряд, который усиливает музыкально-хореографическое "звучание" балета. Репертуарной основой работы балетной труппы театра был и остается классический репертуар. В 1971 году Владимир Захаров поставил в Чебоксарах балет Чайковского "Лебединое озеро". Молодой балетмейстер опирался на классическую хореографию Мари-уса Петипа, Льва Иванова, творчески переосмыслил в своей постановке работы хореографов XX столетия - Александра Горского и Асафа Мессерера. Консультантом В.Захарова выступила выдающаяся танцовщица, народная артистка СССР Марина Семенова. "С первых же эпизодов чувствовалось творческое единомыслие постановщиков спектакля - балетмейстера, дирижера Л. Святославского и художника М.Журавченко, -вспоминает Б.С.Марков, - это единомыслие направлено на выявление философской сущности гениального произведения, на бережное и вместе м тем активное творческое воспроизведение хореографического текста классических композиций". Спустя семнадцать лет - в 1988 году в Чувашском музыкальном театре была осуществлена новая постановка "Лебединого озера" Чайковского. На сей раз его ставили Константин Сергеев и Наталья Дудинская. Знаменитому дуэту Дудинская - Сергеев принадлежало создание на сцене Кировского, ныне вновь Мариинского театра, ряда образов, ставших эталонными в отечественной хореогра- фии. Затем внимание мастеров сцены переместилось в постановочную сферу. Редакция "Лебединого озера", сделанная танцовщиком и хореографом КСергеевым, принадлежит к ярким страницам сценической жизни балета. Поставленные им танцы первого акта, отдельные сцены и номера третьего действия органично вплелись в хореографическую партитуру, созданную балетейстера-ми XIX столетия. В этой постановке балет идет на сцене Чувашского театра оперы и балета и в настоящее время. Другим балетом Чайковского, к которому театр обратился в 1973 году стал "Щелкунчик". Восстановленный в хореографии М.Петипа балетмейстерами Вадимом Богдановым и Валерием Александровым спектакль погружал зрителя в мир фантастических образов некогда возникших в романтическом воображении Э.Т.Гофмана. И тем не менее в сценической обстановке спектакля ощущалась жизненная правда. Этому в значительной степени способствовало талантливое .оформление его художницей М.Журавченко. Сохраняя атмосферу красочного мира фантастики, она создала декорации, постоянно напоминающие зрителю о мире реальности. Чувство меры в выборе красок, преобладание теплых тонов, точность штриха - все это было направлено на создание эмоциональной атмосферы спектакля. В нынешнем 40-ом сезоне состоялась очередная премьера "Щелкунчика" в редакции Ольги Се-региной и сценографии московской художницы Натальи Поваго, "почерк" которой отличается сочетанием фантазийной легкости штриха и гармоничностью цветовой гаммы. Одним из самых ярких и динамичных балетных спектаклей на сегодняшней театральной афише является "Дон Кихот" Минкуса. Балет этот на сцене театра ставился дважды - балетмейстерами Виталием Тимофеевым (1977) и Алексеем Андреевым (1982). Обе редакции были в четырех актах и представляли собой перенос петербургской хореографической версии балета созданной Мариусом Петипа с авторскими дополнениями. Владимир Трощенко в своей работе опирался на московскую хореографию Александра Горского. Сохранив основные танцевальные номера московской постановки, В.Трощенко сконцентрировал действие, что позволило создать динамичный двухактный спектакль, премьера которого состоялась в 1994 году.

предыдущая следующая
Информационное сопровождение А.И. Алексеева (8352) 62-11-77 kult1@cap.ru
о театре | труппа | пресса
главная | поздравления | история | участники | репертуар | пресса | фотоальбом | архив | гостевая | e-mail | на главную